На днях дума Костромы утвердила нормативы градостроительного проектирования. Они призваны в будущем решить, в числе прочих, и важную для областного центра проблему – парковки во дворах. Сегодня с этим в нашем городе серьезные проблемы, особенно в районах плотной многоэтажной застройки. Пример тому – история со строительством 17-этажной высотки – жилого комплекса «Флагман», что за универмагом «Кострома».
Проблемы у нас по давней русской традиции всплывают не тогда, когда их можно безболезненного решить, а когда уже край. Вот и «Флагман» — строился, строился и, наконец, почти построился – сдача объекта намечена на нынешнее лето. И вдруг, откуда ни возьмись, выяснилось: достаточным числом парковочных мест этот огромный жилой комплекс не обеспечен.
К истории вопроса. Подступы к строительству первой в Костроме 17-этажной высотки (до «Флагмана» в областной столице никто выше 12 этажей жилых домов не строил) начались еще в 2005 году – в правление мэра Ирины Переверзевой. С инициативой возведения такого объекта выступила костромская строительная компания «Р.К.Л», которой руководил умерший прошлым летом Игорь Баландин. В 2006-м городские власти официально объявили, что под стройплощадку многоуровневого здания на 300 с лишним квартир выделена территория в 2,5 га. Проектированием и подготовительными работами к строительству занималась костромская фирма "Р.К.Л". Строить здание переменной этажности (12-17 этажей) стала московская фирма, которая и является главным инвестором проекта. На месте, где была разбита стройплощадка, на перекрестке улиц Никитской и Ивана Сусанина, находились типовые бараки 1940-х годов, из которых было расселено 19 семей.
Еще на уровне проекта возникли сложности с пожарной безопасностью объекта. Как тогда рассказал СМИ генеральный директор ООО "Р.К.Л" Игорь Баландин, пожарные при согласовании документации поставили условие, при выполнении которого компания получит добро на стройку — купить для города пожарную машину, которая имела бы 50-60-метровую лестницу для тушения пожаров в высотках. Видимо (официальной информации на этот счет «СК» не удалось найти), фирма приобрела такую спецтехнику, поскольку через какое-то время строительство многоэтажки благополучно началось.
Сейчас, когда дом практически готов, вдруг возникли вопросы. Сначала некоторые костромичи в соцсетях неодобрительно отозвались об изменении панорамы города в связи с появлением на заднем плане универмага «Кострома» новой архитектурной доминанты. Затем нашлись недовольные тем, что расширение улиц в районе ул. Сусанина, о котором так давно говорили и которое городу, без сомнения, крайне необходимо, теперь не проведешь (опять-таки «вовремя» вспомнили, когда уже ничего не изменишь), а это означает, что «пробки» здесь были, есть и будут.
Но главный скандал по дому на №41 по ул. Ивана Сусанина разгорелся позднее. В марте на общественном совете по безопасности дорожного движения при главе Костромы Юрии Журине вдруг выяснилось: разрешение на строительство «Флагмана», выданное в 2005 году, не предусматривает достаточного количества парковочных мест для автолюбителей. К тому же введение в эксплуатацию здания-гиганта потребует изменения движения транспорта на центральных улицах Костромы.
Власти принялись лихорадочно считать потребности и выяснили (подсчеты, видимо, были очень скромными), что для 308 квартир и 17 офисных помещений «Флагмана» потребуется 127 парковочных мест, тогда как их сегодня лишь 88. Почему чиновники решили, что лишь половина людей, которые могут позволить себе купить квартиры по цене от 46 до 50 тыс. рублей за кв. метр, будут ходить сюда пешком, — трудно сказать. При этом, как прозвучало на совете у Юрия Журина, застройщик в соответствии с проектом не обременен устройством парковок для многочисленных новоселов. Главный архитектор Александр Афанасьев (в 2005 году он в нашем городе не работал – «СК») это прокомментировал так: «Как можно было давать разрешение строить семнадцатиэтажный дом на этом месте? Без инфраструктуры, без подземной парковки, как это делается в подобных случаях?»
Ситуацию с вводом в действие «Флагмана» взял под контроль губернатор Сергей Ситников. На одном из последних совещаний главой Костромы Юрием Журиным был предложен такой вариант решения проблемы. Использовать под парковку место, где сегодня располагается банно-прачечный комбинат (этот объект сейчас выставлен на торги) и оборудовать на свободном участке за универмагом «Кострома» платную стоянку. Глава региона Сергей Ситников поставил задачу: «В ближайшие два месяца решить вопрос с организацией необходимых парковочных мест, чтобы к сдаче дома проблема была решена. Кроме того, ГИБДД необходимо отработать возможность организации движения на этом участке… Требую жестко отследить, чтобы парковочные места были организованы должным образом, и подобные ситуации не повторялись».
«Чтобы подобные ситуации не повторились», как раз и призван новый документ, устанавливающий в городе местные нормативы градостроительного проектирования, утвержденный на днях думой Костромы. Городская администрация, представляя проект депутатам, не скрывала, что форсировать его принятие заставила ситуация с «Флагманом». Прежде в областном центре таких нормативов не было.
Документ устанавливает, в числе прочего, расчетные показатели по парковкам. Они хоть и не идеальны, но по сравнению с сегодняшней ситуацией некоторым кажутся чуть ли не революционными – на 80 кв. метров площади жилого дома (это включая подсобные помещения, чердаки, подвалы и лестничные площадки) – 1 машино-место. Для сравнения: до последнего времени участки под домами планировались, исходя из 1,2 кв. метра парковки на жителя. Кроме того, нормативами определены расчетные показатели при проектировании новых микрорайонов и планировании точечной застройки – плотность застройки, ширина улиц, тротуаров, площадей, скверов и парков, размеры детских и спортивных площадок, мест отдыха и пр. Установлены нормативы пешеходной и транспортной доступности от жилых домов до школ и детских садов.
Еще один важный момент: обозначены особые правила для исторического центра города, который должен остаться памятником культуры. Здесь при возведении застройщики обязаны учитывать общий архитектурный фон, этажность и силуэты зданий сложившегося веками городского ландшафта.
Зоя ТАТАРЧУК.
Фото Николая Суворова.