Периодически этот вопрос встаёт перед каждым. И каждый сам находит на него ответ, выбирая наиболее выгодный вариант. Корреспондент «КНГ» попыталась выяснить, выгодно ли сегодня ремонтировать обувь?
Трепетное отношение
Прошли те времена, когда обувь была в дефиците. Чтобы стать счастливым обладателем сапожек, нужно было раздобыть талон, отстоять огромную очередь, заняв её чуть ли не в пять часов утра. К тяжело добытой и дорогой обуви, соответственно, и относились трепетно. За ней тщательно ухаживали, носили в ремонт. Да и ремонтные мастерские в те времена работали по-другому.
— В Костроме была фабрика по ремонту обуви. Располагалась она на улице Новополянской. Туда свозили сапоги и ботинки со всех районов области. Мастера выполняли не только мелкий, но и крупный ремонт обуви. Например, меняли союзку. Бывало так, что голенище у сапог хорошее, а союзка износилась. Время дефицитное, достать новую пару сапог очень трудно. Вот люди и сдавали обувь в ремонт, — рассказывает известный в городе мастер по ремонту обуви Сергей ЛЫСОВ. – Но когда на рынок хлынули партии достаточно недорогой обуви, ситуация изменилась. В обувных магазинах проводят самые разные акции. Сапоги или ботинки можно купить и за 300 рублей, и за 500. И не всегда эта обувь оказывается некачественной. Например, летние туфли из кожзама стоимостью около 500-700 рублей можно относить пару сезонов, сделав несколько подклеек, потратив на это 100 рублей.
Обувь выделки не стоит
В сфере ремонта обуви Сергей работает уже больше 20 лет. И знает о подмётках, каблуках, профилактике, набойках всё и даже больше.
— Одно время в нашей мастерской тоже можно было поменять союзку, но сейчас это стало экономически не выгодно. В советское время стоимость ремонта рассчитывалась по следующей пропорции: 20 процентов – затраты на материал, 80 процентов — трудозатраты. Сейчас мы эту формулу модернизировали: 40-50 процентов — стоимость материала, 50-60 процентов — стоимость работ. Овчинка выделки не стоит. Например, мне приносят на ремонт старые кожаные сапоги. Но я могу предложить только вышедшую из моды модель колодки. Даже если клиент соглашается, ему придётся заплатить около 2000 рублей. Клиенты говорят, что это дорого, ведь сегодня новые сапоги из кожзама можно купить за 1000 рублей.
А если походить по распродажам, то за 2000 рублей можно купить и новые кожаные сапоги. Даже зимние.
Тем не менее, в городе работает достаточно много точек, где можно отремонтировать обувь. Мастера сидят в крупных торговых центрах, офисных зданиях, небольших пристройках, даже крохотных железных ларьках. И костромичи идут к ним. В том числе за срочным ремонтом.
По словам Сергея Лысова, в основном сегодня мастера выполняют несколько видов ремонта обуви: замена набоек, подклейка, ремонт носиков, ушивки, укрепка каблуков, замена бегунков молний, профилактика подошвы. Средняя цена по городу на указанные выше виды работ – от 100 до 250 рублей. В некоторых мастерских чуть дороже.
Больное место — набойки
И, пожалуй, это так. Особенно остро чувствуют это любительницы тончайших шпилек. Набойки с таких каблучков стираются буквально за несколько дней.
— Я уже устала ходить к мастеру. Полиуретановых набоек мне хватает максимум на неделю. Обувщик предлагал поставить металл, но он сильно стучит, да и я слышала, что такие набойки плохо влияют на позвоночник, — делится своей проблемой любительница шпилек Алёна. – Каждый новый ремонт обходится мне в 150 рублей. Правда, в последний раз мастер поставил на мои любимые кожаные сапоги, которые я, кстати, купила на распродаже за 1000 рублей, набойки из какого-то импортного материала. Приколотил их на металлические гвозди. Ура! Уже месяц, как я забыла о проблеме. Правда, сейчас смотрю на обувь и понимаю: вскоре вновь нужно будет менять набойки, пока до самого каблука не сносились.
— Я перепробовал все материалы, которые только существуют. Слежу за новинками, но найти хорошего материала для набоек не могу, — комментирует Сергей. — В своё время в Костроме был поставщик. Он где-то доставал твёрдый прозрачный материал жёлтого цвета. Называл его авиационным полиуретаном. Он носился очень долго. Набоек из такого полиуретана влёгкую хватало на сезон на повседневку. Ищу аналог этого материала, но найти не могу. Но самое интересное, что гвоздики, которыми набойки крепились к каблукам, сгнивали, а набойка оставалась целой. Любые бы деньги заплатил, но партию бы этого уникального материала взял бы с удовольствием.
Частенько желающие сэкономить на ремонте набоек приносят мастерам запасной расходный материал, который идёт в комплекте с обувью. Но нередко такая защита не подходит к купленным сапогами, ботинкам или туфлям, а всё потому, что фасовщики кладут набойки большего размера или совершенно от другой модели. Но если набойки всё-таки те самые, их можно и дома самим приклеить на суперклей.
Этот жуткий суперклей
Осенью и зимой – летят каблуки и молнии, а ещё расклеиваются стыки между подошвой и союзкой или пяткой. Костромичи пытаются сами отремонтировать обувь, что не всегда хорошо.
— Моя школьная подруга купила симпатичные ботиночки. На высоком каблуке. По дороге в школу один каблук оторвался. На мастерскую денег у нас тогда, естественно, не было. Потому решили: купим в школьном ларьке суперклей. Он-то и поможет нам поставить каблук на место. Переклеивали его, насколько мне помнится, раз пять, но каблук все равно отрывался. В итоге, сообщили о ЧП родителям. Они отнесли ботинки в ремонт. И получили втык от мастера за самодеятельность, — рассказывает костромичка Мария. – С тех пор я сама обувь не ремонтирую.
Валентина, напротив, очень любит самостоятельно ремонтировать сапоги. Но только те, что сшиты из кожзама:
— Они же недорогие. Ремонт в мастерской обойдётся мне в половину стоимости таких сапог. Но зачем тратить такие деньги, если в магазине можно купить тюбик суперклея. Можно и за 5 рублей найти, но такой клей ничего не скрепит. Я беру дороже – за 35 рублей. Правда, хватает моего ремонта максимум на неделю. Да и пока я мастерю, умудрюсь все сапоги переляпать клеем, а он ведь не оттирается.
По словам Сергея Лысова, в 1990-х годах все мужики были домовитые и ремонтировали обувь эпоксидной смолой. Сейчас её заменяет суперклей: «Замечательное изобретение химиков, нужное и полезное, но… не подходит для кожи. Если клей попадает на ткань, она становится стеклянной, трескается и ломается. На тюбике написано, что он подходит только для твёрдых материалов, и ни слова о коже. Мне обидно за людей, которые отдают деньги за срочный ремонт обуви. Многие «срочники» используют этот клей. Конечно, о качественной работе не может идти и речи. Таким клеем можно, например, поставить набойку на место, но не залить дырку».
Сам же мастер не подклеивает сапоги, сшитые из кожзама. Сергей просто не видит в этом смысла, но усматривает пустую трату времени и денег: «Мне денег даже не взять. Порой изготовители используют такой клей, который с нашим не контактирует. А убрать весь заводской клей с обуви невозможно. Даже если представить, что я приклею подошву у таких ботинок, то на следующий день, она всё равно снова отойдёт, и клиент вернётся ко мне с жалобой. Я же привык работать на совесть: если сделал, то раз и навсегда, чтобы с одной и той же проблемой мне больше не приносили одну и ту же обувь».
Сделай молнию сам
Галина сетует: «Я отдала в ремонт сапоги дочери. Из молнии вылетел один зубчик. Мы его даже нашли, но толку-то? Молнию менять надо. За ремонт с меня взяли 200 рублей. Но молнию вшили криво и косо. Строчка петляла так, что местами не доходила до кожи. Получились дыры. Но «косяки» я заметила только дома. Возвращаться в мастерскую и скандалить с обувщиком не стала. Просто решила, что к этому мастеру больше не обращусь».
Как оказалось, решить эту проблему можно было самостоятельно. Сергей Лысов сам несколько лет назад придумал метод реставрации молнии без её замены:
— Раньше на обувных фабриках молнии приклеивали на резиновый клей, а потом пришивали на машинке. И когда случалась проблема, молнию можно было легко выпороть. Посадить новую на резиновый клей, а после пришить. Сегодня же на производстве стали использовать двусторонние скотчи. Они так сильно схватывают материалы, что выпороть их невозможно. Приходится вырезать молнию. Чтобы её достать, нужно потратить целый час. Скотч тянется. Масса неудобств. Но несколько лет назад я придумал способ реставрации молний. Молния состоит из зубчиков и ленты. Зубчики пришиваются к ленте специальным плетением на машинке. При ходьбе на сапогах образуются сгибы, на них-то нитка и стирается. Зубчики оголяются и отрываются от ленты. Нужно просто восстановить этот шов. Взять нитку с иголкой и выполнить шов «назад иголка» на месте старого».
Как видим, дорогую обувь, за которую покупатель отдал несколько тысяч рублей, лучше отнести в хорошую мастерскую. Пару отреставрируют или, как говорит Сергей Лысов, «оттюнингуют»: заменят кожаную профилактику на новую, поставят хорошие набойки, укрепят носики, уберут образовавшиеся складочки. Это гораздо дешевле, чем покупка аналогичной пары за бешеные деньги. Это же относится и к обуви, купленной на грандиозной распродаже за копейки.
Если же речь идёт о дешёвой обуви из кожзама, вряд ли стоит заморачиваться, а приобрести новую пару, сэкономив, таким образом, время и нервы, свои и обувщика.
Елена СМИРНОВА.
На заметку
В разгаре зима, время снегопадов и гололёда. Что делать, чтобы обувь не скользила? Многие выбирают народное средство – наклеивают на подошву лейкопластырь. Но Сергей Лысов считает, что это крайне неудачное решение: «Если отдать в ремонт такую пару обуви, лейкопластырь забьёт станок. Мастеру придётся чистить его. На самом деле, нет такой обуви, которая бы не скользила по льду. Для России подойдет профилактика из материала микропор (микропористая резина). Эластичный и мягкий – он не потеряет своих свойств на морозе, а значит, не будет скользить».
Наша справка
Чтобы обувь прослужила дольше, нужно правильно ухаживать за ней. По возвращению домой поставить на просушку. «Но не на батарею или печку, как это делают многие, — комментируется мастер по ремонту обуви. – Влажная кожа от такого «ухода» ссохнется. Лучше набить сапоги или ботинки бумагой или газетой, положить в них электросушилку, но ту, что греет не очень сильно. После просушки намазать обувь хорошим слоем крема, использовать для этого нужно щётку. За ночь крем впитается, кожа размягчится. Утром отполируйте обувь шерстяной тряпочкой. Такой защиты хватит примерно на три дня. Разводы от дорожной соли останутся только в необработанных кремом местах. Избавиться от них поможет влажная салфетка. Места разводов нужно потихоньку размачивать».