День единства не за горами. Как и столетие революции. И что мы видим через толщу лет? Единый могучий Советский Союз оказался «рушимым», республики свободными, да не совсем. А в Костроме буквально нашествие восточных красавиц из ближнего зарубежья! Что их привело на некогда братские просторы? В согласии ли живет многонациональная студенческая семья? Узнать об этом сходу не просто. Иностранцы на контакт с кем попало не идут. А вот студентка из Туркменистана Ажап Кулиева согласилась на интервью. Благо, сама будущий журналист.

— Ажап, выбор вуза решался на строгом семейном совете?

— Родом я из небольшого города Атамурат. Очень хотела учиться в России, расширить свой кругозор. Папа меня поддержал. А вот бабушка была категорически против того, чтобы я ехала в чужую страну, да еще на журналистику. Но в итоге все-таки оказалась в Костроме.

— А что уж сразу не в Москву?

— Вообще, изначально вопрос стоял так: либо Китай, либо Россия. В Китае я бы, может быть, «растворилась» внешне, (смеется), но там много проблем. Особенно, с языком. Я, конечно, купила себе кучу разговорников, но… А русский знаю давно. Почему не Москва? Там очень сложно учиться. В Костроме много туркменов, которых всегда могу попросить о помощи. Плюс к тому: Кострома — город маленький, тихий. Все условия, чтобы нормально учиться. А в Москве кто у меня есть, кроме папы? У него российское гражданство.

— И никто на улице на тебя не обращает внимание?

(Смеется.) Раньше было. Когда открывала рот. Из-за большого акцента. Но сейчас вроде нормально говорю. Да?

— Конечно. Почему выбрала журфак?

(Гордо.) Хотела стать журналистом с того момента, как увидела телевизор. Бабушка с дедушкой в детстве спрашивали: «Кем будешь, когда вырастешь?» Я тыкала пальцем в ведущих новостей на экране: «Этим!» В четвертом классе мечты обрели более конкретную форму. И вот я уже на втором курсе костромского университета.

3 (2).jpg

— Раньше слышала о Костроме?

— Да. Потому что мой близкий сосед уже учился здесь. Рассказывал, что старинный город, Волга… Теперь знаю о подвиге Ивана Сусанина, спасшего царя Михаила. А самое главное — в Костроме очень строго с работой.

— ???

— Многие студенты стараются после учебы куда-нибудь устроиться нелегально. В Костроме такое не пройдет. Поэтому остается учиться, учиться и учится. Что мне и надо.

— Подозреваю, что в материальном плане помогает любимый папа…

— Очень помогает! У меня был выбор: либо снять в Костроме квартиру, либо жить в общежитии. Я выбрала общежитие. Папа сказал: «Хорошо подумала? Обратной дороги не будет».

— Не жалеешь?

— В квартире я бы скисла. Мне нужно общение. В первую очередь, чтобы хорошо знать русский язык. Бывают, конечно, моменты, когда в общежитии очень шумно. Что даже не уснуть.

— А еще кто-то жарит картошку, кто-то, пока хозяин не видит, обжигаясь, «дегустирует» ее. В комнату врываются мальчишки, разваливаются на кровати, и все весело играют в карты.

(Недоуменно.) Нет, что вы! В туркменском быту сохраняется дистанция! Но, с другой стороны… Родители не контролируют, и здесь вроде бы все можно. Это меня всегда раздражало. Я постоянно ругаюсь с туркменами по поводу дисциплины. Но в целом, несмотря на разные национальности, мы живем дружно. И на кухне никто ничего ни у кого не хватает. А вот угощают часто. Мне очень нравится русский борщ! Это что-то. И картошка по-домашнему со сливками и сыром.

1 (2).jpg

— Сама балуешь гостей угощениями?

— Очень люблю готовить плов. В мае, в корпусе «В» был День туркменской культуры. Там мы вообще наготовили много всяких вкусняшек. Ну и плов, конечно же. Вариантов существует много: таджикский, узбекский. Наш — без всяких приправ. Говядина, лук, морковь, надо долго варить на медленном огне. Потом добавляется рис. Все любят!

— Как по-туркменски будет «любовь»?

— Сойги. А что?

— На фотографиях в соцсетях ты часто с цветами…

— Обожаю цветы! Особенно красные розы. Мои друзья и родственники знают об этом. Брат тоже учится в Костроме на филфаке. И может подарить букет, купленный на последние деньги. Так прямо и говорит. Тогда я цветы у него выкупаю. Но и сама люблю дарить. Девятого мая купила десять штук длинных цветов с маленькими красными лепестками. Гвоздики, что ли, называются. Ходила, дарила их бабушкам.

— А если какой-нибудь местный паренек завалит ромашками — и в загс?

— Какое замужество?! Мне всего двадцать лет. Хотя папа не против, если бы я осталась в России. Может, кого и встречу. Но сейчас у меня в планах учеба и карьера.

— А досуг? Можешь надеть короткую юбку и пойти в кафе?

— Могу. Главное, вести себя прилично. Но чаще удовольствием хожу в зоопарк. Очень люблю животных! Нравится мост. Когда не было ремонта, уезжала на тот берег и долго смотрела на него. В прошлую зиму одолела Волгу по льду. Шла и думала: надо же, как внизу глубоко! Вот бы на лыжах по реке проехать… Пробовала кататься дважды. Первый раз упала семнадцать раз, второй — семь.

4 (2).jpg

— Имя Ажап в переводе…

— Прелесть.

— Почему тогда в соцсетях именуешь себя Анжеликой?

— Потому что на настоящее имя сразу реагируют незнакомые туркменские парни и добавляются в друзья. Отовсюду. А у меня же, говорю, на первом плане учеба.

— Многие твои сокурсники проходили практику в «Народной газете». Что-то не наблюдал тебя в нашей редакции.

— Я ее проходила в Ашхабаде. В издании «Нейтральный Туркменистан». Написала несколько статей. Первую – про собак породы алабай.

— Ашхабад — очень красивый город. Многие здания из белого мрамора. При этом российские журналисты обратили внимание, что столица Туркменистана немноголюдна.

— Перед Азиатскими играми, которые недавно проходили в Ашхабаде, объявлялись спортивные дни. Велокросс, например. Можно было ездить на велосипедах, общественном транспорте, такси или ходить пешком. Во многих дворах даже стояли люди, следившие за тем, чтобы никто не пользовался автомобилями.

— Это называется…

(Поднимает брови.) Это называется дисциплина и порядок. Президента Гурбангулы Мяликгулыевича Бердымухамедова очень уважают, потому что он много делает для простых людей. В том числе заботится и о здоровье нации. На предприятиях, в школах, вузах помимо серьезных соревнований, обязательно проводятся зарядки, разминки. Мне это очень нравится.

— Словом, привезла в Кострому кучу впечатлений.

— И красивые снимки. В Ашхабаде в редакции дали задание сделать виды города. С утра ходила по улицам, паркам, мосту с камерой. Восемь километров прошла пешком «Тропой здоровья». Многие фото взяла в Кострому. И уже здесь нам дали задание на схожую тему. Смонтировала фотоклип. Получилось очень ярко. Но один однокурсник объявил, что я не могла сделать такие снимки. Это нереально. Было очень обидно.

— Кострому полюбить успела?

— Я привыкла к центру. Особенно, где памятник Ивану Сусанину. Спуск к Волге, лавочки. Всегда приятно там посидеть. В Караваево очень нравится лес. Идешь по нему и вдруг в конце яркий свет. У-у-у-у… Красота!

 

Дмитрий ТИШИНКОВ.

«Народная газета», №44 (923)

от 1.11.2017.

Ваша новость успешно отправлена!
Это окно исчезнет самостоятельно через 3 секунды...