Десять лет назад, когда любимый актер Костромы праздновал свое 60-летие, в одной из поздравительных статей было написано: даже если он сыграет старичка-инвалида в маразме, многочисленные поклонницы все равно будут воспринимать его как героя-любовника. Накануне нынешнего дня рождения господин Очагавия как раз такую роль и сыграл: в спектакле «Дядюшкин сон» он изображает ветхого князя-маразматика. Завсегдатай театральных юбилеев Кирилл РУБАНКОВ восхитился результатом.

От Паратова к Робинзону

Почти 40 лет назад Эмиляно Очагавия пришел в наш театр и сыграл роскошного Паратова в «Бесприданнице». И, хотя самому актеру это страшно не нравится, на три десятилетия оказался в амплуа романтического «героя-любовника». У него, разумеется, были и другие роли, но широкая публика их как-то не очень воспринимала, завороженная шармом, интонациями и, конечно, усами. Хотя сейчас, если начать занудничать, очевидно, что очень часто лучшие роли господина Очагавия – совсем не главные. Он и сам как-то признавался, что не очень и любит быть в центре спектакля.

К началу 2000-х стало совсем очевидно, что амплуа надо менять – но то ли режиссеры актеру помощи не оказали, то ли публика у нас слишком консервативная, но шло все как-то тяжело. Из явных удач можно вспомнить только графа Альмавива в «Фигаро». Так что вторая половина 2000-х годов и начало десятых годов оказались для артиста непростыми. Зато в последние года три наметился явный перелом, в копилке артиста появилось несколько отличных «возрастных» ролей. Например, его Робинзон в странноватой костромской «Бесприданнице» — это что-то близкое к шедевру, чуть ли не единственная причина посмотреть спектакль. Хотя, наверное, это непросто — играть Робинзона в спектакле, где ты играл Паратова.

А совсем свежий, поставленный полтора месяца назад «Дядюшкин сон», где он сыграл пожилого князя, это, можно сказать, полновесное возвращение на сцену в новом качестве. Судя по аплодисментам и числу букетов, которые ему подарили, на популярности это действительно не сказалось.

Золотой трон как биография

В костромском драмтеатре есть такая традиция – очередного юбиляра здесь чествуют, усадив на позолоченный трон. Именинник весь вечер сидит на сцене, а костромские чиновники и члены общественных организаций по одному выходят на сцену, рассыпаются в комплиментах и вручают приношения. Театралы к такому формату уже давно привыкли, поэтому самое любопытное – в том, как актер-юбиляр на этом бутафорском троне, собственно говоря, сидит. Многие именинники откровенно томятся, кто-то, напротив, смотрится вполне неплохо, кто-то активно участвует в действе, вскакивая, кто-то, напротив, принципиально не встает, но никто и никогда на этом троне никогда не смотрелся настолько органично, как Эмиляно Очагавия. Собственно говоря, по тому, как он занимал трон в течение двух с половиной часов своего юбилейного вечера в прошедшее воскресенье, лишь изредка подавая реплики, можно многое сказать и о самом актере, и о его характере и театральной биографии.

Например, о его знаменитой скромности, вежливости и деликатности, которая в костромском театре стала легендой – ее даже обшутили во время юбилея: если бы в Эмиляно Лоренсовича летели пули, он бы им сказал: «Проходите, проходите, пожалуйста!»

Еще «по трону» было ясно видно, что господин Очагавия явно не любит быть в центре внимания. Он, говорят, и всех коллег накануне празднества попросил: речи, пожалуйста, покороче. В биографии актера есть поразительный эпизод: в начале 2000-х годов театр из-за постоянных скандалов остался без главного режиссера, и Эмиляно Очагавия временно принял художественное руководство труппой на себя. Почти у любого актера есть режиссерские амбиции, так что в 95 процентах случаев такой вот «местоблюститель» постарался бы остаться на этом посту подальше. Господин же Очагавия откровенно страдал, мечтал, чтобы театр побыстрее нашел нормального режиссера, и когда это произошло, с радостью снова ушел в тень.

А еще на юбилее было очень видно, что Эмиляно Очагавия любят коллеги. Все-таки в нашем театре, как и в любом, всеобщая любовь к ближнему – не самая характерная вещь, но «Эмиля» действительно обожают. Главный режиссер Сергей Кузьмич поделился откровением: когда он только пришел в театре, он просто не поверил, что какой-то актер может пользоваться всеобщей симпатией, и все искал какой-то подвох.

Все, кто поздравлял господина Очагавия в день юбилея, много говорили о его вежливости, интеллигентности, обаянии, сдержанности, скромности. В сущности все это описывается словосочетанием «чувство собственного достоинства» — качество, которое не сыграешь и не подделаешь, качество в наших широтах настолько редкое, а поэтому, наверное, и вызывающее такое восхищение, даже преклонение окружающих. Для Эмиляно Очагавия трон, действительно, лучшее место – для публики он и в самом деле король: чуть-чуть наверху, но не свысока.

Фото Николая Суворова

Ваша новость успешно отправлена!
Это окно исчезнет самостоятельно через 3 секунды...