Счастливое время для велосипедистов, наконец, настало. Снега нет, дождя нет, под ногами сухо – катайся, сколько влезет. Вернее, сил хватит. Самолёты и поезда – для скорости, машины – для удобства, а велосипеды – для души.
Туда-обратно с ветерком
Конечно, велосипеды транспортом для души стали далеко не сразу. И кое-где ещё всё-таки остаются прежде всего средством передвижения. Например, в деревнях. Машин у деревенских жителей теперь не меньше, чем у городских. А вот общественного транспорта нет. А если деревня большая? Пешком из конца в конец – далеко и долго. На машине и на мотоцикле мужчины ездят. Вот велосипед – самое то. Потому этот вид транспорта самый ходовой у сельских жительниц. В магазин на велосипеде со специальной корзиной спереди – милое дело, как у нас говорят. Продукты в корзину покидала и поехала домой. И руки не тянет, и быстро.
К соседке съездить на дальнюю улицу, за молоком, в поле на картошку – везде велосипед пригодится. Он и по дороге, и по тропке проедет. Раньше и вовсе без велосипеда никуда – даже на дальние покосы на них ездили. А деревенские ребятишки с малых лет умели (да и сейчас умеют) на велосипеде гонять. Это вам не город – машин мало, все кругом соседи, родня да знакомые – катайся, где хочешь.
— Я научилась кататься на советском «Мишке» лет в пять, — вспоминает Марина, — это было у нас летом чуть ли не главным развлечением. Помню, как на спор переезжала тоненький шаткий мостик через ручей. По этой шаткой досочке надо было проехать быстро-быстро, чтобы не упасть вместе с великом в грязь. Упасть было не страшно – ручей был наполовину пересохший, мостик низенький – а обидно. До сих пор с гордостью вспоминаю, как я превосходила в этом умении всех мальчишек. А однажды, уже на школьном «Орлёнке» укатила с закадычным другом в поле за горохом. Потом мы ещё на речку заехали, ещё где-то погоняли – в общем, домой я явилась пред мамины очи часов в 9 вечера. Что было, конечно, кошмаром. Она уже всю деревню обегала. И все нас с Пашкой где-то видели, а нигде нас не было. Уже и предположений не осталось, куда ещё могли укатить семилетние дети.
Марина до сих пор любит кататься на велосипеде. Увы, в городе это особо негде сделать, а вот в родной деревне – всегда, ради удовольствия.
— У меня мама, которой за пятьдесят, до сих пор на велосипеде ездит, — рассказывает Татьяна, — как только снег сходит и становится проезжей дорога – каждый день по три километра туда и обратно в соседнюю деревушку к бабушке. Автобусы туда давным-давно не ходят, машины у родителей нет. Велосипед – и транспорт, и средство связи.
Мы – счастливые люди, потому что живём в средней полосе с умеренным климатом. Климат, конечно, не очень радостный, но всё же месяцев пять без снега и дождя позволяют покататься в своё удовольствие или по надобности на велосипеде. И, представляете, этому даже можно завидовать – на Севере такой велосипедной роскоши себе не позволишь. Галина Ивановна, которая много лет жила в Коми, была удивлена популярности велосипедов в наших маленьких городках и сёлах. Она переехала в область, когда ещё машины были не у каждой второй семьи, зато у всех были велосипеды. Сначала женщине казалось это странным и непривычным, а потом она сама села на велосипед, оценив его удобство.
Велосипед как образ жизни
Бывалые велосипедисты говорят, что велосипед – это почти философия. Образ жизни. Дмитрий Ксенофонтов, программный редактор регионального вещания «Русское радио», сел на велосипед несколько лет назад. И прочно так сел.
— Сначала стал кататься ради здоровья, а потом настолько привык, что езжу аж до первого снега. Езжу везде и всюду, куда только можно. На работу, например, каждый день. Из интереса однажды засекал – если добираться от дома до работы общественным транспортом, это пять минут пешком до остановки, сама поездка 10-12 минут, и это без пробок, пять минут от остановки до работы пешком. С пробками, обычно это обратный путь, выходит примерно полчаса, а то и больше. На велосипеде от подъезда дома до подъезда работы 7 минут 40 секунд. По городу — через любые дворы проедешь, через всякие препятствия. Я даже в «Волжский прибой» на велосипеде езжу, на дачу.
Главный минус во всём этом обилии плюсов, считает Дмитрий, — у нас нет культуры оставления велосипедов без присмотра.
— Даже если всё время приматывать его восемью цепями к дереву, — смеётся он, — можно быть уверенным, что на третий раз его всё равно сопрут. Друг приехал из Голландии неделю назад – говорит, у них масса велосипедных парковок, и никому даже не придёт в голову украсть велосипед. Так что мне приходится свой таскать всё время с собой. Но в тот же магазин с велосипедом наперевес не пойдёшь.
Костромичке Ирине около сорока и свою «велосипедную» жизнь она начала только в этом году. С новым мужем.
— Муж у меня – велосипедист со стажем, — рассказывает женщина, — а я каталась когда-то давно, по молодости, на обычном велосипеде. На велосипед мы с ним решили сесть, когда сильно подорожал проезд на пригородном автобусе. У нас дом за Костромкой, в Самети, а сами живём за Волгой. Вот в начале весны приобрели хорошие велосипеды, спортивные.
Ирина говорит, что к такому велосипеду надо привыкнуть – он тяжелее обычного, на её транспорте девять скоростей, с которыми нужно уметь управляться.
— Страшновато сначала было ездить, особенно по трассе, — признаётся женщина, — опыта-то никакого. Да как-то и возраст вроде… Сезон мы открыли, когда ещё снег не сошёл – недалеко от дома ездили, у нас тихие улочки. А теперь до Самети примерно за час доезжаем.
И новый велосипед Ирина уже оценила – намного удобнее обычного, шины другие, со скоростями удобнее – в горку, например, ехать. Ирина с мужем – дисциплинированные велосипедисты. По трассе едут осторожно, стараясь никому не создавать лишних помех. На их велосипедах есть зеркала заднего вида, светоотражающие элементы – чтобы велосипедистов было заметно в сумерках. Отдельно купили и установили велосипедные корзины – на дачу же обычно всегда есть что взять.
— Я уже за это время сильно похудела, — радуется Ирина, — да и вообще, ездить на велосипеде для здоровья очень полезно.
Супруги уже подумывают о том, что во время ремонта моста через Волгу велосипед станет их основным транспортом. На нём ведь можно любую пробку объехать. И на работу успеть, и на дачу вовремя попасть. Ирина, правда, пока побаивается мостов, но без велосипеда уже — никуда.
По костромским дорогам – на горном велике
Да, да! Именно так и никак иначе! Об этом мы услышали от нескольких велосипедистов.
Костромич Андрей не считает себя прожжённым велосипедистом до мозга костей. На своём горном велике колесит в свободное время по городу и за ним, регулярно ездит на работу. На наш удивлённый вопрос: как же по городским дорогам кататься на горном двухколёснике, — улыбнулся и ответил:
— У горного велосипеда широкая бездорожная резина, амортизатор, он многоскоростной – это удобно для преодоления сложной пересеченной местности. Такой велосипед универсален. На нём можно отправиться и в лес, и на разбитые городские дороги.
Такого же мнения придерживается и костромичка Людмила. Девушка рассказала, что в июле будет всего лишь… год, как она крутит педали.
— В детстве каталась на 3- и 4-колёсных велосипедах. С двухколесного один раз упала, ушиблась и пришла к выводу, что велосипед — это не моё (улыбается)! Потом ещё несколько раз пробовала научиться, но велик всегда кто-то придерживал, и самостоятельно я не ездила. Но в 20 лет мне стало так обидно, что малышня катается, а у меня не получается! – рассказывает девушка.
Тогда за дело принялся молодой человек костромички. И этот «преподаватель» не зря потратил время. За пару дней Людмила научилась держаться в седле двухколёсника.
— Когда всё получилось, было чувство, что я вот-вот взлечу! Скорость, ветер в лицо, чудесно! – восхищается новоиспечённая велосипедистка. — Я очень гордилась тем, что научилась ездить, ни разу не упав с велика. Но вот мы с моим молодым человеком решили отправиться на настоящую прогулку. Я ехала и думала, как я этим горжусь. Настолько погрузилась в свои размышления, что врезалась в какой-то забор и упала!
Откровенно говоря, дружба между Людмилой и велосипедом выстраивалась через муки и боль. Спустя три недели после покупки велосипеда, девушка упала с него и сломала ногу… Весь август несчастная пролежала в гипсе:
— Мне было очень грустно и обидно. Но через неделю после того, как гипс сняли, я снова села на вел. Теперь катаюсь на нём по 3-4 часа, пока не надоест.
Людмила признаётся, что нарушает правила дорожного движения для велосипедистов – колесит по тротуарам. Но она вынуждена так поступать, потому что в городе нет специализированных велодорожек, а со своим опытом, как мы видим, не очень удачным, на проезжую часть она не рискует соваться.
Пока что девушка колесит только по Костроме. Очень хочет съездить на велике в другой город, например, Плёс, но опасается: опыта почти никакого, да и дороги оставляют желать лучшего.
Шлемы у велосипедистов не в почёте
Мы зашли в один из костромских спортивных магазинов и поговорили с продавцом велосипедов. Он рассказал нам, что работает в этой сфере уже пять лет. За это время спрос на велосипеды вырос в два, а может быть и в три раза. Ажиотаж растёт с каждым годом. Приходят целыми семьями и потом уезжают из магазина на великах. Пик продаж приходится как раз на май. С середины апреля и до 7 мая в их магазине продали порядка 100 двухколёсников и… ни одного велошлема. Причём в продаже они есть, но берут их в основном роллеры.
— У меня нет такого, надеюсь на русский авось. Да и по опыту поняла, что голова – это не самая не защищённая часть моего тела. Думаю, её сложнее расшибить, чем, например, руки или ноги, — признаётся Людмила.
За сбитого велосипедиста — 2 года колонии
Анна ГОЛУБЕВА, инспектор управления ГИБДД по Костромской области, рассказала, что по данным на 7 мая с начала этого года в регионе произошло одно ДТП с участием велосипедиста. В прошлом году случилось 25 дорожных аварий, в которых пострадали любители двухколёсников. 2 человека погибли, 24 получили травмы, 2 находились в состоянии алкогольного опьянения.
Первое трагическое ДТП произошло в мае 2012 года в посёлке Чистые Боры Буйского района. Водитель ВАЗ-2110 наехал на 58-летнего велосипедиста. Пострадавшего мужчину повезли в больницу, но он скончался по пути в медицинское учреждение. Как сообщают в областной прокуратуре, суд установил, что водитель авто проявил грубую невнимательность, постоянно не контролировал движение своего автомобиля и в результате этого наехал на двигающегося впереди него в попутном направлении велосипедиста.
Вынося приговор, судья учёл все обстоятельства дела, в том числе смягчающие. Подсудимый старался помочь сбитому велосипедисту, в том числе делал ему искусственное дыхание, помогал врачам «скорой», компенсировал родственникам потерпевшего моральный вред, извинился перед ними. В итоге мужчину приговорили к 2 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении с лишением права управлять транспортным средством сроком на 2 года.
Второе ЧП случилось в октябре 2012 года. 58-летний водитель «семёрки» столкнулся с 60-летним велосипедистом в Костроме на Кинешемском шоссе. Велосипедиста с многочисленными травмами срочно доставили в первую городскую больницу, но вечером мужчина скончался.
Увы, в Костроме не так много мест, где можно спокойно прокатиться на велосипеде. Велосипедисты облюбовали набережную, парк Победы, подростки показывают чудеса езды на велосипеде в центре города и у филармонии. Особо «разгуляться» негде, поэтому большинство предпочитает кататься за городом.
Лариса АЛЕКСАНДРОВА,
Елена СМИРНОВА,
фото Николая Суворова
и из архива героев.
В тему
Велосипеды бывают:
— мужские и женские. Отличаются они конструкцией рамы: у первых – она скошена, у вторых – прямая. Есть рама унисекс. Женские модели гораздо меньше по размеру.
Рама бывает алюминиевая или стальная. Первая не ржавеет, более прочная, лёгкая, но стоит дороже.
— одноподвесочные и двухподвесочные. Первые амортизируют только передние колёса, вторые – и передние, и задние. По словам продавца-консультанта, для обычной езды по городу хватит одного амортизатора. Если же человек выбирает более экстремальное катание, лучше взять велик с двумя амортизаторами: не будет сильных ударов и колёса прослужат дольше.
Тормоза у велосипедов могут быть механическими или гидравлическими. Считается, что вторые лучше, но увеличивают стоимость транспорта на 2-3 тысячи рублей.
Кроме того, встречается торможение дисковое и колодное. Для прогулок по городу, по словам продавца-консультанта, вполне хватит колодного, а вот на сельской дороге, оно может подвести. Колодка пропустит грязь или глину, налипшую на колеса, что может привести к неприятной ситуации. Диск сработает более эффективно. Однако дисковое торможение добавляет к стоимости велосипеда ещё пару тысяч рублей.
Только факты
При выборе велосипеда стоит обратить внимание на расстояние между рамой и промежностью – оно должно составлять 1-2 пальца, в противном случае, можно удариться во время экстренного соскока, что не очень-то приятно.
Костромичи не покупают велошлемы, зато берут багажники, корзиночки, а также кресла для перевозки детей. Оно крепится к багажнику. Выдерживает до 35 кг. Стоит такая вещица порядка 4 тысяч рублей. Можно найти и более дешёвые модели, однако нет гарантии, что при аварии и падении такая конструкция не сломается.
Мечта дачника
Некоторые велосипедисты трёхколёсный велик за велик не считают. Однако тот трёхколёсник, который мы увидели в одном из костромских спортивных магазинов, нас поразил, настолько он роскошен! Настоящая мечта дачника! Выдерживает транспортное средство пассажира весом до 100 кг. Между задними колёсами имеется корзина, куда можно положить ещё 25 кг багажа.
ПДД для велосипедистов:
1. Управлять велосипедом разрешается лицам не моложе 14 лет (ПДД 24.1);
2. Лица, ведущие велосипед, должны следовать по ходу движения транспортных средств. Однако если велосипедист не едет на велосипеде, а ведет его рядом с собой, то он считается пешеходом. Поэтому вне населенных пунктов при движении по проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств;
3. Велосипеды должны двигаться только по крайней правой полосе в один ряд возможно правее. Допускается движение по обочинам, если это не создает помех пешеходам.
4. На регулируемых пешеходных переходах велосипедисты должны подчиняться сигналам велосипедных или общетранспортных светофоров, а также регулировщиков.
5. На нерегулируемых пешеходных переходах велосипедисты, как и все прочие водители, должны уступать дорогу пешеходам. Также следует уступать дорогу пешеходам, идущим к остановившемуся на остановке трамваю или от него (со стороны дверей), если трамвайные пути идут по проезжей части.
6. Велосипедистам не разрешается пересекать дорогу по пешеходному переходу, равно как и разворачиваться на пешеходном переходе (ПДД 8.11); в этом случае нужно слезть с велосипеда и перейти дорогу как пешеход.
Велосипедистам запрещено (по ПДД):
— ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой;
— перевозить пассажиров, кроме ребёнка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, оборудованном надёжными подножками;
— перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;
— ездить по дорогам при наличии рядом велосипедной дорожки. Она обозначается круглым знаком с белым велосипедом на синем фоне;
— двигаться по дороге в тёмное время суток (и/или в условиях недостаточной видимости) без включенного переднего белого фонаря;
— управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения;
— передавать управление велосипедом лицам, находящимся в состоянии опьянения, под воздействием лекарственных препаратов, в болезненном или утомленном состоянии, а также не достигшим 14 лет;
— движение по обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам.
— движение на автомагистралях. Автомагистрали обозначаются знаками «Автомагистраль» и «Дорога для автомобилей»;
— поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении.
За нарушение Правил дорожного движения велосипедистам грозит административная ответственность по Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статья 12.29. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения
1. Нарушение пешеходом или пассажиром транспортного средства Правил дорожного движения влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 200 рублей.
2. Нарушение Правил дорожного движения лицом, управляющим мопедом, велосипедом, либо возчиком или другим лицом, непосредственно участвующим в процессе дорожного движения (за исключением лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, а также водителя механического транспортного средства), влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 200 рублей.
3. Нарушение Правил дорожного движения лицами, указанными в части 2 настоящей статьи, совершенное в состоянии опьянения, влечёт наложение административного штрафа в размере от 300 до 500 рублей.