Кострома
  • Сегодня в кино
  • Лица
  • Афиша Костромы
  • Туризм
  • Актуально
  • Ремонт с Шансон
  • Гороскоп на 2019 год
  • Билеты в цирк
  • Вернуться назад / 17 Ноября 2015, 11:45, K1NEWS.RU

    Елена ТРАПЕЗНИКОВА «Каждая девица должна знать женское рукоделие»

    В Костроме прошел региональный фестиваль костромского льна «Льняница». Цель у него благородная - сохранение исторических традиций льноводства. Мастерицы смогли показать свои изделия, поделиться навыками, провести мастер-классы.
    Елена Трапезникова - одна из тех, на чьих уроках мастерства заслушаешься и заглядишься. И понимаешь, что только кропотливый труд поможет создать шедевр.

    Фото:

    В Костроме прошел региональный фестиваль костромского льна «Льняница». Цель у него благородная - сохранение исторических традиций льноводства. Мастерицы смогли показать свои изделия, поделиться навыками, провести мастер-классы.

    Елена Трапезникова - одна из тех, на чьих уроках мастерства заслушаешься и заглядишься. И понимаешь, что только кропотливый труд поможет создать шедевр.

    Воротнички из трофейного платья

    Елена Ивановна говорит, что рукодельничать начала с раннего детства. И в семь лет уже вязала и вышивала вещи для себя. «Откуда такое увлечение?» - спрашиваю. А мастер не скрывает: «От бедности! Я не костромичка, дочь военного, семья кочевала по гарнизонам, и купить что-либо было негде. А девочкам ведь хочется принарядиться! И начала шить. Использовала то, что имелось дома. Очень хорошая вещь – офицерское сукно. А первое платье, которое я разрезала, мама привезла из Берлина. Она у меня фронтовичка, прошла всю войну, и это шикарное крепдешиновое платье ей сшила немка в 1945 году… Я из него сделала воротнички для школьной формы - белые, вышитые! Мы ведь ходили в школу в форме, и пофорсить можно было только красивыми воротничками и манжетами. До сих пор мои дочки на них облизываются».

    Трапезниковы - программисты. В 90-е годы жили в Подмосковье, работали на оборонном предприятии. Но в ту пору началась конверсия, заводы не получали заказов, зарплаты не выдавали. «Не знали, на что жить, чем кормить детей. В свой бизнес мы уходили от безысходности, Никто не стал бы бросать хорошее место! Нам предложили заняться внедрением программного обеспечения в Москве, а потом открыли филиал в Костроме». Сначала Трапезниковы ездили в Кострому, а когда дело пошло, решили перебраться в наш город совсем. Это было в 1998 году. Сюда приехали и дочери. Бизнес - бизнесом, а Елена Ивановна не переставала заниматься и рукоделием: «Еще до приезда в Кострому я по выходным вела курсы кройки и шитья, вышивки, отделки изделий. Было немало учеников. Когда стала костромичкой, то тоже попыталась организовать подобные курсы. Но на меня везде смотрели как на ненормальную. Не понимали, зачем тратить свое свободное время на обучение кого-то рукоделию!» Тогда неугомонная Елена Ивановна решила вовлечь в творчество своих коллег. Коллектив был большой, преимущественно женский. И начали устраивать выставки, причем тематические. Например, о бабочках. И они разные - из бумаги, вязанные крючком, вышитые, запечатленные на уникальных фото… Выставку «Дед Мороз» мастерицы показывали даже в «Губернском». Были там скатерти с изображением сказочного героя, вязаные Деды Морозы, декупаж и даже упаковка для бутылок в форме новогоднего волшебника.

    «А нынешним летом появилась идея организовать городской фестиваль для рукодельниц. Приурочить его решили к старинному женскому празднику, который существовал еще до христианства, - это «Прасковья - льняница». В этот день рукодельницы всегда хвалились первыми холстами, несли их в церковь… Тогда мы поняли, что нашли дату и тему, вокруг чего объединить мастериц, - это лен. Нас поддержало руководство БКЛМ, в уникальном музее предприятия, который существует полвека, мы организовали выставку и провели мастер-классы».

    P2730202.JPG

    Лен - дорогое удовольствие

    Спрашиваю: «А сами любите льняные ткани?» Елена Ивановна улыбается: «Очень! У меня есть изделия, которым по тридцать и более лет. Лен всегда популярен. И парадоксально, что сегодня в продаже нет костюмного льна. Еще наши мамы в 60-е и 70-е годы с удовольствием носили такие наряды… В музее мануфактуры даже есть образец ткани 1953 года. На прошлой неделе здесь побывали представители из международной школы лидеров. И один из них, крутой директор, увидев этот образец, спросил: «Почему у меня нет костюма из такой ткани?» И это наша беда, что сейчас нет сырья… Лен на предприятие, в основном, поступает с Алтая, из Твери и Гдова. Мы решили пропагандировать лен и показать, что сегодня есть люди, которым он нужен. И все, кто побывал на выставке и фестивале, с нами солидарны. Люди сетуют, в магазинах, в основном, представлены гладкокрашеные ткани, редко когда их как-то отделывают».

    На мастерице – очень красивый костюм, элегантный и женственный. Жакет и юбка из белой ткани с бежевыми фактурными широкими полосами, удивительная, необычная ткань…. Эту ткань дочь Люба привезла из Санкт-Петербурга. Ее выпускает небольшая мануфактура, где все ткани производятся небольшими партиями. Материалы выполняются в стиле старинных домотканых полотен с неплотным, редким переплетением. Поэтому и стоят дорого, метр - 700 рублей».

    Трапезниковы предпочитают натуральные ткани в любое время года. И когда мы встретились в музее, там было нежарко, Елена Ивановна: «Все тепло – в цехах, ткани ведь должны производиться в тепле… Поэтому здесь я хожу в стеганой льняной юбке. В ней не замерзнешь». Кстати, мастерица из льноватина сшила для себя и первую стеганую сумку. Сейчас идет движение против целлофановых пакетов, люди стали заботиться об экологии. И это здорово!

    P2730224.JPG

    Пальто из бабушкиного сундука

    Елена Ивановна не скрывает: «Не люблю делать на заказ. Потому что, когда начинаю творить, иногда ухожу далеко от первоначальной идеи. Делаю, например, что-нибудь для дочери, потом спрашиваю ее: «Нравится?» Отвечает: «Нравится, но только это не то, что я представляла!» Словом, в процессе изготовления мои изделия могут преобразоваться… Во-вторых, я очень люблю тонкую работу, мелкую отделку. Если вышиваю, то обязательно мелкими стежками, использую самую мелкую канву и самый мелкий бисер… А в-третьих, ненавижу делать что-либо из плохого материала. Я даже когда детишек учу, не разрешаю приносить на занятия старые тряпочки. Ребята должны получать удовольствие, а оно зависит и от ткани». К разговору присоединяется Люба: «А у меня страсть другая - аксессуары, украшения». Елена Ивановна поддерживает: «Люба любит придумывать платья на основе моды пятидесятых годов. У нас есть книжка «Одежда для молодежи», изданная в то время. Но, разумеется, те фасоны осовремениваем… Дочка давно хотела пальто, но подходящей ткани не находилось. Но однажды делали уборку в квартире моей старенькой мамы, открыли чемодан и обнаружили то, что искали. Ткань там пролежала с 1965 года – это офицерское сукно моего отца. Получилось отличное пальто, дочка сама вышила на нем узоры. За основу взят фасон, которий носили в 19 веке. Это пальто мы шили специально, чтобы носить с широкой длинной юбкой, с сарафаном… Ведь мы любим ездить на различные фестивали. В этом году побывали на лоскутном - в Суздале».

    P2730241.JPG

    «Мы снабжаем друг друга идеями»

    Каждый год для себя и дочерей Елена Ивановна шьет по три-четыре изделия. «Куда одежду деваете, когда надоедает?» - спрашиваю. «А нам не надоедает! Вот у дочки целый шкаф нарядов висит, все она носит. Правда, когда становится маловато, то отдаем».

    Люба закончила факультет теории и истории русской культуры в Санкт-Петербургском университете культуры. Человек творческий, как мама: «Мы все делаем вместе, идеями друг друга снабжаем». Елена Ивановна соглашается: «Мы не знаем, кто автор замысла, а кто - исполнитель. Часто помогаем друг другу в изготовлении какой-либо части изделия. Бывает, что определенную работу я просто не могу сделать, ее выполняет Люба. В итоге и не скажешь, кому принадлежит авторство».

    Мать и дочь Трапезниковы занимаются сложным рукоделием, которому надо учиться. Елена Ивановна: «Я сегодня проводила мастер-класс по изготовлению мережек. Женщины через полчаса взвыли от кропотливой работы. А я сказала: «Зато вы теперь знаете, сколько стоят такие изделия!» У меня есть книга 1912 года выпуска «Курс женских рукоделий». Она предназначалась для институтов благородных девиц. В ней утверждается: «Каждая девица должна знать женское рукоделие. Если вы бедны, то сможете сделать себе приданое. А если богаты, то разберетесь в качестве покупаемого товара». Это так современно звучит! Поэтому надеюсь, что фестиваль «Льняница» состоится и в следующем году. Нам небезразлично, что будет с Костромой завтра, ведь лен - это ее история и слава».

    P2730245.JPG

     

    Материал размещен в газете «Голос народа-Кострома» №46 от 18.11.2015

     Светлана ГАПОНЮК

    Фото Сергея Андреева

    Адрес редакции
    156000, г. Кострома, ул. Ленина, д. 10, оф. 37 "Г", тел.: (4942) 499-164, email: info@k1news.ru
    Copyright © 2017 K1NEWS.RU-Главный портал Костромы.
    Свидетельство о регистрации СМИ № ФС77-53438 от 29 марта 2013 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
    Главный редактор - Иван Дмитриевич Сарафанов.
    Учредитель: ООО "Медиа-Сеть"
    Отдельные публикации могут содержать информацию, не предназначенную для пользователей до 16 лет.
    Разработка, создание и продвижение сайта:
    агентство интернет-маркетинга
    Агентство Интернет-Маркетинга «Живая Сеть»
    Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных. Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на k1news.ru.