Не только на Украине кипят страсти по референдуму. На карте тихой Костромской области есть своя «горячая точка». В Сидоровском сельском поселении Красносельского района вопрос о присоединении его к городу Волгореченску ставится постоянно на протяжении, пожалуй, последних лет пятнадцати. Но до настоящего референдума дело не доходило. Но на этот раз, похоже, без плебисцита не обойтись, сообщили нам встревоженные жители села Сидоровское. Корреспондент «СК» Виктория ПРОСКУРЯКОВА решила на месте разобраться в этой непростой ситуации.

Поселение находится на правом берегу Волги. От райцентра Красное его отделяет великая русская река и изрядное расстояние. Зато соседний Волгореченск менее чем в 10 км. Именно эта география и стала толчком к длящейся не первый год эпопее с присоединением правобережья Красносельского района к городу энергетиков… Речь об этом велась при губернаторе Шершунове, при губернаторе Слюняеве… Новый виток начался в 2013-м, но и тогда жители в очередной раз высказались против присоединения к Волгореченску.

…На подъезде к Сидоровскому, средь поля, аккуратно обойденный трактором, небольшой островок леса. Темный, густой, по форме напоминает пароход. Усиливают это сходство дымящиеся над ним трубы. Не пароходные, а Волгореченской ГРЭС. Они здесь видны повсюду. И только для чужаков эта урбанистическая деталь не вяжется с представлением о селе. Сидоровчане, которые когда-то строили ГРЭС, к трубам привыкли. По ним определяют направление ветра и погоду. И даже о событиях прошлого вспоминают «по трубам»: «Тогда было две трубы или уже три? Ну, если три – это такой-то год, не ранее».

Жизнь глубинке поразительно емкая. Кто-то спешит на работу, кто-то на почту, кто-то в библиотеку. Хозяин красит забор, мужики ремонтируют дом — судя по кирпичам каменного низа, постройка ХIХ века. Строители из Тутаева заносят железо на крышу «красного» храма – здешний батюшка решил его восстановить. Церковь начала ХХ века, но служили в ней мало – возвели незадолго до революции 17-го года, потом здесь был склад и, как говорят местные, «тут даже мясо рубили». 5 млн рублей дал один из ювелиров при условии сохранения его имени в тайне. И батюшка молчит, хотя селян распирает от любопытства, кто сделал такое щедрое пожертвование. Напротив «красного» храма, поражающего своей необычной формой и огромными размерами (кровельщики на его куполе кажутся чуть больше грачей), – «белый», XVIII века. В нем прекрасный иконостас и удивительная по красоте старинная настенная роспись – до самого купола. Служащая храма вспоминает: еще девочкой ходила сюда на службу, и мать, чтоб она не вертелась, говорила: «Стой вот на этой печенюшке», называя так металлическую плитку пола…

На стенде в центре села – объявление: «Сегодня, 9 апреля, День Красносельского района в Сидоровском сельском поселении. Прием по личным вопросам в селе Сидоровском ведут глава Красносельского района Сергей Ложников и председатель районного собрания депутатов Ирина Стукалова, в Густомесово и Светочевой Горе — работники райадминистрации. А в ФАПе принимают пациентов врачи Красносельской районной больницы Михаил Пастухов и Алла Бубнова».

Глава Ложников, похоже, удивился визиту «СК», но виду не подал. А вот сидоровчане встретили настороженно. Как потом выяснилось, на то есть причины. И связаны они как раз с темой объединения Сидоровского поселения с Волгореченском, которого большинство селян не желает. Жители пожаловались, что уже несколько месяцев по селу ходят какие-то непонятные люди, проводят опросы, без разрешения записывают все на диктофон и фотографируют, «практически заглядывая в окна». Мало того, что на селе так себя вести просто не принято, так потом появляется искаженная, по мнению селян, информация в СМИ. Так, на одном из телеканалов прошел сюжет, что в этом сельском поселении район не хочет заниматься дорогами, но показали вместо Светочевой Горы совсем другой населенный пункт. Когда администрация поселения стала разбираться с информацией, в ответ услышали: «Все согласовано». С кем и зачем – не пояснили. Но с сайта телекомпании сюжет тут же исчез.

«Жертвой» информационной войны стал и глава Сидоровского поселения Павел Романов. Одна из газет опубликовала материал на эту тему, а под снимком Романова подписала: «Глава Сидоровского сельского поселения Павел Романов в союзе с Волгореченском видит много плюсов». Павел Романов решает, подать ли на издание в суд, поскольку из-за публикации предстал перед односельчанами как «отступник» от общих интересов. Причем, отметил Романов, если раньше эту газету в поселении не распространяли, то теперь она почему-то оказалась в почтовых ящиках селян. В общем, идет война. Пока информационная.

Но в прошлом, при другом руководстве области, из-за земель этого поселения, находящихся в прекрасном месте у рек Шача и Волга, кипели и куда более крутые страсти. Не только информационного плана. Того же Романова, что называется, «ломали через колено», заставляя повлиять на население, которое на слушаниях не захотело отдать свою землю, — насылали проверку за проверкой. Но, как сегодня шутят в Сидоровском, благодаря этим проверкам «наше сельское поселение стало только лучше работать» и недавно завоевало третье место в областном конкурсе муниципальных образований.

Впрочем, шутки эти горькие. Народ в Сидоровском встревожен, обстановка напряженная. «Мало нам переживаний из-за Украины, у нас тут свой Крым», — делятся люди. И о чем бы ни начинали говорить, разговор все одно выходит на тему присоединения к Волгореченску. Вот и прием главой района в библиотеке начался с проблемы транспортного сообщения, да вышел все равно на непростую ситуацию с объединением. Из-за проблем с перевозчиком был отменен рейсовый автобус, сейчас перевозчик меняется, вопрос вроде как решается в департаменте. Но люди и в этом увидели способ давления на них. «Это сделано специально, чтобы мы поняли, как хорошо будет, если войдем в Волгореченск, тогда все проблемы решаться будут, — говорили одни, — а между тем Волгореченское-то ПАТП закрылось».

«Чтобы люди согласились на объединение, надо им честно и открыто рассказать, зачем нужно это делать, а не темнить, как сейчас, — говорили другие. — Пока же мы не знаем, ни для чего нужны наши земли, ни какой инвестор хочет их получить, ни для каких целей. Если люди поймут выгоду, если это будет полезное для поселения производство, экологически безвредное, то согласятся».

«А как вы лично относитесь к объединению с Волгореченском?» — пытали селяне г-на Ложникова.

«Мне этот вопрос с 2001 года задают, — говорит он, — и я всегда отвечаю одинаково: пускай это люди, которые здесь живут, решают! А я чиновник – мое дело исполнять волю людей».

«Вы уж нас не отдавайте! Мы ведь не крепостные крестьяне, которых продают с землей, — говорит главе пожилая женщина. — Хотят инвесторы здесь строиться, пожалуйста, но в условиях Красносельского района. Пусть помогают его развитию, Волгореченск и без того богатый город. Налоги-то от нового производства все равно пойдут в область. Есть заброшенные деревни, есть где расширяться и в Сидоровском, но из Красносельского района мы уходить не хотим, мы корнями, историей с Красным связаны».

Жители боятся, что с присоединением к Волгореченску они потеряют сельские льготы, что для них увеличатся коммунальные платежи, а школа, детсад, ФАП, библиотеки и клубы закроются, потому что на одном из сходов глава Волгореченска Юрий Маков проронил, что проще пустить автобус до Волгореченска, чем содержать затратную соцсферу. Позднее, правда, г-н Маков пояснил сайту «Русская планета», что его неправильно поняли. «Экономически мне действительно выгоднее купить автобус и развозить детей по школам Волгореченска, где к тому же есть места, — сообщил он корреспонденту портала, — но политически это неправильно. Или возьмем дом культуры: в нем всего две ставки, общая сумма зарплат — 25 тысяч рублей в месяц. Экономить не на чем. Какой мне резон ради этих копеек увеличивать социальную напряженность?»

Аргументы оппонентов сторонников объединения тоже понятны: Красное — далеко, Волгореченск – близко. За разными бумажками-справками в район не наездишься – дорого. А оптимизировав число чиновников, получим экономию. А еще пригласим инвесторов, которые сделают из этой местности город-сад. Тех же, кто против этого, называют противниками прогресса и чуть ли не врагами Костромской области.

«Но в 2012 году, — говорит глава Сидоровского сельского поселения Павел Романов, — мы уже передачи Волгореченску 30 га земли под строительство технопарка. За это нам обещали перечислить 3 млн рублей. Но мы денег так и не увидели. Как и технопарка. В 2013 году мы передали еще 104 га на те же цели, но и эти земли пока не осваиваются. Сегодня нам объясняют, что деньги будут, когда инвестор заключит контракт. Но когда это случится – никто не может сказать».

Директор Сидоровской средней школы Татьяна Балдина тоже в числе противников объединения с Волгореченском: «Почему в угоду кому-то мы должны кромсать территорию? Потом поймем, что это ошибка, и опять будем присоединяться к Красному. На всех прежних сходах люди выступали против присоединения к Волгореченску. Говорили: если земли нужны — отдадим, стройте. Пусть налоги идут в бюджет Красносельского района. Почему должен развиваться лишь Волгореченск, надо выравнивать территории в экономическом плане. Если кто и будут голосовать за воссоединение с Волгореченском, то это будет в большей мере протестное голосование – против нерешенных проблем, которые, конечно же, есть в поселении. К примеру, медосмотр жители поселения проходят здесь, а вот за заключением нарколога надо ехать в Красное, а это время и деньги. Но ведь можно привозить специалистов. А так – врачи у нас принимают, «скорая» выезжает, нужные справки из райадминистрации сюда присылают по требованию граждан. Неразрешимых проблем нет».

Татьяну Балдину оскорбили и упреки оппонентов в том, что ее борьба связана с «личной выгодой». «Я борюсь не за свое место, а за школу, за детей, за село. Не будет на селе школы, — говорит она, — не будет и самого села. Будет лишь дачный поселок».

Как это стало с Густомесовым после закрытия школы…

«СК»-справка

По данным, представленным музеем села, первые упоминания о Сидоровском относятся к ХVI веку. Известно, что около 1600 года село принадлежало роду знатных бояр Мстиславских. После смерти последней монахини Ирины Мстиславской, Сидоровское перешло к костромичам М.Е. Кондаурову и К.И. Дурнову. Позднее оно числилось за дворцовым ведомством.

В старину село называлось Сидоровское-Конюшенное, поскольку отсюда поставляли лошадей для царской конюшни. Природные условия этой местности с лугами в пойме Волги были подходящими для коневодства. Кроме этого жители, как и многие волжане, занимались рыбной ловлей.

Во время посещения Костромы Екатериной II в 1767 году императрица подарила Сидоровское графу Владимиру Орлову – брату своего фаворита Григория Орлова. Позднее селом владел граф Никита Панин, которому Сидоровское досталось в приданое за дочерью Орлова Софьей.

В ХIХ веке село жило ювелирным промыслом. И жило богато. На знаменитой Нижегородской ярмарке был даже свой – Сидоровский – ряд, где продавали кольца, серьги, браслеты. Каждый вторник на селе устраивался базар, на котором было 80 лавок. Дважды в год в Сидоровском шумели ярмарки, на которые приезжали купцы из Нерехты, Плеса, Середы. Кроме ювелирных мастерских, в Сидоровском имелись свой свечной завод и мыловарня. Занимались здешние жители и разведением скота, но все же основным занятием было кустарное производство.

Сегодня в составе Сидоровского сельского поселения Красносельского района 22 населенных пункта, в которых проживает около 1,5 тыс. человек. На балансе администрации три дома культуры и три библиотеки в Сидоровском, Светочевой Горе и Густомесово. Имеется своя средняя школа и детский сад, ФАП, почта. Работает Сидоровская ювелирная фабрика, молочная ферма в Светочевой Горе.

Ваша новость успешно отправлена!
Это окно исчезнет самостоятельно через 3 секунды...