Она не любит говорить о себе, но зато часами может рассказывать о том или ином художнике, картине, новом проекте. Причём так, что вы, если и не полюбите современное искусство, то наверняка им заинтересуетесь. Это особенность Веры Прямиковой, директора муниципальной художественной галереи, – увлекать.
Из «личного дела»
— коренная костромичка;
— образование – факультет иностранных языков Костромского педагогического института им. Н.А. Некрасова; Московская высшая школа искусствознания;
— 14 лет проработала в Художественном музее г. Костромы, в 1999 году возглавила муниципальную художественную галерею.
В тему
Буквально на днях Вера Прямикова стала лауреатом муниципальной премии им. Дмитрия Лихачёва. Она получила награду «за развитие музейного дела в Костроме и популяризацию современного искусства». Памятный знак и премия директору художественной галереи будут вручены 11 августа на торжественной церемонии открытия Дня города.
— Вера Павловна, с такой работой у вас наверняка есть склонность к красивому оформлению квартиры, к дизайну вообще?
— На свою квартиру, тем более, её дизайн, у меня времени совсем не остаётся. Если ремонт – это вообще катастрофа. А весь мой интерес в области дизайна реализуется в создании выставочных экспозиций. Как построить экспозицию, как расставить акценты, найти какие-то интересные моменты, неожиданные способы преподнесения зрителям визуального материала. Это же невероятно увлекательно.
— А дома картины есть?
— Конечно. Но их не очень много. В основном это работы моих друзей, подаренные от чистого сердца.
— Вера Павловна, как, собственно, получилось, что вы, закончив факультет иностранных языков, почти всю жизнь проработали в музеях? Совсем не типично для «иняза»…
— Искусство меня всегда интересовало. Мама в детстве водила в музеи, в том числе музеи Москвы, Ленинграда. С этого, наверное, и началось. А лет в 12 я стала собирать почтовые марки с картинами известных художников. Очень неплохая коллекция получилась, которая до сих пор хранится у нас дома. После школы я хотела поступать в Академию художеств, тогда ещё в Ленинграде – было такое настроение. Но вот как-то не случилось. И я поступила на «иняз», о чём совершенно не жалею, потому что это тоже замечательно – знать хотя бы один иностранный язык. Тем более, он сейчас востребован: приходится и по работе общаться, и за границей бывать.
— Если бы представилась возможность выбрать страну, где бы вы жили?
— Ну, выбор уже состоялся, это же очевидно. Никогда не предпринимала никаких попыток куда-то уехать насовсем. Я была за границей всегда в качестве гостя. Отдыхать приятно. Тебя всюду возят, показывают самое интересное, от таких поездок остаётся масса впечатлений. А жить и работать – это же совсем другое. Да и с возрастом понимаешь, что дело не в том, где ты живёшь, а что ты делаешь, чем занимаешься. Интересно ли это, важно ли для тебя и других. Мне кажется, что я нашла это пространство, где делаю что-то полезное.
— С тех пор, как вы возглавили галерею, прошло 13 лет. Что изменилось в ней за это время?
— Самое главное то, что галерея стала музеем. Коллекция насчитывает около тысячи единиц хранения: это произведения живописи, графики, скульптуры, арт-объекты, фотография – довольно разнообразный спектр явлений современного искусства, начиная со второй половины двадцатого века по сегодняшний день. И в основном это, конечно, произведения наших, костромских художников.
— Что сейчас самое ценное в коллекции галереи?
— В 2003 году наша коллекция пополнилась наследием талантливого костромского скульптора, художника, поэта Владимира Смирнова. Сейчас мы с ним работаем, изучаем, показываем. Для всякого музея престижно, если в его коллекции полно представлено творчество какого-либо талантливого художника и нигде больше таких произведений нет. В этом смысле коллекция В.В. Смирнова уникальна. Но и других замечательных работ у нас много.
— Есть какая-то любимая картина в галерее?
— Да, могу вам её показать. Это «Топотуха» Владимира Муравьёва, известного московского художника, по рождению костромича. (Далее мы идём к картине, и я рассматриваю её в некотором недоумении, потому что это абстракция. Однако Вера Павловна так чудесно рассказывает о ней, что мне через пару минут хочется воскликнуть: «Вижу! Теперь вижу!» – прим. авт.)
— Вера Павловна, а ведь многие не постесняются сказать свое «фэ», глядя на абстракцию, к примеру.
— И говорят (улыбается). И говорят, что «такое» могут нарисовать сами, не хуже. Я, когда это слышу, начинаю рассказывать о художнике, времени в котором он творил. Можно, конечно, ограничиться тем, что прямо перед глазами, а можно взглянуть на мир шире и открыть для себя много интересного за рамками видимого буквально.
— У галереи есть спонсоры, благотворители?
— По счастью, находятся люди, которые готовы помочь. И всегда это происходит неожиданно и по-разному. Например, замечательные скульптуры Владимира Смирнова, о котором я уже говорила, выполнены в гипсе. Гипс – материал непрочный, хрупкий. Возникла необходимость отлить их в металле – в бронзе. Это дает возможность сохранить их, перевозить, показывать в других городах. Сам художник мечтал увидеть свои скульптуры в бронзе, вес для него – чрезвычайно важная категория, он даже в дневниках писал «Вес» с большой буквы. А вот его стихотворная строчка «Да, жажду, да, хочу Весом … изобразить любовь». И находятся люди, которые помогают галерее осуществить это, в том числе и костромичи: Борис Константинович Коробов, Арминэ Джуваликян. Екатерина Румянцева, дочь художника Сергея Румянцева, тоже нам помогала, американцы из города-побратима. И вот уже одна скульптура отлита, вторая… Галерея получала и грант губернатора Костромской области, на эти средства мы смогли отлить три работы. Мечтаю, что когда-нибудь скульптуры Смирнова появятся на улицах города. Почему бы нет? Скульптура всегда притягивает людей.
— Бронзовая собачка, например, на «сковородке».
— Замечательная. Всегда возле неё люди, дети, и роль она свою социальную выполняет – собирает средства для животных. В Аахене, например, есть пруд, возле него лавочки, сидят люди, играют дети. И рядом – всё то же самое, только в бронзе. Выглядит здорово. А в одном из английских городков я обратила внимание на странные фигуры, стоящие на побережье. Подъехали ближе, и стало ясно, что эти скульптуры из камня – образы женщин, стоящих на берегу и глядящих вдаль, на море. Их фигуры выполнены обобщенно, без жизнеподобных деталей, но сразу понятно, что это жёны моряков, которые ждут своих мужей домой, в любую погоду идут к морю. Очень выразительно.
— Вы романтик или практик? Хотя ответ напрашивается сам собой…
— Романтик, да. Мы и живём ещё в эпоху романтизма, как говорит один мой учитель.
— Вера Павловна, вы создаёте впечатление человека, который сам за себя постоять не сможет. Особенно в наших порой не романтических реалиях, когда цинизм и пошлость на каждом шагу.
— Не переношу хамство, цинизм, пошлость, с которыми, конечно, приходится сталкиваться. Но ответить могу. И замечание сделать могу, в общественном транспорте, например. Бывает, не могу промолчать или пройти мимо в таких ситуациях.
— И в детстве, наверное, были примерной девочкой?
— Я?! (смеётся). Знаете, провожая в школу моего старшего брата, мама всегда говорила: «Сынок, учись хорошо!». А провожая меня: «Веди себя хорошо!». Хулиганкой я, конечно, не была. Но мама знала, что я могу быть независимой и всегда имею свою точку зрения. Помню, в десятом классе у нас было всего две литературы в неделю и пять часов физики. Столько физики я выдержать не могла и шла на разные ухищрения, чтобы хоть как-то её в моей жизни сократить.
— Никогда не пробовали писать картины или писать стихи?
— Нет, не пробовала. Ни картины, ни стихи. Я пишу статьи, организую выставки, в этом и выражается моё творчество.
— Вера Павловна, а вы любите ходить по магазинам?
— Если б вы только знали, как я не люблю ходить по магазинам! Это полный ужас. Мне помогают (смеётся). Я начинаю к близким приставать с расспросами — а где это продаётся, а куда лучше пойти? И просьбами сходить вместе со мной за покупкой.
— Говорят, у вас интуиция на талантливых художников. А в жизни интуиция помогает?
— Если говорить о профессии, то помимо интуиции важен и опыт, есть вещи, которые лучше начинаешь чувствовать и понимать с годами. А в жизни… Бывают интересные сны. Однажды мне приснилось, как мы с Владимиром Смирновым строим экспозицию (а его уже не было в живых), и он приносит и ставит передо мной скульптуру «Поэт». Наверное, так он мне передал свою идею – создать экспозицию «Сад поэта», куда войдут и стихи, и графика, и скульптура.
— Вам предсказывали когда-нибудь судьбу?
— Не люблю категорически предсказаний. Не хочу знать. И даже когда, помимо моей воли, мне что-то хотят предсказать, пытаюсь избежать этого. Однажды я стояла в очереди, в кассу за билетами, и ко мне подошли цыганки с явным намерением осветить моё будущее. А я, конечно, знаю, как обычно такие вещи заканчиваются. Уйти никак. И вдруг я, неожиданно для самой себя, начинаю читать стихи Пушкина! Не поверите, «предсказательницы» впали в какую-то оторопь. Позднее я вспоминала, какое же именно стихотворение читала – и не смогла вспомнить. Оно пришло тогда, как некое спасение.
— Думаете о том, какой галерея станет через пять, десять лет?
— Меня интересует жизнь здесь и сейчас. Конечно, у меня есть мечты, определённые планы. Но… Жить надо сейчас. Это касается и дела, которым ты занимаешься. Кто бы потом его не продолжил, это будет уже нечто другое. Может быть, следующий за тобой сделает лучше и интереснее, но уже по-другому, не так, как ты. Опыт можно передать, личностное отношение передать другому человеку невозможно. Поэтому я пытаюсь сделать здесь и сейчас как можно больше.
Лариса АЛЕКСАНДРОВА,Фото Николая Суворова.
Перформанс с казачьей песней
Вера Павловна рассказала такую историю:
— Нас пригласили в Нарву (Эстония) с выставкой. Мы повезли работы трёх костромских художников и подготовили с помощью Евгения Кулагина перформанс. Мы – это я и двое костромских художников – Владимир Тюрин и Сергей Пшизов. Была подобрана музыка, мы в масках, театральных костюмах делали какие-то поставленные движения, такое нечто мистическое получилось. И в Нарве выясняется, что один из файлов с музыкой не открывается! А это заключительный фрагмент, чуть ли не самая важная часть! Я очень надеялась, что наш перформанс отменят. Может же времени не хватить, на самом деле. Но нет, сказали – всё будет. У меня с собой случайно оказался диск с казачьими песнями. Видимо, просто захватила с чем-то в спешке из дома. Мы судорожно стали что-то с этого диска подбирать. И получился наш мистический перформанс под казачью песню. В Эстонии. Представляете? Успех был невероятный, мы не ожидали…
Между прочим
— директор художественной галереи очень любит плавать. Недавно, призналась Вера Павловна, она открыла для себя Красное море с его подводной экзотикой. И с удовольствием погружается в этот экзотический мир с подводной маской.