«Господа! Я не ел шесть дней! Мсье! Же не манж па сис жур!» Киса Воробьянинов – пожалуй, самый известный киношный попрошайка. У костромских «нищих» легенды очень похожи на эту. Кто-то просит у прохожих «сколько не жалко» на пропитание, на лечение, на содержание ребенка… Верят ли городским попрошайкам костромичи? Это и выяснил корреспондент «КНГ» в ходе рейда по самым «хлебным» местам.
Скажу сразу: я дурочка с переулочка. Подаю практически всем, везде и всегда. Когда я бываю в Санкт-Петербурге, мне приходится отводить для подаяния отдельный бюджет. Я вытряхиваю из кошелька и сумок всю мелочь – рублей 100-200, и распихиваю их по карманам куртки. Нужно правильно распределить сумму и не потратить все разом. Часть уличным музыкантам, часть – тем, кто побирается в метро или на улице.
В Костроме отдельного бюджета на нищих у меня нет. При каждой встрече с нуждающимся приходится лезть в кошелек. Я даю и кришнаитам, которые собирают пожертвования на строительство какого-то храма (весьма, кстати, сомнительная инициатива), и алкоголикам на опохмел, и инвалидам, и бабушкам, которые, получая милостыню, говорят «Дай Бог тебе здоровья». Ну, что ж, может, и правда здоровее буду…
Позолоти ручку!
А вот цыганкам я не подаю, просто потому, что не верю им. 15 лет назад они побирались прямо по квартирам. Кодовых замков и домофонов тогда еще не было, поэтому проникнуть в подъезд многоквартирного дома не составляло труда. Цыганки неоднократно стучали и в дверь нашей квартиры. Помню рассказ соседки: «Приходит однажды женщина, начинает говорить такими напевами: «Эээй, красавица, подай, сколько не жалко!» Я отвечаю, что денег не дам, но могу вынести одежду, которая давно не носится, или детские игрушки. Эта цыганка посмотрела на меня и усмехнулась: «Куда мне этот хлам! Да я богаче тебя!» И правда… У нее практически на каждом пальце было по золотому кольцу».
Много раз в центре города женщины в длинных юбках и с пестрыми платками на плечах пытались меня остановить, но я проходила мимо. Один раз все-таки решила остановиться. Из любопытства. Женщина тут же начала меня «окучивать»: «Красавица, давай погадаю! Только нужна денежка!» Ладно, думаю, посмотрим, что она мне нагадает. Дала монетку – 10 рублей. «Есть у тебя очень близкий человек! Только теперь нужно бумажную деньгу и твой волос, надо намотать его на эту деньгу, чтобы с близким человеком ничего не случилось! Иначе он умрет!» Ну, думаю, все с вами ясно, товарищ ясновидящая. На какие только уловки не пойдут, лишь бы им позолотили ручку!
Одна моя знакомая после встречи с цыганкой лишилась трех тысяч рублей: «Однажды в центре ко мне подошла цыганка. Я не обратила на нее особого внимания и прошла мимо, — рассказывает Полина. — Но она стала что-то кричать мне в след. Я услышала имя моей мамы, и, конечно, это заставило меня остановиться. Теперь-то я знаю, что это лишь психологический прием. Они называют самые распространенные имена в надежде, что так зовут твоего друга или родственника. Мы стали разговаривать, цыганка сказала, что я скоро выйду замуж! Потом она стала отходить от меня, когда она отдалилась метров на 30, я поняла, что надо бежать! Я очнулась с пустым кошельком в руках. Оказалось, что я отдала цыганке все свои деньги – 3 тысячи рублей и мелочь, рублей 15. Даже на проезд не осталось, и на занятия в университете в тот день я опоздала». Похожий случай произошел с сестрой девушки, когда та была еще ребенком. 12-летняя Даша гуляла на улице, к ней подошла цыганка и сказала, что ее мама скоро умрет. Чтобы этого избежать, женщина пообещала читать молитвы и проводить какие-то обряды. Девочка испугалась, разревелась и вынесла из дома все золотые украшения и шубу. Цыганка забрала все это добро и скрылась с места происшествия…
Цыгане часто «дежурят» в центре – обычно на рынке или в рядах. Возле магазина «Золушка» я однажды видела цыганку, которая просила деньги для своего маленького ребенка. Этого «ребенка» женщина держала у себя на руках. Он был тщательно упакован в одеяла и пеленки. Я присмотрелась и никакого малыша там не обнаружила. В руках у дамы был просто сверток тряпья. Обычно дети на руках у попрошаек спят. Даже если вокруг шумно. Существует мнение, что малышей поят специальными препаратами…
Гастролеры
Некоторые «нищие» приезжают к нам на заработки. Кострома – не единственный город в их гастрольном туре. Они путешествуют по всей стране. У нас эти попрошайки облюбовали перекресток улицы Калиновской и проспекта Мира. На светофоре загорается красный свет – и автомобилисты сразу с нескольких направлений встают в ожидании зеленого сигнала. Перекресток этот довольно оживленный, машин там всегда много. На этом участке дороги работает организованная группа «нищих». Каждый отвечает за свое направление. Одна женщина ходит по машинам с фотографией якобы больного ребенка, которому требуются деньги на дорогостоящее лечение. С другой стороны – дама с младенцем на руках, с третьей – мужчина на костылях, с четвертой – еще одна женщина с какими-то увечьями… Все они действуют одновременно. Они печальным взглядом поглядывают в окошко, водитель опускает стекло, попрошайки объясняют ситуацию, в которой оказались, и надеются на милосердие собеседника.
Примерно такая же работа у молодого человека, за которым «закреплен» перекресток улиц Никитской и Ивана Сусанина. У парня что-то с ногами, он ходит с костылем. Одет опрятно, на поясе у него барсетка для денег. Его заработок тоже зависит от проезжающих мимо автомобилистов…
Этой весной в Костроме появились продавцы маленьких флажков с государственной символикой. Я встретила двух девушек 9 мая, на проспекте Мира, во время празднования 70-летия Победы. Одна из них дала мне в руки флажок и записку, из которой я поняла, что девчонка глухонемая, ей нужны деньги. Флажок стоит 50 рублей. Не знаю, можно ли отнести этих людей к попрошайкам, – все-таки у них своеобразный бизнес по продаже сувениров! Таких «бизнесменов» раньше я встречала только в крупных городах. Многие, кстати, сомневаются, что эти люди действительно глухонемые. А я вот верю. «Я в первый раз не понял, что этот флажок покупать надо. Ну, сунул он мне его в руки, я и пошел. Думал, акция какая-то. Так этот глухонемой за мной два квартала шел», — рассказал мне мой знакомый Дмитрий, который долгое время жил в столице.
«Хлебные» места
Центр и прилегающие к нему улицы – исторически «хлебное» место для попрошаек. Там просили милостыню и сто лет назад, и двадцать; просят и в наши дни. Вот только кому из нищих верить? Возле пожарной каланчи нуждающиеся появляются практически каждый день. Они стоят неподалеку от пешеходного перехода. Поток людей здесь огромный. Многие останавливаются, чтобы бросить мелочь в коробочку старой бабушке или дедушке в инвалидной коляске. Назвать их мошенниками лично у меня язык не поворачивается. Я проходила мимо пожилой женщины, которая стояла на своем «посту» около двух часов дня. Выдался довольно жаркий августовский денек. Этой бабушке лет 80, но все-таки она стояла, опершись на стенку, под самым солнцепеком. Мой кошелек опустел рублей на двадцать.
Возле другого пешеходного перехода, который ведет на «сковородку», дежурит инвалид в коляске. На коленях у него лежит обычный пакет, в него прохожие кидают мелочь. Когда я бросила туда свои 15 рублей, увидела, что монет в пакете немерено! Хотя, умные люди говорят, что не надо считать чужие деньги… Может, человеку они очень нужны.
«Возле моей работы часто можно увидеть мужчину в инвалидной коляске, у него нет обеих ног, — рассказывает костромич Евгений. — Место, на котором он работает, — не самое прибыльное — на улице Ленина, 52. Но все же своя «аудитория» у этого дядьки есть, все-таки рядом – страховая компания, проходимость там немаленькая, и многие ему подают. Не думаю, что он тратит деньги на пропитание или товары первой необходимости – часто этого мужичка можно увидеть пьяным в стельку. Неоднократно он выпадал из своей коляски. Подняться ему помогали подростки и один из моих сотрудников. Непонятно, сколько лет этому мужчине. Лицо у него опухшее. Может, болеет, а может, и пьет, не просыхая. Я сам недавно дал ему 20 рублей. Спросил, на что они ему, он ответил – на хлеб или сигареты».
Лето и ранняя осень – благодатное время и для тех, кто побирается по летним верандам городских кафешек. Последнее время клиенты центральных кафе стали замечать девчушку, которая просит деньги. Видела ее и я – в выходной, во время обеда. На вид ей лет 11-12, она просто подходит, протягивает ручку, склоняет головку на плечо и тихонечко просит. Если ей отказывают, она не расстраивается. Улыбается и скачет вприпрыжку дальше.
Главное место костромских попрошаек – улица Симановского, возле Богоявленско-Анастасииного женского монастыря. Здесь можно увидеть и бабушек, и дедушек, и инвалидов… И даже детей. Когда я шла мимо храма, ко мне подбежал мальчишка лет 12. «Тетенька, дайте, сколько не жалко. Мне на новые кроссовки надо. Если не верите, посмотрите сами!» И кивает на ноги. Да, этому парнишке не помешала бы новая пара обуви — старые кеды прохудились. Я, не задумываясь, полезла в сумку. Вытащила из кошелька 50-рублевую купюру и протянула пацану. Тут же ко мне подбежала девчушка, та самая, которую я встретила возле кафешки. «А мне, мне тоже нужно, тетенька, дайте!» Дала рублей 20. Я уже настроилась идти по своим делам, как вдруг услышала мужской голос: «Девушка, а женщине, что, не подадите? Она же хорошая!» Пришлось подать и молодой маме с ребенком. Говорю же, дурочка с переулочка!
Через несколько дней я направилась к храму целенаправленно, чтобы поговорить с кем-нибудь из тех, кто просит там милостыню. Встретила там девушку, на вид ей нет и 30. Она качала коляску, в которой сидел мальчик. Девушка эта месяце на восьмом беременности. Одета в синий халат. Не слишком чистый.
— Девушка, подайте, Христа ради…
Я потянулась за кошельком. Старалась делать все максимально медленно, чтобы растянуть беседу.
— А сколько парню лет?
— 3 года ему… У меня еще дочка есть.
— Сложно вам живется?
— Ну, да…
— Вы каждый день тут стоите? С утра до вечера?
— Да, с девяти утра, но скоро уже домой пойдем.
Девушка позвала дочку. К ней подошла симпатичная девчушка лет пяти.
— А туристы, которые сюда приезжают, дают вам деньги?
— Да, дают хорошие деньги.
— Может, вам помочь чем-нибудь? Одежда нужна?
— Нет… Спасибо.
На этом мы разошлись. Девушка с детьми, как и говорила, отправилась домой. Где она живет и в каких условиях, я не знаю.
Любят попрошайки и Мучные ряды. «Возле продуктового магазина в Мучных рядах я заметила женщину, прилично одетую, с женской сумкой и сумочкой поменьше, — рассказывает костромичка Елизавета — Она просила денег на поездку до дома. Мне стало жаль ее, и я дала ей денег. Также я попыталась объяснить, как добраться до костромской ночлежки, чтобы ей там помогли. Пришла в общежитие, разревелась в голос от того, что люди остаются без дома, теряются в собственной стране, а помочь им некому… Где-то через неделю я встретила эту женщину у торгового центра «Шоколад». Она снова просила деньги, но уже по-другому: подходила к людям, просто перекрывая им дорогу. Я разочаровалась. Поэтому теперь я, скорее всего, куплю нищим хлеба и молока, печенья или пряников, чтобы наверняка знать, что это им поможет».
Люди говорят
Понаблюдав за костромичами, которые проходят мимо попрошаек – цыганок, бабушек и дедушек, безногих инвалидов, я убедилась, что народ у нас все-таки сердобольный. Многие останавливаются и откликаются на просьбу «подай, сколько не жалко». В основном, конечно, подают девушки и женщины, мужчины – реже.
«Я не подаю безногим молодым парням или тем, чья грудь увешена всякими орденами и медалями. Много раз по телевизору показывали сюжеты, в которых говорилось, что эти инвалиды получили травмы совсем не в боевых действиях, а, например, попав под электричку, или потеряли конечности по какой-то глупости: уснул в сугробе пьяный, отморозил себе руки или ноги, их ампутировали, и вот тебе готовый попрошайка. Я не подаю беременным женщинам, которые ходят с младенцами в грязных тряпках. Вероятнее всего, ребенка накачали психотропными веществами, а сама женщина собирает себе или своему «работодателю» на строительство коттеджа и на бутерброды с икрой», — рассказывает костромичка Людмила.
А вот Маргарита придерживается другого мнения: «Стараюсь подавать всем. Бывают, конечно, противоречивые чувства, когда человек не выглядит нищим или больным, да еще и в нетрезвом состоянии, начинаешь раздумывать, подать такому или нет. Думаю, что все-таки подавать нужно каждому просящему, а уж на какие цели будут использованы эти деньги, пусть остается на совести того человека».
Правильная помощь
Для нас 20 рублей – не деньги. И поверьте, для тех, кто побирается на улице, – тоже. За месяц они зарабатывают ничуть не меньше, чем мы с вами. Так что если есть стремление помочь кому-то – лучше делать это правильно. Одна моя знакомая переводит деньги на лечение больным детям, которым на самом деле нужна помощь. Такие дети есть и в Костроме, иногда мы публикуем истории о них в рубрике «Время добрых дел». Другая моя знакомая перечисляет деньги, пусть и небольшие, на содержание животных в приютах. Кто-то кладет пожертвования в ящики, установленные в храмах, – на реставрацию.
Комментарий специалиста
Почему люди подают?
Что движет людьми, которые, не задумываясь, жертвуют свои деньги нищим, объяснила Оксана Кузнецова, психолог центра психотерапии и практической психологии: «У каждого человека есть обоснование своего действия. Часть людей подает просто потому, что им когда-то в детстве внушили старшие, что именно так надо поступать. Это определенный стереотип поведения – давать просящему, даже не задумываясь. Для других это желание самооправдаться: «вот я иду, у меня есть, а он просит, наверное, у него нет, поэтому я ему подам». Есть люди, у которых возникает чувство стыда и вины за то, что у них есть. Для некоторых подаяние нищим может быть потребностью удовлетворить свое стремление к альтруизму. Человек считает, что таким образом он совершает микроакт милосердия, и идет дальше, чувствует себя спасителем, совершившим хороший поступок.
У всех нищих абсолютно разный подход. Кто-то, испытывая нужду, думает, как он может заработать, а кому-то проще выпросить, ходить с протянутой рукой и говорить, что нет другого способа добыть деньги. Хотя на самом деле возможность заработать, хоть и не престижным, неквалифицированным трудом, но она есть. Можно увидеть такую ситуацию: одна бабушка ходит и выпрашивает, а другая вяжет носочки и пытается их продать. И той, и другой нужны деньги. Только вторая пытается выручить хоть каким-то трудом».
Существует патологическое нищенство — поведенческое нарушение в виде систематического попрошайничества у индивида, который не испытывает материальных затруднений и может быть даже состоятельным человеком. Расстройство связано с тревожными опасениями обнищания, с бредом обнищания у людей, больных психическими заболеваниями. Так, лет 10 назад около продуктового магазина на улице Ивана Сусанина к прохожим обращалась женщина, неплохо одетая, с просьбой «дать ей на хлебушек». Набрав необходимую сумму, шла в магазин и покупала пирожные. Есть предположение, что, возможно, она была не совсем здорова в душевном плане.
Однажды в магазине ко мне подошла бабушка. Она увидела, что я начинаю расплачиваться за свои покупки, и сказала: «Доченька, дай мне денежек на хлебушек». Я отвечаю: «Бабушка, какого вам хлебушка? Давайте я вам куплю». На что она сказала: «Да пошла ты со своим хлебом…» Так на хлебушек ли ей нужны были деньги? Неприятная ситуация была еще в студенческие годы. У Богоявленского собора перед входом стояли нищие. Я выгребла из кармана всю свою мелочь и стала, не глядя, раздавать. И вдруг слышу: «А что так мало даешь?» Это ли нищий? Нуждающийся был бы рад любой сумме! А я даже не видела, сколько я дала!»
Наша справка
Слово закона
В СССР попрошайки могли сесть в тюрьму. В Уголовном кодексе была статья «тунеядство». Сейчас тех, кто пристает к прохожим, могут наказать только штрафом. Хотя, согласно статье 151 УК РФ уголовная ответственность грозит только тем, кто вовлекает в бродяжничество несовершеннолетних. Если ребенка к незаконному бизнесу привлек его собственный родитель, взрослого могут даже посадить – на срок до пяти лет.
В административном кодексе Костромской области есть статья «Попрошайничество и приставание к гражданам». В ней все четко написано: «Попрошайничество, а также приставание к гражданам с целью гадания, получения милостыни, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере до одной тысячи рублей. Попрошайничество с использованием плакатной информации, демонстрации телесных повреждений или увечий, несовершеннолетних, недееспособных и инвалидов, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере до трех тысяч рублей». И есть в этой статье очень важное примечание: «Действие настоящей статьи не распространяется на получение милостыни при входе и на территориях мест богослужения». Так что те, кто попрошайничает у собора, словно у Христа за пазухой.
100 лет назад
«В Костроме было большое количество нищих и бездомных, которые жили тем, что ходили по домам и просили милостыню. Обычно им давалось по куску чёрного хлеба, который собирался ими в корзину, а потом продавался для корма коровам, так как съесть всего собранного за день хлеба было просто невозможно. Ютились они где-то по окраинам, а по воскресеньям и праздникам заполняли паперти многочисленных церквей.
Зимогоры или золоторотцы относились к тому разряду людей, у которых даже не было сумы для сбора подаяний. Это были совершенно пропившиеся люди, которые все, что выпрашивали или зарабатывали, без остатка пропивали. Они не заботились о помещении для жилья, так как Волга всегда давала им возможность подработать грузчиками. Летом они спали где придется на природе, а в холодное время года их принимала специальная ночлежка, построенная на берегу Волги. За ночлег с них денег не брали, но с наступлением рассвета всех выпроваживали опять до вечера».
(Из «Исторических анекдотов старого ворчуна»).
Как видите, мало что изменилось. И ночлежка для бедных в Костроме есть, и попрошайки, и люди, которые за много лет обзавелись привычкой подавать. Народная мудрость гласит: «хочешь накормить голодного – не давай ему рыбу – дай ему удочку. Только эти «нищие» от удочек, от возможности заработать честным трудом, с возмущением отказываются. Стоять с протянутой рукой куда проще.