Самая известная, если не считать пожарного пса Бобку, увековеченного в бронзе на Сусанинской площади, костромская собака – полицейская овчарка Ольгис готовится выйти на заслуженную пенсию. За годы службы этот четвероногий сыщик помог раскрыть десятки, а может и сотни преступлений. Корреспондент «КНГ» решил вспомнить самые яркие заслуги костромского комиссара Рекса и пролить свет на его личную жизнь, пообщавшись с наставником Ольгис Иваном Чужиновым.
Справка «КНГ»:
Кличка: Ольгис, Ольга.
Пол: женский.
Порода: немецкая овчарка.
Возраст: 8 лет.
Место рождения: питомник г. Санкт-Петербург.
Место работы: ЦКС УМВД России по Костромской области.
Кинолог: Иван Чужинов.
Кол-во раскрытых преступлений: не поддается подсчету…
— Ольгис – очень необычная кличка. Почему вы решили назвать собаку именно так?
— Вообще-то Ольгис зовут Ольга. Но когда она у нас появилась, в подразделении уже трудились 3 девушки с таким именем. У них хотя бы есть фамилии и отчества, а у пса нет. И чтобы точно понимать, о ком идет речь, собаке решили немного изменить кличку.
— А как Ольгис попала к вам на службу?
— Ольга к нам на службу прибыла в трехмесячном возрасте из Санкт-Петербургского питомника, её приобрели на специально выделенные средства. А вообще воспитанники к нам прибывают при разных обстоятельствах. Например, если у кинолога имеется собственная собака, которая по своим качествам пригодна к службе в полиции, мы её можем использовать. Ещё один способ – это собственное разведение служебных псов.
— Наверняка и у Оли есть свои дети, которые унаследуют ее способности и славу?
— Нет, Ольгис уже 8 лет – это возраст, когда служебной собаке впору уходить в отставку, а не заводить потомство. Когда-то щенки у Оли были, но о и судьбе нам ничего не известно. А по направлению собственного разведения работа у нас началась только с середины прошлого года, и для этих целей мы специально закупаем собак.
— То есть Ольге скоро придется уйти со службы, кто тогда займет ее место?
— Да, Ольга сейчас в преклонном возрасте, с которого допускается списание служебной собаки. Но со службы ее убирать необязательно. Если у собаки удовлетворительное здоровье и она прошла проверку на пригодность с положительными результатами, она и дальше несет свою службу. С другой стороны, по ветеринарным показаниям собака может быть списана и до восьмилетия, но только в случае серьезного нарушения здоровья. Увы, состояние здоровья у нашей Ольгис ухудшилось: при плохой погоде болят суставы задних лап. Поэтому на ее место я уже готовлю преемницу — немецкую овчарку по кличке Келли. Обычно после списания собаки передаются гражданам безвозмездно. В приоритете, естественно, их наставники, и Ольгу по завершении ею службы я заберу к себе.
— В последнее время костромичи не раз слышали о заслугах Ольгис. То вора выследит, то по запаху преступника определит. А какие раскрытые с её помощью преступления вам запомнились?
— Если приводить примеры последнего времени, можно назвать случай с преподавателем техникума. Кто-то украл деньги из его куртки, находившейся в общей раздевалке колледжа. Подозрение в краже пало на учащегося одной из групп. Из представленного ряда студентов Оля благодаря своим навыкам определила вора, указав на него сигнальной позой. Подозреваемый сознался в содеянном.
Еще была заявка о том, что в магазине автозапчастей на улице 2-я Волжская у продавца похитили золотую цепочку. Мы с собакой выехали на место, где с указанного потерпевшей предполагаемого места нахождения подозреваемого начали поиск. Прежде чем задержать грабителя, Ольге пришлось пройти по следу немалое расстояние и даже преодолеть ЖД пути в микрорайоне Черноречье.
— Ольга специализируется на деньгах и драгоценностях?
— Нет, она может найти многое. В Давыдовском поступала заявка о том, что вскрыли машину. Точнее, разбили стекло и вытащили навигатор. С собакой прошли по улице Профсоюзной и в одном из домов задержали наркомана. Оказалось, он заходил в дом не через подъезд, а с обратной стороны: залезал по балконам на второй этаж. Несколько лет назад был вызов на ул. Шагова. Гражданка заявила о выносе имущества. Приехали на место, где я применил собаку. Собака прошла от ул. Шагова пару кварталов, там мы с ее помощью задержали троих подозреваемых.
А вообще за время нашей с ней работы количество раскрытых преступлений не поддается подсчету. Когда мы выходим на службу на сутки, поступает очень много заявок, на каждую из которых мы выезжаем.
— Вы трудитесь только в черте города или выезжаете в область?
— Не только, было как-то даже, что нам с Олей пришлось уехать в командировку в Чечню. Но в основном это Кострома и близлежащие деревни. Помню, как-то поступил вызов от женщины. Она заявила о краже ноутбука в деревне Алферово. На момент подачи заявки гражданка находилась на ЖД вокзале в Костроме. Она пояснила, что была в деревне в гостях у подруги, там она со своей подругой поругалась и ушла на остановку. На остановке к ней подошел молодой человек с собакой, выхватил сумку с ноутбуком и убежал. Забрав женщину, мы поехали в Алферово. Ольгис по верному следу пошла не сразу. Сначала она повела нас не туда, куда он ушел, а туда, откуда пришел на место преступления. Мы прошли до места, где он гулял со своей собакой, затем снова вернулись на место совершения кражи и от него двинулись в верном направлении. В одном из домов задержали подозреваемого с украденным ноутбуком.
Также нами были раскрыты кражи из дачных домов. По заявке о мелких кражах в садах мы приехали утром, но так ничего и не нашли. Вернулись туда вечером этого же дня. Пустил собаку. Пока ходили искали с ней, заметили в одном из домов свет от фонарика. Вора задержали на месте.
— Всегда ли Ольге удавалось найти злоумышленников?
— Нет, не всегда. Бывает и такое, что собака находит не самого преступника, а улики, которые способствуют его поимке. В пример могу привести случай на костромском кладбище. Ночью к нам в часть поступила заявка о разбое. Женщина сообщила о нападении на нее на тропинке через кладбище. Звонила уже из дома, куда, видимо, с трудом добралась. Приехали, а она уже просто без сил лежала, ничего толком пояснить не могла. Мы передали ее «скорой» и пошли искать место преступления. Его найти так и не удалось, зато удалось обнаружить улики: трубу, которой ее ударили, ключи, телефон — все это было просто разбросано по дороге. Служебная собака способна двигаться по запаховому следу, оставленному человеком, если есть откуда взять этот след. Можно сказать, что Оля тут сработала как средство получения доказательств и улик, что, в свою очередь, положительно повлияло на результат. Ну а дальше уже работа оперативников.
— Жизнь Оли, по вашим словам, была очень насыщенной. А из чего вообще состоит её рабочий день?
— Следовые собаки, такие как Ольга, которые несут суточное дежурство в составе следственно-оперативной группы по городу, служат сутки, а их отдых спланирован так, что во время между дежурствами они посещают специально организованные для них тренировки.
Если говорить о тренировках, то они проходят следующим образом: каждая собака получает несколько тренировочных следов. Есть человек, который прокладывает след, назовем его «статист», и есть сотрудник со служебной собакой, которые должны этот след пройти. Мы выезжаем в различные районы города, в основном в парки, где много разных запахов. Статист прокладывает след и прячется. Знает о том, где он спрятался, только инструктор, который идет вместе с кинологом, оценивает работу собаки и корректирует ее действия в случае ошибки. После тренировки анализируется количество ошибок, допущенных собакой, и их серьезность.
— В вашем кинологическом центре только Оля такая особенная или есть и другие собаки, которые так же ловко раскрывают преступления?
— В нашем центре находится сейчас более сорока собак, и каждая порода специализируется на чем-то своем. В основном это овчарки — немецкие, восточноевропейские, бельгийские. Круг их применения – очень обширный, это и работа по следу, и защитная служба, и поиск целевых объектов. Есть и более узкие специалисты: лабрадоры и ретриверы. Они в основном специализируются на поиске наркотиков и взрывчатки. Все наши подчиненные по-своему хороши, все приносят пользу обществу, как и Ольга.
Комментарий специалиста
Руководитель центра кинологической службы УМВД РФ по КО Александр ДЫНИН:
— Собака и кинолог – пара, которая создается на года. Конечно, не обязательно собака ходит только за своим кинологом и слушает только его. Контактные собаки могут дружелюбно относиться и к другим людям. Они не должны воспринимать людей как врагов. А вот эффективно работать должны только с одним человеком.
Нельзя очеловечивать собаку – это одна из ошибок кинолога. Речь человека она не понимает. Понимает только интонацию и тембр голоса. А ждать, что она отреагирует на какую-то фразу, а не на команду, на самом деле неверно. Часто бывает так, что ты ей сказал, а она подошла и сделала. И все сразу думают, что собака поняла фразу. Но она поняла только обращение. Не то, что ты ей сказал, а то, как ты это сделал. Естественно, собаки также хорошо понимают жесты и здорово умеют «читать» человека.
Но собаки, как и люди, – зачастую ленивые. Они с большой неохотой будут делать то, что им не хочется. Поэтому вся дрессировка основана на выполнении команд и заинтересованности собаки. Ее нужно мотивировать. У кого-то это лакомство, у кого-то игра. Нужно научиться управлять желаниями собаки таким образом, чтобы она хотела делать то, что нужно кинологу.
Диана КИРШТЕЙН.
Фото автора.
№15 (842) от 13.04.2016.