27 ноября отмечается Всемирный день сапожника. Помимо того, что мы и дня не обходимся без обуви, произведённой представителями этой профессии, ещё и частенько её ремонтируем. О тонкостях профессии мастера по ремонту обуви мой разговор с Артёмом ЛОНШАКОВЫМ, который в своей небольшой мастерской в заволжском торговом центре никогда не сидит без дела.
Плохого клея не бывает
— Артём, а у вас в родне есть сапожники?
— Может, кто-то из дальних предков и был, не знаю. У меня же все получилось само собой. Я ведь родом кировский. Когда наша семья переехала в Кострому, я ещё подростком записался на разные курсы и кружки в Центр «Истоки» на Молочной горе. Учился плетению из лозы, резьбе по дереву, ну и сапожное дело освоил — два года ему учился, корочки получил. К окончанию школы уже профессия была. Меня звали работать на обувную фабрику, но она на ладан дышала, платили плохо. Я пошёл в мастерскую по ремонту обуви.
— Сапожник, как и зубной врач, никогда не останется без работы. И зубы у людей всегда болят, и обувь выходит из строя.
— Пока это так. Но, думаю, лет через десять-пятнадцать ситуация кардинально изменится. 3D-технологии уже используются в производстве бесшовной спортивной обуви, а не за горами время, когда 3D-принтеры станут обычными принадлежностями. Каждый дома сможет изготовить несложную обувь, используя специальные компьютерные программы.
— Думаю, технике мы все не отдадим. А что сейчас из достижений прогресса есть в распоряжении обувных мастерских?
— Да, собственно, ничего не изменилось. Швейная машинка, наждак для обточки набоек, шило, ножи и молотки сапожные, клещи, крючки, прошивочный материал. Раньше для подсушки плитками электрическими пользовались — столько киловатт за смену наматывало! Она же постоянно должна быть включённой. Теперь специальными техническими фенами пользуемся. Удобней, экономней.
— Клей обувной стал лучше?
— Клея плохого не бывает. Надо только знать, для какого материала он рассчитан. Большинство же людей никаких технологий не придерживаются. Намазали, к батарее прижали, а потом все отваливается. На тюбике же было написано: нанести клей, выдержать 30 минут и снова нанести слой. Не читаем! Зато возмущаемся: «Клей плохой, вот раньше…»
— Часто приходят к вам исправлять обувь после ремонта своими руками?
— Часто. Особенно после использования «трехсекундного» или «пятисекундного» клея. Насмотрятся рекламы про то, какой он «супер», и начинают клеить! А он действительно мощный: материал просто-напросто сжигает. Когда попадает на кожу, то пропитывает её, и она из эластичной превращается в кирпич. Задубевает. И когда при носке в этом месте появляется дырка, то уже никакой ремонт не поможет. Как плотно ни прижимай заплатку к «кирпичу», не приклеится. К тому же клея, даже «супер», у нас не жалеют, нальют столько, что пропитается и проклад, а это уже на выброс. Таким «супер» можно только приклеивать набойки.
Такая непредсказуемая обувь
— Есть ли смысл ремонтировать обувь из искусственной кожи? Похоже, что сейчас она одноразовая, на сезон — не больше.
— Все зависит от семейного бюджета. А новое всегда лучше старого, даже если один кожезаменитель меняешь на другой. С другой стороны, почему не продлить жизнь старому? Но поскольку искусственная кожа не такая прочная, как натуральная, то вслед за одной заплаткой скоро появится другая… А ремонт тоже стоит денег.
— А вы сами какую обувь предпочитаете?
— Кожаную. Правда, зимнюю пробовал приобретать из современных синтетических материалов. Удобная. Минус такой: если на такой обуви что-то треснуло или отклеилось, то надежду на ремонт сразу оставь. Не поддаётся! У меня четыре вида клея, ни один не справился.
— По вашим наблюдениям, кто более аккуратно носит обувь — мужчины или женщины?
— Тут дело в характере и привычках, а они у всех разные, независимо от гендерной принадлежности. Некоторые женщины на полтора сантиметра собьют каблук и не заметят, только потом спохватятся: «Ой, что-то не то». Опять же среди мужчин встречаются аккуратисты, которые при малейшем дефекте тут же несут свою обувь в ремонт.
— Срок службы обуви, я заметила, непредсказуем. Иной раз босоножкам из заменителя сносу нет, а бывает, что из натуральной кожи на сезон не хватает.
— Согласен — предугадать сложно. Это как повезёт. Иногда приносят ремонтировать ботинки за десять тысяч, развалившиеся через неделю. Мы же не знаем, из какой партии кожи или дерматина шили эту пару обуви, и на каких складах, и при каких условиях материал хранился. Может, где изрядно перележал.
Кто же так сушит? Увы, все
— А, может, просто подделка. Да ведь многое зависит и от ухода за обувью.
— Более чем. Главная ошибка — неправильно сушим. Возле обогревательных приборов, на печке, на батарее отопления или под ней. А что происходит? Сняли сапоги с батареи, надели (ногам тепло, комфортно!), а вышли на улицу, где минусовая температура, и от такого перепада пересушенной обуви становится жутко нехорошо. Сушить следует в естественных условиях, неплохо при этом набить сапоги или ботинки скомканной бумагой. А вообще-то лучше всего иметь по две пары обуви на каждый сезон. Одна сохнет, в другой ходишь. Как показывает практика, именно это экономит бюджет. И мой совет всем: бумажки с рекомендациями по эксплуатации обуви, которые выдают продавцы, читайте, а не выбрасывайте.
— Растяжкой обуви тоже занимаетесь?
— Нет. Не приобрёл соответствующее оборудование. А вообще натуральные материалы растягивать можно. Правда, только в объеме. Увеличить размер, что часто просят люди, невозможно: подошву не растянешь. Резинки в голенище тоже не вшиваю. Просто знаю, что в центре города есть женщина-мастер, которая эту работу делает гораздо лучше. Раньше я и голенище ушивал, и резинки вставлял, но, увидев, как это делает она, перестал. Теперь всех отправляю к ней. Просто у меня нет такого оборудования, как у неё, да и опыта тоже.
— А вообще своей профессиональной репутацией дорожите?
— Стараюсь. Но претензии, хоть редко, но случаются. Это же работа.
— Что лучше — прошить или заклеить?
— В каждом конкретном случае по-разному. Вчера вот принесли сапоги с дыркой на подошве. Сами пытались натянуть на неё кожу с края и прошить. Не будет держаться! Тут нужна заплатка на клею — и сапоги ещё хорошо послужат. А бывает, что лучше прошить. Причём, хорошей ниткой. В этом случае подошва точно не отвалится. И промокать не будет, если правильно сушить.
— Раньше отцы сами валенки подшивали для своих больших семейств. А сейчас валенки в ремонт приносят? Ведь катанки снова в моду вошли.
— Приносят. Нет, не модницы, а бабушки из-под Костромы, которые в валенках и дома ходят, и на улице.
Черногорские сапожки
— Были случаи, когда какая-то обувь вас поразила?
— Только раз. Женщина приносила в ремонт сапожки производства Черногории. Это нечто! Затяжная стелька, которая для обуви, как надежный фундамент для здания, была из хорошей плотной кожи — чепрака. Пару раз встречались кожаные наборные каблуки. Но это по-настоящему дорогая обувь.
— А как наша отечественная?
— Тут как попадёшь. Но в принципе в одной ценовой группе выбора особого нет. И не от хорошей жизни — производителям тоже выживать надо. Если у всех одинаково «среднее» качество, то это всё равно будет продаваться.
— За срочный ремонт тоже берётесь?
— Только в случае безвыходного положения у человека. Например, сломался каблук, а у женщины ребёнок в коляске. Мне успеть бы в срок выполнить другие заказы: каждый день ремонтирую до двадцати пар обуви, причём разной сложности. Бывает, одну молнию выпорешь за пять минут, а с другой полчаса провозишься.
— Резьбой по дереву продолжаете заниматься?
— С удовольствием бы, но совсем нет времени. Я ведь ещё учусь в колледже строительных технологий. Решил, что одиннадцать классов все-таки недостаточно.
— А что для души?
— Дети. Их у нас двое. Дочке — двенадцать, сыну — два. А ещё строю свой дом. Так что не до поездок в Турцию или ещё куда.
— Что же самое хорошее в вашей работе?
— Общение с людьми. Вы все такие разные…
Алевтина НОВИКОВА.
Фото автора.