В костромском драмтеатре закрыли сезон и наградили актеров за лучшие роли. Главный редактор портала K1NEWS.RU Кирилл РУБАНКОВ подводит для «СК» итоги сезона и считает, что знаковых премьер не было, однако любопытные вещи театралы увидели.
ТЕМА ГОДА
Театралы уже давно заметили, что тема «женщина в злобном мире мужчин» занимает значительное место в репертуаре нашего театра. Можно предположить, что именно такие постановки в ситуации, когда 90 процентов публики – женщины, и делают театру кассу. Также напрашивается предположение, что когда директор – женщина и один из режиссеров – женщина, в воздухе носятся какие-то флюиды, которые влияют на подбор репертуара.
Короче, в этом сезоне с мужчинами разобрались по полной программе: в спектакле «Наполеон и корсиканка» главная героиня «построила» не только французского императора, но и его окружение, в «Странной миссис Сэвидж» героиня обманула своих жадных наследников, в «Невольницах» героини дурят мужей и заводят любовников, наконец, в «Дядюшкином сне» довольно-таки безнравственные мечты героини о богатом женихе для дочери заканчиваются ее полной победой.
ВОЗВРАЩЕНИЕ ГОДА
Ирина Аркадьева снова с нами. У народной артистки России в театре примерно с 2010 года был довольно-таки неприятный простой: новых работ с ней никто не видел несколько лет, и прима довольствовалась парой эпизодов. Однако в позапрошлом сезоне к радости поклонников для госпожи Аркадьевой все-таки поставили комедию «Пока она умирала», а в прошедшем сезоне актриса осуществила давнюю мечту: вышла на сцену в пьесе, в которой когда-то блистали Раневская и Орлова – «Странная миссис Сэвидж». Оба спектакля, говоря по правде, поставлены так себе – сильно на «живую нитку», но сам факт присутствия на сцене Ирины Аркадьевой заставляет оставить глупые придирки к режиссуре. В итоге за роль миссис Сэвидж актрису наградили премией за лучшую женскую роль сезона, а в театральной кассе потирают руки: спектакль «Пока она умирала» вошел в топ самых кассовых постановок.
ХИТ ГОДА
Спектакль «Ловушка для наследниц», наверное, привел бы в шок и трепет депутатов нашей Государственной думы: пьеса — американская, хит Бродвея (пропаганда ненаших ценностей), главные герои – два безработных актера — 90 процентов времени изображают женщин (трансвеститы проклятые), священник – авантюрист и негодяй (оскорбление чувств верующих), а миллионерша, наследство которой пытаются получить герои под видом ее племянниц, со смаком распивает вискарь прямо на сцене (реклама алкоголя). Самое забавное, что в нашем обществе традиционных ценностей этот спектакль в костромском драматическом уже несколько сезонов является самым кассовым, билетов не достать даже за месяц. Впрочем, прямо как 30 лет назад, можно оправдываться, говоря, что «Ловушка для наследниц» разоблачает западные ценности.
Справедливости ради надо сказать, что режиссер Сергей Кузьмич еще многое смягчил: в варианте, который под названием «Примадонны» идет в МХТ им. А.П. Чехова, все выглядит сильно круче. Как бы то ни было, это очень смешной, легкий и неглупый спектакль, который обеспечит хорошее настроение.
РОМАН ГОДА
В нашем театре в последние годы – ни громких романов актрис с режиссерами, ни ярких войн прим друг с другом. Между тем, без любовных интриг и эмоций – и театр не совсем театр. На этом фоне явные ньюсмейкеры – актеры Александр Соколов и актриса Оксана Меркулова. Оба, кстати, дебютанты на нашей сцене.
«Полгода мы вообще не могли общаться, — рассказывали журналистам о начале отношений актеры. — Мы играли вместе в одной сказке и спектакле «Касатка» и даже не могли находиться вместе. Были как кошка с собакой! Так друг друга не переносили… Раздражало все – от внешности до взгляда и походки!»
В общем, переругиваясь, ребята так увлеклись друг другом во время репетиций, что очень быстро решили пожениться. Очередной эпизод яркой любовной истории театралы могли наблюдать на закрытии сезона: Оксана Меркулова явно готовится стать мамой. Как говорят в театре, рожать актрисе предстоит осенью, однако она собирается довольно быстро вернуться на сцену.
РОЛЬ ГОДА
Эмиляно Очагавия – вечный «герой-любовник» нашей сцены. Перейти с такого амплуа на возрастные роли – очень тяжело. Однако в прошедшем сезоне господину Очагавия это, наконец, удалось. Несколько лет назад, правда, такая попытка уже была: Эмиляно Очагавия сыграл Робинзона в «Бесприданнице», где не побоялся быть смешным, жалким, странным. В не очень удачном спектакле это, собственно, и был единственный по-настоящему драматичный образ. Тогда такую творческую победу, правда, мало кто заметил, однако в постановке этого года «Дядюшкин сон» стало окончательно ясно, что актер, что называется, сменил амплуа. Играя старого князя-маразматика, он нисколько не жалеет своего персонажа, но при этом все время возникает ощущение, что его герой – много благороднее остальных персонажей. Как бы то ни было, актера наградили за лучшую мужскую роль сезона, а в новом амплуа он теперь может не беспокоиться о новых ролях еще многие годы: «благородные отцы» требуются в уйме пьес.
ДЕБЮТ ГОДА
В костромском драмтеатре всегда готовы взять молодых актеров, о «зажимании» юных талантов и речи нет. Начинающим актрисам тут же дают главные роли в пяти спектаклях, актерам – вводы в популярные постановки. Увы, пока такая щедрость не слишком оправдывается: юные актрисы тут же заболевают странным вирусом, витающим в стенах костромского драматического – выскакивать на авансцену и начать изливать эмоции в интонации: «Ты бросил меня!» – а актеры либо напоминают мальчиков-зайчиков, либо начинают подражать Дмитрию Рябову – рвать на себе рубашку и говорить низким голосом. На этом забавном фоне неожиданно выделяется молодой актер Александр Соколов. Он играет в нашем театре с 2013 года, и хотя в прошлом году даже получил премию за лучший дебют в спектакле «И смех и грех», его вроде бы можно было отнести к категории «зайчиков». Однако в этом сезоне он так сыграл в «Дядюшкином сне» роль Мозглякова, что глазам не верилось. Это отличная работа – со вторым планом, с нюансами, правильными интонациями, эмоциями и, самое главное, пониманием того, что человек делает на сцене. В общем, к молодому человеку рекомендуется присмотреться.
ИНТИМ ГОДА
Спектакль «Невольницы» — это, возможно, лучшая постановка режиссера Сергея Кузьмича со времен «Грозы». Увы, костромской вариант пьесы Островского погубил секс, случившийся слишком рано. В самой пьесе Островского действия не очень много, герои, в основном, ходят и разговаривают, а у главной героини (Евгения Некрасова) с потенциальным любовником (Всеволод Еремин) так дальше поцелуйчиков и не пошло. Режиссер Сергей Кузьмич, постановки которого вообще-то отличаются крайней сдержанностью, почему-то решил, что для 2015 года такое не подходит и отправил героев в постель ровно через 7,5 минуты после того, как супруг уехал в командировку. Незапланированный автором интим режет слабую интригу «Невольниц» под нож. В оригинале спектакль можно было досмотреть хотя бы, чтобы узнать ответ на вопрос: «Дойдет ли у любовников до чего-нибудь серьезного?» Впрочем, «Невольницы» на костромской сцене ни на минуту не халтура и вообще максимально близки к понятию «психологический спектакль». Все время охватывает смутное ощущение, что «внутри» скрыто гораздо больше, чем есть снаружи, однако, чтобы досмотреть до конца, нужно сделать усилие.
РЕАБИЛИТАЦИЯ ГОДА
Красавицу Анастасию Краснову в этом сезоне признали лучшей актрисой нашего драмтеатра по мнению зрителей. Любовь зрителей – штука, конечно, чудесная, хотя еще в прошлом сезоне возникали вопросы: а может ли красавица вообще играть? Дело в том, что в нашем театре, куда актриса пришла в 2011 году, ее буквально затащило в водоворот главных ролей. Она несколько сезонов играла исключительно героинь, и получалось, откровенно говоря, так себе. Казалось, все, абзац котенку, не выбраться. К счастью, в этом сезоне госпожа Краснова взялась за роль второго плана: в «Невольницах» сыграла подругу главной героини, крайне стервозную особу. Оказалось, что в этой роли второго плана она просто блистает. Никаких надрывных интонаций, возникает ощущение, что это какая-то другая актриса: «правильная» интонация, интересная походка. Короче, есть чего ждать.