Изменения в законе
— Олег Владимирович, среди функций антимонопольного управления и контроль розничной торговой сети.
— Мы занимаемся контролем исполнения Федерального закона №381-ФЗ. Это закон о регулировании торговой деятельности, регламентирующий ее в РФ. Он всеобъемлющ: там указаны полномочия органов местного самоуправления, органов субъекта РФ, органов специального контроля. В том числе и антимонопольного управления. Мы контролируем статьи 9, 13-16. В этих рамках мы рассматриваем заявления или проводим плановые и внеплановые проверки, в том числе по поручению президента РФ и правительства. Такие проверки, например, мы проводили в прошлом году. Почему? Потому что закон в прошлом году изменили, и какие-то вещи – кардинально. Например, изменили понятие «торговая сеть». Вот как вы понимаете это?
— Место, где можно купить различные продовольственные и непродовольственные товары…
— Вот смотрите, у дороги стоит один ларек, через дорогу – другой. И они называются, например, «Лазурь». Вот это и будет торговой сетью. Определение торговой сети теперь состоит из двух альтернативных признаков. Либо все торговые площади принадлежат одному лицу или группе лиц. Либо они действуют под одним наименованием: «Пятерочка», «Ашан», «Десяточка»… Если вы два магазина называете одним названием – это будет торговая сеть в силу закона.
— А если хозяева разные?
— Неважно. Они будут работать под одним коммерческим обозначением.
— А как было раньше?
— Чуть-чуть по-другому: торговая сеть действует под общим управлением или под одним наименованием. Сейчас уточнили принадлежность ее одному лицу или группе лиц. Кроме того, в закон внесли изменения по срокам оплаты поставок продуктов питания. Их сократили с 10 до 5 дней (по некоторым видам продуктов). Законом запрещены бонусы. Вместо них законом предусматривается небольшая надбавка в 10%.
— А что контролирует антимонопольное управление?
— Статья 9 регулирует процесс отношений поставщика и продавца. По поручению правительства мы проверяли приведение договорных отношений в соответствие с новыми правилами. Раньше поставщик и торговая сеть имели право сообщать о существенных условиях своих договоров поставки (объем, цена, время и т.д.) продовольственных товаров либо через свой сайт, либо в виде письменного запроса. Торговая сеть тоже могла обратиться к крупному поставщику. Есть доминанта торговых сетей и доминанта поставщиков. Конкуренции на этом рынке достаточно, чтобы говорить о том, что нет диктата монополии.
— Какие изменения в эту статью внесли в прошлом году?
— Убрали возможность направления письменного запроса. Теперь все надо размещать на сайте. В прошлом году мы оштрафовали две костромские торговые компании за неразмещение информации на сайте. Но поскольку они оказались субъектами малого и среднего бизнеса, мы должны были в силу закона заменить штрафные санкции предупреждением. Кроме того, у них оперативно во время проверки появились сайты (нарушение устранено).
Зеленый свет — для малого и среднего бизнеса
— Значит, к предприятиям малого и среднего бизнеса требования более мягкие?
— В позапрошлом году вступила в силу норма для таких предприятий. Для таких компаний все штрафы, кроме штрафа за угрозу жизни и здоровья, заменяются на предупреждение, если нарушение совершено впервые. В противном случае штраф бы составил от 500 тысяч рублей и выше. Но отмечу, что в Костромской области все торговые сети, кроме федеральных, — субъекты малого и среднего бизнеса.
— Все торговые сети выполняют требования закона?
— За месяц 2017 года мы успели проверить 13 торговых сетей – «Дикси», «Лента», «Ашан», «Пятерочка», «Магнит», «Высшая лига», «Гулливер», «Десяточка», «Дом еды», «Адмирал», «Лидер». И только на одного продавца, возможно, бакалейных товаров торговой сети «Лидер» (ООО «Никитские ворота» из Ярославля) наложен штраф в 50 тысяч рублей за непредоставление информации! Этим сейчас занимается служба судебных приставов. В остальных торговых сетях все приведено в порядок.
— Костромским предпринимателям трудно пробиться в торговые сети?
— На каких-нибудь совещаниях, бывает, поступают жалобы: «Торговые сети нас не пускают, не можем войти!» Но в антимонопольном управлении не одного такого письменного заявления нет! А в чем проблема для небольших предприятий? Например, руководители торговых сетей говорят: «Нам нужна ежегодная поставка в размере (условно) 20 тонн». Но не все поставщики могут обеспечить такой объем поставки.
— Значит, существует определенная дискриминация?
— Когда я говорю дискриминация, это означает, что крупным поставщикам легче выполнить требования торговой сети, чем мелкому маломощному предприятию. Где-то юриста нет, где-то объем не тот. Или товар неузнаваем. Торговые сети опасаются связываться с таким товаром (будет лежать на складе, портиться). Такие случаи есть, но нет ни единого письменного заявления. Ведь есть срок годности товара, и предприниматели опасаются не попасть и в другие торговые сети.
Так почему же мы защищаем малый и средний бизнес, как нам говорит правительство? Малый бизнес – это среда для развития конкуренции. А конкуренция нужна для того, чтобы потребитель имел право выбора, где купить. Заметьте, иногда мы, граждане, употребляем слово «монополист» со скепсисом. Потому что он – один! И тогда у нас нет выбора.
Жалоб практически нет
— А как можно обнаружить нарушение прав малого и среднего бизнеса?
— Дискриминация может быть при исполнении договора – кому-то заплатили за товар раньше, надбавку сделали, а кому-то — нет. И хотелось бы, чтобы предприниматели старались до нас донести такую информацию. Если есть нарушения – все это можно решить на стадии переговоров.
Когда костромских предпринимателей не пускают в торговые сети, проще проверить его первоначальную переписку, чем исследовать весь период работы (мы ходим на плановые проверки в торговые сети раз в 3 года). Так, в прошлом году мы проверили «Дикси» и «Пятерочку». В этих торговых сетях нарушений антимонопольного законодательства не выявлено. Костромские поставщики есть, есть и иногородние, и у всех договоры в порядке.
Дискриминация доказывается сложно. Нужно доказать, что есть кто-то, кому предоставили лучшие условия. Мы поэтому и сравниваем иногородних поставщиков с костромскими. Смотрим условия договоров. Если они одинаковы – дискриминации нет.
Напомню, что правительством принято решение реформировать контрольно-надзорную деятельность. Если нет заявления на юридических лиц, нет обращения на нарушения с их стороны, то в некоторых случаях они не проверяются. Пока нет заявления, мы не имеем права выйти на проверку. Все внеплановые проверки согласуются с прокуратурой Костромской области.
Сейчас на рассмотрении в антимонопольном управлении три заявления на разные торговые сети от одного предпринимателя, производителя вермишели быстрого приготовления. За последние два года – это первые заявления о проблемах доступа в торговую сеть.
— Но ведь кроме торговых сетей есть еще и небольшие рынки в разных районах города?
— Да, есть места для сезонной торговли. Там торгуют бабушки – это хорошо, но, по информации городских властей, около 50% этих площадей пустует! Нестационарных мест для торговли достаточно. Но возникает вопрос: «Может, сделать уклон в сторону крытых рынков, типа «Калиновского», МУП «Центральный рынок»? Этим надо заниматься, надо просчитывать.
Когда начинаешь разбираться, возникает еще одна проблема. Есть устоявшийся кластер поставщиков продуктов, знакомых торговым сетям. А когда появляется много новых, мелких, сети их фильтруют по своим критериям, которые они должны указать на своих сайтах. Если применяются другие критерии – это основание для вмешательства антимонопольного органа.
Спасают местные товары
— Антимонопольное управление занимается мониторингом цен на продукты питания?
— Цены в Российской Федерации являются свободными. Они формируются путем спроса и предложения. И любой рост цен отслеживается антимонопольным управлением, выясняется причина этого роста. Так, цена моркови в прошлом году выросла на 42%, с 8 до 11 тысяч рублей за тонну. Значит, стоимость килограмма выросла на 2-3 рубля. Почему это произошло? Цена возросла, но нет нарушений, может, это связано с сезонностью, с небольшим снижением объемов, с плохим урожаем, может, не вовремя поставки были, потому что в Костроме ремонтировали мост через Волгу. Причины разные… Но как только цена начинает расти, желающие продать свою морковь появляются в огромном количестве. И нивелируют этот рост представлением товара. Так работает конкуренция. Мы все это отслеживаем.
В 2014 году костромичи массово жаловались на рост цен на продукты питания. Тогда все дорожало. Но сегодня цены изменились не сильно. На некоторые товары они снизились. По данным нашего мониторинга, в сравнении с 2016 годом в декабре прошлого года подешевела свинина, курятина, молоко 3,2% жирности, картофель и белокочанная капуста. Но дороже потребителю обходится теперь говядина, сливочное масло и твердый сыр.
— Что помогло избежать дефицита продуктов, а, соответственно, и огромного роста цен?
— Костромичи предпочитают товары костромского производства. Именно этим и отличаются от жителей других регионов – у нас свои мясные изделия, масло, сыр, яйца. Плюс и то, что у нас появляются предприятия сельского хозяйства, занимающиеся выпуском различных видов продукции. Например, молока, сливочного масла. Неплохо работает и «Сырная биржа». Товары местного производства у нас есть, но, может быть, товаропроизводителей надо поддерживать больше, чтобы цены падали? Все прошлые годы работала комиссия при губернаторе по мониторингу состояния рынка продовольственных товаров. Там заслушивались представители торговых сетей и поставщиков.
В Костромской области достаточно своих региональных сетей – это «Высшая лига», «Дом еды», «Десяточка», «Лидер». И я думаю — это хорошо. Самое главное, что удалось сделать, — торговые сети не снизили ассортимент товаров. Мы не оказались с одной маркой молока или с одним видом колбасы.
Светлана ГАПОНЮК.
Фото Николая Суворова.