Мнение, что много детей могут себе позволить лишь богатые да маргиналы, живущие на ребячьи пособия, опровергают «рядовые» хорошие многодетные семьи. Они не имеют банковских счетов, но и рассчитывают, прежде всего, на себя, а не на государство. А главное в этих семьях есть счастье – настоящее многодетное.
Семья Кругловых – это точно семь «я». Мама, папа и пятеро детей. Самому старшему ребенку – 22, младшему – 3. Живет дружная семья в переулке с забавным названием Тесный. Тесновато-то, честно говоря, не на улице, а в доме – одна, пусть и большая, комната – на семерых. Однако дом растет ввысь – и об этом рассказ далее.
Пошел лечить зубы и влюбился
Андрею Круглову недавно стукнуло пятьдесят, но выглядит значительно моложе. И вообще позитивный человек! Разговорчивый, юморной. Старше своей Юлии на шесть лет. Так что любопытные могут подсчитать, в каком возрасте женщина стала мамой в пятый раз. Сидим в просторной кухне, переоборудованной руками хозяина из бывших сеней, гоняем ароматные чаи, поджидаем недостающих семейщиков, разговариваем. «Надо же!» – то и дело приходится удивляться мне.
Знатная история их знакомства! То было в Шарье. 19 декабря 1990 года 27-летний электромонтажник-железнодорожник Андрей Круглов отправился в поликлинику лечить зубы. И как не побаивался бормашины, враз весь испуг прошел, когда увидел большие голубые глаза молоденькой докторши. «Лицо маской закрыто, а глаза очень понравились. И лечит так хорошо, легко! После второго посещения я позвонил в поликлинику: «Давайте я вас встречу». И Новый год уже вместе встречали». Словом, спасибо советской власти за систему распределения молодых специалистов. Не послали бы костромичку Юлию после окончания медучилища отрабатывать в Шарью, не было бы Вики, Ани, Петра, Елисея, Федора. Впрочем, если верить в судьбу и теорию половинок, то спортсмен Андрей мог приехать в Кострому на соревнования и столкнуться с голубоглазой Юлией в переполненном автобусе. Как знать!
Свадьба была домашняя. Какой ресторан, если деньги почти не платили и в магазинах шаром покати. Даже костюм жениху и ткань на платье невесте доставали через знакомых. Зато гуляли весело!
«Юлька, держись!»
У Андрея была мечта – поступить в Ярославскую финансовую академию. Виноват во всем американец Теодор Драйзер, написавший «Финансиста». Прочитал шарьинский парень – загорелся. А тут семья, рождение дочки Вики, переезд в Кострому, поиск работы. Общипанная обстоятельствами мечта затаилась и ждала своего часа. И дождалась – Андрей поступил на бухучет костромского технолога. Разумеется, на заочное. А жила молодая семья у Юлиной мамы. Андрей зарабатывал на жизнь электриком на крупзаводе, Юлия – из одного декрета в другой. Все говорили, что второй будет сын. Ну, по все там приметам. Родилась Анечка. «Доченьки, доченьки, доченьки мои…»
Дом в их жизни появился тринадцать лет назад. Что-то сами скопили и родители помогли. В Тесный переулок привело объявление. Андрей: «Я как зашел в огород, увидел столько вишен – даже торговаться не стал. Ну, и пусть, что заброшенная изба в одну комнату с русской печью посредине, и удобства на улице. Место чудесное! Деревенский уголок, считай, почти в центре города. И шума от дороги не слышно, и школа рядом, и детский сад». Последнее оказалось очень кстати, так как после десятилетнего перерыва у Кругловых наметилось очередное пополнение семейства. Андрей: «Жизнь у нас как-то устаканилась, девочки подросли, дом потихоньку приводили в порядок. Но у меня нечасто, но, бывало, нахлынет «А сына-то у тебя нет». Юля: «А я просто еще очень хотела ребенка!» Несмотря на тогдашнее жуткое безденежье (Андрей как раз потерял работу, жили на зарплату жены), даже мысли не закралось о прерывании беременности.
«Папа, расскажи, какой я был красный, когда родился», – просит Петя. Вот как надобно закреплять семейные истории! Андрей весело: «Юля лежала уже в роддоме, пришел ее проведать, а мне говорят, что она рожает. Июль, жара несусветная, все окна открыты. Слышу, моя женушка кричит где-то на третьем этаже. Я ору: «Юлька, держись!» Врач услышал, выглянул в окно и крикнул мне: «Сына хочешь увидеть? Давай, заходи». Рванул наверх, на меня кто-то успел белый халат накинуть. Представляете, у моего сына только-только жизнь началась, а я его увидел. Красненький, в пупырышках, сморщенный весь…»
Через полтора года у Кругловых появился второй сын – Елисей. А три года назад – Федор. «Федор Андреевич», проявив интерес к газетчикам, поочередно знакомит со своими зверушками – белым котенком, пони и ежиком. «Он у нас единственный, кто так любит мягкие игрушки. Петя и Елисей увлекались машинками», – говорит Юлия.
Отличники, спортсмены
У таких родителей, как Юлия и Андрей Кругловы, детей должно быть много. Представьте, все хорошо учатся, занимаются спортом, дома помощники. Старшая Вика – отличница по жизни, в школе одни пятерки, блестяще окончила юридический факультет КГУ им. А.Н. Некрасова (причем училась на платной основе), работает юристом на предприятии. Аня – студентка факультета физвоспитания того же вуза, стипендиат областной думы, чемпионка области, страны, Европы по тэквондо и серебряный призер чемпионата мира. Объездила с соревнованиями уже полмира, о чем красноречиво свидетельствуют магнитики на холодильнике. В дневнике четвероклассника Петра – сплошные пятерки, а на недавних городских соревнованиях школьников, посвященных Дню матери, занял второе место по дзюдо. Елисей – спортсмен, художник, творческая личность (недаром – обладатель сказочного имени). Ну, а Федор Андреевич – всеобщий любимец, удивляющий ранней самостоятельностью. Его любимая фраза – «Я сам».
Спроси родителей в лоб, как удается воспитывать таких положительных и интересных детей, то только бы руками развели. Так что «секреты» отлавливались за разговором. Дочек Андрей в секцию тэквондо отдал, когда они учились еще в начальной школе. «Были девяностые, на улицах – неспокойно, думал: в случае чего смогут защитить себя. Я и не представлял, что Аня так всерьез ударится в спорт». Петра и Елисея отец отвел в секцию дзюдо. Что за детство у мальчишек, если в нем нет спорта. Учебу детей на самотек тоже не пускают. Контроль особенно важен вначале, когда привычка к систематическим занятиям еще не выработалась. «Ой, а разговорами о высшем образовании я, наверное, старшим «всю плешь переел». Учиться надо вовремя! А то придется, как мне, – работать и экзамены сдавать». И, конечно, среди Кругловых нет белоручек. Успехи в учебе и спорте – здорово, но родители не меньше гордятся тем, что дети растут приспособленными к жизни и все умеют делать руками. Глава семьи убежден, что тут заслуга жены, которая редкая мастерица и хозяюшка. «Шьет, вяжет – нас это всегда выручало и экономило семейный бюджет. Чистюля редкая, а как готовит! Огородница замечательная». Юлия же считает, что никак бы не обошлась без помощи подросших дочек.
— Мама, расскажи, как они меня обмахивали, – подсказывает Петя. И мама рассказывает, какую картину она застала, вернувшись домой: годовалый сын сидит в огороде на качелях, над головой его зонтик, а Вика и Аней стоят рядом и обмахивают братика веерами. «Им все можно поручить, я думаю, мои дочери в будущем будут очень хорошими мамами». Сама Юлия признается в своем недостатке: совсем не умеет отдыхать. Чтобы просто так сесть и посмотреть телепередачу? Никогда. Один взгляд в экран, другой – на вязальные спицы, что в руках. «Я и детей постоянно тормошу, чтоб время зря не теряли».
Радость нечаянная
И все же самое ценное, что смогли воспитать в своих детях супруги, – это чувство семейного единения. То самое, когда один за всех и все за одного. Если писатель Андрей Платонов сказал: «Без меня народ не полный», то каждый из юных Кругловых знает, что без него семья – не полная. И это дорогого стоит, греет потом всю жизнь. И никакого секрета. Вовремя сказанная похвала. Совместные подготовительные хлопоты к Новому году. Внимательный Дед Мороз, оставляющий на пороге мешок с подарками, о которых дети мечтали. Кулинарные эксперименты, которые никому не запрещены. Помощь папе в строительстве. И совместные мечты о том, как будет здорово, когда у братьев и сестер появятся свои комнаты на втором этаже.
А они вот-вот появятся. Их скромное жилище приросло сверху полноценным теплым помещением в семьдесят квадратных метров. И крыша из мягкой кровли, окна – стеклопакеты, и внутри все отделано деревом. Только раз Андрей (кстати, сейчас он менеджер по продажам) нанимал бригаду, да и то, по договоренности, работал наравне со всеми. А так – все сам. Сейчас на каждом из взрослых членов семьи (родители, дочери) оформлено по кредиту. Расплачиваться и расплачиваться! «Раньше, как узнают в банке, что семья многодетная, так отказ в выдаче кредита. А сейчас выручило, что дочки уже не считаются иждивенцами». Очень бы кстати для скорейшего завершения строительства и покрытия кредитных долгов был материнский капитал. Но получить его у Кругловых не получается. «Говорят, что можем только купить квартиру или потратить на образование, а для нас самое важное – дом достроить. Почему не могут пойти навстречу?»
Две радости недавно были у супругов Кругловых. Одна – нечаянная. Дочери Вика и Аня в секрете от родителей купили для них путевку на неделю в Петербург. «Пришлось нам с Андреем перекраивать планы, отпрашиваться с работы. И спасибо дочкам, эта поездка как сказка! Я же много-много лет никуда не ездила, даже в санаторий». Второе приятное событие – это вручение Юлии медали «Материнская слава». Пришлось, конечно, немало побегать со справками, зато какая торжественная церемония! А главное, трехлетний Федор Андреевич теперь важно заявляет: «У мамы – медаль».
Алевтина НОВИКОВА.