16 апреля в редакции «Народной газеты» раздался звонок. Нас просили поздравить с Днём Победы Евдокию Ивановну Рябинцеву и добавили: «Она только сегодня получила удостоверение ветерана Великой Отечественной войны! На 92-м году жизни!» Корреспонденты «Народной газеты» заинтересовались необычной историей и отправились в гости к новоиспечённому ветерану.

Евдокия Ивановна, мать двоих детей, бабушка двоих внуков и одной правнучки, для своих лет выглядит очень хорошо, держится, как говорится, бодрячком. За свою жизнь перенесла она немало испытаний, но осталась добрым, бескорыстным и отзывчивым человеком.

Родилась наша героиня в 1923 году в деревне Шолково Судиславского района.

— Мать моя, Мария Ивановна, в 18 лет вышла замуж. Мужа взяли на Финскую войну и убили. Мама с сыном осталась одна. Раньше ведь не сами выбирали судьбу, а родители командовали: «Иди замуж-то за богатого!» И вышла моя мать за моего отца Ивана Ивановича Яблокова, на 20 лет старше себя. Первая жена его умерла, оставив троих детей. Родители отца были людьми богатыми. Дом на две избы: зимняя и летняя. Но каково ей было замужем? Отец говорил, чтобы её старший сын не ходил к ним… Нас родила шесть человек. Четверо детей умерли, а мы с братом остались живы, — вспоминает Евдокия Ивановна.

Случилось в семье Яблоковых большое горе – во время пожара сгорел весь дом и всё богатство. Ушли тогда на квартиру. Постепенно купили дом и перевозили его в Шолково. Правда, отец Евдокии Ивановны успел только печь сложить. Больше сделать ничего не смог – началось воспаление лёгких. До Судиславля супруга не довезла кормильца – умер по дороге у неё на руках.

— Мать воспитала нас одна, а дом так и остался недостроен, — говорит Евдокия Ивановна. – Началась война. С каждого дома брали налог: молоко, яички, мясо, у кого было, и даже картофель. Сушили, резали кубиками и сдавали. Всё это отправляли на фронт.

Когда началась война, юная Евдокия напросилась добровольцем на трудовой фронт, хоть её и хотели оставить в тылу. Вот что вспоминает она об отправке: «Я работала на лесоповале, была в колхозе и звеньевой, и бригадиром. Председателем в колхозе тогда был Василий Иванович Галкин. Он собрал нас 15 девчонок, меня в том числе, сказал, что нужно ехать под Ленинград, рыть окопы. Но потом вдруг сказал: «Яблокова Евдокия не поедет. Она нужна в колхозе». Я растерялась: как же так? Но я же подруге дала слово, что поеду вместе с ней! Махнул тогда председатель рукой и отпустил меня. Мама, конечно, — в слёзы… Но время такое…».

По дороге в Ленинград поезд попал под бомбёжку. Поднялась паника, началась давка. Подруга на ходу выскочила. Сломала ногу. Евдокия не могла оставить её в беде и бросилась на выручку. Повела подругу в медпункт. Остальные же земляки сумели выбежать из вагона и добраться обратно до дома. Во всей этой суматохе приключилось страшное: людям показалось, что Евдокия умерла. Страшную новость сообщили её матери: «Дуся твоя валялась мёртвая, когда поезд бомбили».

Евдокия Ивановна: «Вот какой страшный удар получила моя мама. Если бы я тогда подруге не помогала, то вернулась бы домой и не сделалось бы ей так плохо. Мама ведь меня отпевала…»

Раненые и убитые после той бомбёжки действительно были. Когда утихла буря, живых снова стали собирать по вагонам, снова повезли под Ленинград.

Евдокия Рябинцева: «Мы работали в 30-35 километрах от Ленинграда. Очень было страшно. А когда услышали, что фронт приближается к городу, спасались, как могли… Мы с девочкой, тоже с Судиславля, бежали. Скитались по деревням, просили милостыню. Еле-еле добрались до Костромы. Я была как нищенка. Очень похудела. Родной брат не узнал, когда окликнула его: «Откуда ты взялась? Тебя же убили!»

Наша собеседница вспоминает, как мать день и ночь плакала над ней. Но всё-таки эта мужественная женщина собралась с силами, выходила истощённую дочь, поставила её на ноги. Тогда никому и в голову не пришло выправить документы о том, что Евдокия участвовала в войне и, как могла, приближала победу.

народная-2.jpg

Снова работала в колхозе. В 1944 году вышла замуж за соседа Петра Васильевича Рябинцева. Он вернулся с фронта по ранению на двух костылях. Жизнь налаживалась, заканчивалась война, в семье родился сын.

Но жизнь снова приготовила испытание для Евдокии Ивановны. В Селище жила её тётка, у которой была дочь от первого брака. Второй муж тётки был дезертиром: не хотел идти на фронт и скрывался от властей. Когда падчерица подросла, стала стыдиться поступка отчима. Упрёки жены и падчерицы толкнули его ещё на один ужасный поступок: в ночь на Рождество Христово 1945 года, напившись пьяным, он убил жену, падчерицу и свою родную маленькую дочь. Этот невероятный по своей жестокости случай потряс всё Селище. Евдокия Ивановна тогда очень сильно переживала.

Жизнь шла своим чередом. Супруги переехали в Селище. В 1947 году в семье Рябинцевых родился второй сын – Вячеслав. И мать, и отец души не чаяли в обоих мальчиках, хоть и воспитывали их в строгости. Оба сына росли трудолюбивыми, хорошо учились, занимались спортом, помогали родителям в домашних делах.

Пётр Васильевич и Евдокия Ивановна трудились на заводе «Рабочий металлист»: он старшим кочегаром в котельной, затем в охране, а она старшим кладовщиком склада лаков и красок.

Каждый из супругов отработал на заводе около сорока лет. Обоих уважали и на работе, и в селе. Руководство завода, партийная и профсоюзная организации неоднократно награждали Евдокию Ивановну Почётными грамотами, различными премиями, объявляли благодарность за отношение к работе. Награждена наша героиня и Почётными грамотами обкома КППС, областного Совета народных депутатов.

Сыновья окончили институт в Москве. Старший Фёдор живёт в Коломне и преподаёт в институте. Младший Вячеслав жил под Москвой, работал учителем, трагически погиб в 1992 году в возрасте 45 лет. А через несколько лет оставил нашу героиню и муж Пётр Васильевич. Получается, что за полтора года Евдокия Ивановна вновь пережила жуткое горе: потеряла двух близких людей.

После смерти сына и мужа наша героина решила помогать больным. Уже 21 год она является помощницей при храме Во имя святых мучеников Александра и Антонины Римских. В Божьей помощи и видит секрет своего долголетия. В Селище Евдокию Ивановну знают если не все, то многие. Знают, что она не оставит в беде и придёт на помощь одиноким пенсионерам и больным соседям, хоть сама уже в почтенном возрасте. За это и прозвали Евдокию Рябинцеву «Матерью Терезой».

Самое интересное во всей этой истории, что Евдокия Ивановна не задумывалась о льготах, которые положены ветеранам, хотя могла на них претендовать, ведь и под бомбёжкой была, и окопы рыла, и родные похоронили её в военные годы. Доброй и бескорыстной женщине было просто обидно, что нет адресованного лично ей поздравления в День Победы. Несколько лет назад узнала, что может получить звание «Ветеран Великой Отечественной войны». Рассказывает, что обращалась по этому вопросу и в мэрию, и в военкомат, и к своему депутату, но нигде ей помочь не могли. Знающие люди подсказали, нужно обратиться в городской комитет социальной защиты населения, опеки и попечительству. Но и там сообщили: нужен документ, подтверждающий, что Евдокия Ивановна действительно была добровольцем на фронте и рыла окопы. Среди множества грамот, почётных писем и прочих бумаг удалось отыскать удостоверение «За доблестный труд во время Великой Отечественной войны». Только благодаря этим корочкам Евдокия Ивановна получила заветное удостоверение «Ветерана Великой Отечественной войны». Случилось это 16 апреля 2014 года. Теперь на День Победы ветеран с нетерпением ждёт поздравлений. «Народная газета», конечно, поздравляет с большим праздником героиню нашего материала и всех ветеранов Великой Отечественной войны.

Елена ПРОХОРОВА.

Фото Анжелики Черниго.
Ваша новость успешно отправлена!
Это окно исчезнет самостоятельно через 3 секунды...