Покупаю в магазине «Фикс прайс» упаковку бахил, которые всегда пригодятся – и в поликлинике, и в больнице, если кого навестить надо. Моложавая бабушка, стоявшая рядом, укоризненно покачала головой и шепнула: «У вас что, деньги лишние?»

С женщиной я потом разговорилась. И она познакомила меня с маленькими хитростями экономии за счёт «халявы»:

— Когда кровь сдаёшь, точно бахилы не покупай, там тебе их выдадут. А для других целей я всегда беру пару-две лишних в разных медицинских центрах, где эти чистые бахилы лежат в открытом доступе. Внучку к ортодонту веду, ну и бахилы захвачу. С них не убудет, а мне все экономия.

Призналась она, что никогда не покупает рулончики целлофановых пакетов. Мол, зачем, если в гипермаркетах можно лишние отмотать в овощных отделах. А ещё экономная пенсионерка никогда не покупает контейнеры для рассады, за долгую зиму успевает накапливать одноразовые стаканчики, которые обычно всегда стоят у кулеров в разных заведениях. Причём использованные брать брезгует.

Халява порой восходит в степень абсурда. Так, одна костромичка жалуется на свою соседку, которая работает проводницей на железной дороге. Мол, у неё полквартиры завалено туалетной бумагой и бумажными полотенцами. «С работы тащит!» – убеждена бдительная гражданка. Между тем, сами проводники сетуют на пассажиров, готовых утянуть из туалета все одноразовое. Поди разберись!

Нет, не зря незабвенный Михаил Евдокимов говаривал: «На халяву и хлорка творогом идёт». Есть граждане, которые ради бесплатного кофе и булочек (а иногда и шампанского) посещают всякие презентации и открытия выставок. Что здесь приложение к чему – культурные мероприятия к пирожкам или пирожки к культуре, сказать трудно. В любом случае польза получается двойная. Однако пусть не относят на свой счёт вышесказанное бескорыстные любители прекрасного. Что им шампанское и конфетки… Впрочем, есть мероприятия, которые не советуют посещать самые опытные халявщики. «Не ходи, когда приглашает на презентацию какая-нибудь косметическая фирма. Морду кремом молодильным намажут, кофе с чаем напоят, а что туда подсыплют, неизвестно. Только ты потом кредит тут же оформишь и косметику их тысяч на сто накупишь. Думаешь, зачем они просят с собой паспорт взять на их презентацию…»

Но халяву любят не только бедные. Сотрудница одного салона красоты (а малоимущие, согласитесь, туда не ходят) рассказывала, как у них в мгновение ока исчезают влажные салфетки для снятия макияжа в солярии и конфетки, предназначенные для детишек. Знакомый бармен уже перестал удивляться, что в их баре посетители регулярно умыкают ложки, вилки, пивные стаканы. «Частая практика. А потом с персонала вычитают». По барам безденежная публика вроде тоже не шастает.

Обычно лояльные к мелким халявщикам мы страшно гневаемся, когда объектом халявы становятся наши кошельки. Жители одной костромской многоэтажки до сих пор нервно вспоминают, как крупный бизнесмен за их счёт оплачивал затраты воды в цехе по производству салатов, открытом в полуподвале их дома. Платил по норме, а производство работало на полную мощность. Жильцы очухались, когда суммы в квитанциях по ЖКХ за воду в местах общего пользования подскочили в десятки раз. Дело там дошло до суда, но деньги им так никто и не вернул.  А уж то, как с нас вытягивают управляющие компании, – это вообще отдельный разговор. Есть у меня знакомый, который до сих пор сокрушается, что много лет назад отверг приглашение бывшего одноклассника на пару организовать свою УК.  «Дурак был! Сейчас бы как сыр в масле катался и загорал на Мальдивах. Знала бы ты, какие там деньги крутятся!» – ругает он себя. И понять мужика можно: он теперь, как и мы с вами, вынужден возмущаться цифрами в квитках за ЖКХ.

В чем наш халявщик убеждён, так в смехотворности причиненных им убытков. Мол, не вагонами воруем и за границу не отправляем. Что такое бабушкины стаканчики для рассады против миллиардов, осевших сами знаем где. В смысле – предполагаем. Потому как откуда нам с нашими халявными бахилами знать про секреты офшоров и швейцарских банках.

Какой-нибудь строгий умник непременно вставит словечко про то, что дело не в количестве «халявы», а в самом факте её присутствия. Но когда костромичка с минимальной пенсией (а вкалывала всю жизнь) вспоминает, как манну небесную, прошлогодние пять тысяч рублей, выплаченные в качестве компенсации пенсионерам (она на них своими руками сделала ремонт в ванной комнате), то с умником хочется не согласиться. «Дали бы ещё нынче пять тысяч на халяву, – сладко мечтает пенсионерка, – я бы сменила раковину и унитаз, а то приходил из управляющей компании сантехник ставить счётчики и обсмеял меня. Говорит, что теперь такого старья ни у кого нет».

Самое же удивительное то, что, несмотря на вирус халявности, поразивший массы, встречаются редкие индивидуумы, которые нигде никогда и ни при каких обстоятельствах не возьмут ничего чужого. Даже зайцем в автобусе за жизнь свою ни разу не прокатятся. А ежели найдут чужой кошелёк, то дадут объявления во все газеты и спать не будут, пока не найдётся хозяин кошелька. Так уж они устроены. Причем среди таких «белых ворон» есть представители буквально всех возрастов. Откуда у них иммунитет к вирусу? Они не рассказывают. А самое главное — им абсолютно все равно, крутят ли у виска пальцем в их адрес халявщики всех мастей или нет.

Ульяна ЧУДИНОВА.

Ваша новость успешно отправлена!
Это окно исчезнет самостоятельно через 3 секунды...