Объявления вроде: «Срочно требуется кровь, третьей группы, резус отрицательный» в Интернете появляются довольно часто. Однако большинство людей не реагирует на подобные запросы. Одни боятся какого-то нового вида мошенничества, другие справедливо считают, что сдать кровь – процедура непростая, и не хотят связываться. «А отдадут ли мою кровь именно моему другу?», «Наверняка это жутко больно!», «А я курю, мне, наверное, нельзя?» — как и в любой неочевидной теме вопросов здесь намного больше, чем достоверно известных ответов.
Между тем, специалисты от медицины утверждают, что равноценного эквивалента человеческой крови на сегодняшний день просто не существует. Настоящая кровь – уникальная ткань, и ни один синтетически созданный раствор не в силах ее в полной мере заменить. Единственный способ ее получить – процедура донации, то есть забор крови у добровольцев.
Чтобы разом ответить на все «вопросы крови», «Народная» отправилась в эпицентр регионального донорства – на областную станцию переливания крови.
Я бы в доноры пошел
На сегодняшний день областная станция переливания крови работает, исходя из потребностей лечебных учреждений.
Например, вот сегодня к нам приходит заявка на то, что требуется кровь, к примеру, третьей отрицательной группы, — рассказал Александр Потемкин, заместитель главного врача по медицинской части областной станции переливания крови.
– Мы отдаем требуемую кровь из своих резервов и тут же приглашаем доноров с такими же параметрами, чтобы пополнить запасы. Таким образом, у нас всегда имеется контролируемый резерв, который адекватен потребностям региона.
Стать донором означает не просто раз решиться, прийти и сдать кровь. Идеальный вариант развития событий – когда человек встраивается в эту систему. Ведь когда все идет по плану – всегда надежнее и удобнее как для медиков, так и для простых людей.
И все же главное для донора, как считает Александр Потемкин, – желание.
Ограничения, конечно, есть – по заболеваниям, например, или относительно диеты – чтобы качественные показатели крови были хорошими, — пояснил он, — Накануне запрещается прием спиртного, жирной и жареной пищи, за шесть часов до сдачи нельзя курить. Но ведь не поесть на ночь жирного и не выпить накануне алкоголя – нетрудно. А вот принять решение прийти и сдать кровь, найти в себе эти побудительные мотивы – по-настоящему трудно. И поэтому мы всех наших доноров считаем, не побоюсь этого слова, героями!
Костромичка Светлана – из числа таких вот обыкновенных героев. Хотя поступок свой никаким героизмом не считает. Она – донор вполне профессиональный, сдает кровь уже в четырнадцатый раз.
Впервые я пришла сюда в 2013 году. Решила для себя, что надо какой-то вклад свой внести, — рассказывает Светлана.
— По правилам, женщины могут сдавать кровь не чаще четырех раз в год. Я сдаю раза два-три в год стабильно. Сейчас это вошло уже в ритм – меня вызывают раз в полгода на карантинизацию – то есть проверить на наличие инфекций, и я заодно сдаю новую, так сказать, дозу крови.
Врачи заверяют, что польза от регулярных донаций не только в социальной миссии, исполнении некоего долга перед обществом. Периодический забор крови полезен для организма! Так, если вдруг случится какая-то значительная кровопотеря, то организму будет легче ее пережить и проще восстановиться. А еще регулярное обновление крови помогает не стареть!
Процесс пошел!
В представлении обычного человека, с медициной не связанного, все выглядит довольно просто: ты пришел, сдал анализы, у тебя взяли кровь, а потом ее, свеженькую и полезную, поскорей перелили нуждающемуся больному.
Не тут-то было! Действительно, после каждой донации кровь исследуют на множество показателей – заново определяют группу и резус-фактор, тестируют на наличие инфекций. Тесты на основные показатели делают очень быстро — буквально через 10 минут медки уже понимают, сможет ли человек стать донором.
Но на этом экспресс-анализе исследования не заканчиваются. Дело в том, что основное количество вирусов содержится в плазме крови, причем некоторые из них на момент сдачи крови могут находиться в скрытом периоде. Это значит, что сразу при сдаче крови такие инфекции не могут быть обнаружены. Именно поэтому кровь попадает к реципиентам – то бишь получателям, далеко не сразу. Оказывается, лишь через полгода врачи могут с уверенностью сказать, содержит плазма вирусы или нет. Но даже тогда плазму в больницу просто так не отдадут. Оказывается, спустя шесть месяцев донора снова приглашают на анализ крови на инфекции. И если за этот срок инфекции не проявились, плазму отправляют в лечебное учреждение.
Донорам очень важно явиться для повторного обследования через полгода! — подчеркивает Александр Потемкин. – В противном случае и его первый приход напрасен, и вся недешевая процедура забора крови, анализов, полугодового хранения была зря.
Разумеется, всех доноров предупреждают о том, что через полгода придется навестить станцию переливания крови снова. Но в наш безумный век об этом можно забыть, поэтому в Костроме донорам отправляют СМС: прошло полгода, придите, пожалуйста, сдайте кровь еще раз.
Кровь за кровь
На областной станции переливания крови отмечают, что когда в стране происходят трагедии, желающих сдать кровь прибавляется. Люди стремятся хоть как-то помочь жертвам, выразить свое сочувствие не словом, а делом. Но даже пострадавшим в серьезных авариях или, не дай Бог, террактах кровь бывает нужна в течение месяца – двух, а желающие ее сдать активно идут только в первые два дня. Кстати, нехватка донорской крови бывает и в праздники, когда народ гуляет.
А кровь нужна каждый день: во время операций, роженицам, при ожогах, производственных травмах.
Отдельная категория реципиентов – больные с диагнозом «лейкоз». Им требуется вливание тромбоцитов, отвечающих за свертываемость крови.
Больным, страдающим лейкозами, особенно на острой стадии, врачи вводят мощные антибиотики. Эти лекарства заодно со своим прямым действием – борьбой с инфекциями вместо ослабевшего организма – имеют отрицательный побочный эффект – они резко снижают количество тромбоцитов. В результате, у больного могут начаться кровотечения без повреждений кровят буквально все слизистые, происходят подкожные кровоизлияния, человек, что называется, плачет кровавыми слезами. Таким больным жизненно необходимо вливание донорских тромбоцитов! — рассказывает Александр Потемкин.
Процедура забора тромбоцитов более трудоемкая, чем обычная донация крови. В зависимости от метода заготовки, она может растягиваться до двух часов. Требования к донору крови на тромбоциты тоже повышенные: ими могут стать лишь совершенно здоровые люди от 20 до 40 лет. Но зато и нагрузка на организм меньше – ведь у донора берут не всю кровь, а лишь ее компонент, который восстанавливается в течение двух недель полностью. Так что сдавать кровь на тромбоциты можно до 10 раз в год и более!
На вопрос: можно ли сдать кровь для конкретного человека, специалисты областной станции переливания крови отвечают так: процедура забора крови требует определенного времени. А кровь чаще всего требуется экстренно, и в значительных количествах. Естественно, когда на счету каждая минута, речи не идет о том, чья взята кровь и кому ее перельют!
Но это не значит, что если кому-то из ваших близких потребовалась кровь, вы придете напрасно. Ведь ваша донация, как минимум, восстановит израсходованный запас, а возможно, и спасет чью-то жизнь Кровь за кровь, как говорится.
ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ для донорства
Онкология
Хронические воспалительные процессы
Психиатрические заболевания
Все группы инфекционных заболеваний
Прием алкоголя (не позднее, чем за 48 часов до сдачи)
Татуировки и пирсинг – с момента процедуры должен пройти год
Недавно сделанная операция
Возраст до 18 лет
Вес до 50 кг.
Много – не мало
Казалось бы, чем большее число людей придут сдавать кровь, тем лучше. Но это не совсем так. Оказывается, эритроциты могут храниться довольно ограниченное время – всего 42 дня. Тромбоциты и вовсе «живут» 5 суток. Значительный срок годности лишь у свежезамороженной плазмы – три года.
Излишки невыгодны с экономической точки зрения: помимо расходов на забор и хранение, невостребованную кровь нужно еще утилизировать.
Чтобы понять масштабы затрат на процедуру забора крови, возьмем, к примеру, стоимость забора тромбоцитов. Традиционный ручной забор стоит полторы тысячи; он позволяет взять три дозы клеток (а больным с лейкозом может требоваться до шести доз в сутки). Современный аппаратный способ, удобен как для донора, так и для работников станции, и позволяет за меньшее время получить сразу шесть доз тромбоцитов. Но стоимость одной процедуры — 14 тысяч рублей.
Именно поэтому, если идея стать донором вас осенила спонтанно, что называется, мимо проходя, знайте: такой путь к донорству – не из лучших.
Костромичка Наталья Смирнова до сих пор обижается:
Пришла я пару лет назад сдать кровь. Везде тогда шла реклама, листовки на улицах раздавали. Я отпросилась с работы, думала доброе дело сделать. Прихожу, а мне говорят: нам сегодня требуется третья отрицательная. Такой, как у вас, не надо!» Так обидно было!
Похожая история случилась и у студентки Костромского государственного университета Ксении Петровой.
Был, по-моему, День донора, и спеиалисты службы крови приехали прямо к нам в университет. Я решилась (хотя мне это решение далось непросто), — рассказывает девушка. – Но, несмотря на все громкие призывы становиться донорами, кровь у меня не взяли. Сказали,эта группа сегодня не нужна! Медсестра все нам пыталась объяснить, что это для них будет лишняя работа, если взятая кровь не пригодится, и ее потом придется утилизировать. Все говорят, доноров не хватает, нехватка крови и плазмы… Считаю, это как-то непрофессионально!
Проблему урегулирования экономической целесообразности и информирования потенциальных доноров на областной станции переливания крови решать пытаются. Как пояснил Александр Потемкин, для этого ежедневно станция переливания крови обновляет сведения о необходимости сдать кровь той или иной группы. Но узнать их можно только позвонив в регистратуру или придя на станцию лично. Регулярно обновляющегося сайта у организации нет, хоть открыть его и планируют. «Не все от нас зависит!», — разводят руками сотрудники станции.
Вот и возмущаются костромичи в Интернете: мол, пришел кровь сдать, а у них санитарный день. Или моя группа сегодня не нужна. На сегодня выход пока один – просто позвонить.
Группа крови на рукаве
Мест для наглядной фиксации своей группы крови немало: шевроны на форме военнослужащих, особая графа в школьных дневниках; мужчины припомнят обязательный пункт в военном билете, а кое-кто даже ставит штамп с «кодом крови» в паспорте.
Логично предположить, что все это делается на случай ЧП: а вдруг? Доктор Потемкин утверждает, что даже в случае экстренной необходимости переливания крови врач не поверит своим глазам.
Хоть в паспорте написано, хоть татуировкой на плече выбито – врач все равно обязан дополнительно проверить группу крови и резус-фактор, а сейчас мы еще и фенотип в обязательном порядке определяем. Без этого вам попросту не имеют права ни перелить донорскую кровь, ни взять ее для другого пациента, — пояснил Александр Потемкин. – Разве что случится нечто совсем из ряда вон, фенотипирование делать не будут.
Ошибок здесь допускать ни в коем случае нельзя. Если человеку перелить кровь другой группы, то она будет сворачиваться, станут разрушаться эритроциты, и организм будет пытаться вывести «чужую» кровь. Сразу же забиваются почки и печень, и человек погибает. Именно поэтому процесс подбора крови для переливания сегодня очень непрост. Как поясняют специалисты, кровь, даже если она тщательно проверена, все равно остается чужеродной тканью. Именно поэтому, чем более тщательно сделан подбор, тем больше шансов, что не будет осложнений. Чтобы их избежать, существует множество нюансов: особая температура хранения и транспортировки гемоконов – емкостей для хранения крови, обязательная перепроверка донорской крови непосредственно перед процессом вливания, биологическая проба: введение небольшими порциями во избежание шока и десятки других тонкостей, которые служат главной медицинской цели – не навреди.
И все же, это только рассказ длится долго. А в действительности от времени поступления заявки до прибытия необходимой крови к примеру, в операционную в Нерехте, проходит максимум два часа.
Случалось, что требуемую кровь экстренно привозили даже из Буя или Галича – там имеются свои отделения переливания крови. Такое случается, если при маштабных авариях или катастрофах пострадало много людей с одинаковой группой крови.
Всех, кто хоть раз проходил процедуру донации, специалисты службы крови заносят в общую базу доноров. На сегодняшний день в области около 6 тысяч человек являются донорами; из них активных доноров – немногим более четырехсот. А жизней, ими спасенных, – в разы больше.
Цифры и факты
В Костромской области на каждую тысячу жителей приходится девять доноров.
Общероссийский коэффициент безопасности – 20 доноров на тысячу.
Ольга СИДНЕВА.