В декабре прошлого года проект учителя физкультуры школы №31 Натальи Мясниковой по внедрению норм ГТО в России получил первое место на конкурсе Министерства образования. Название проекта «Спорт – мой самый лучший друг!» Нам захотелось встретиться и разузнать все подробнее.
Наталья Юрьевна Мясникова напоминает француженку – грация, шарм, пластика. Но оказалось, что она коренная костромичка. И учителем физкультуры стала совершенно случайно.
Началось все с того, что ученицу 18-й школы, у которой были хорошие спортивные данные, преподаватель физкультуры выставляла на разные соревнования — по легкой атлетике. Особенно хорошо у Наташи складывались отношения с волейболом. «В десятом классе я думала, куда идти учиться дальше. Мама хотела, чтобы я стала экономистом. Но мой учитель физкультуры Ольга Анатольевна Данилычева посоветовала поступать на «физвос», сказала, что у меня для этого есть все данные. Купила мне билет и отвезла учиться сначала в Шарьинское педучилище, а потом и в Ярославский педуниверситет. Мы с Ольгой Анатольевной стали хорошими друзьями. Она меня привела в эту профессию, я ей благодарна!» Девушка и во время учебы активно участвовала в соревнованиях. У нее появились разряды по легкой атлетике, гимнастике, волейболу и туризму.
Не думала, не гадала, что будет работать в 31-й средней школе, но, когда пришла сюда на практику, ей здесь понравилось: хорошие преподаватели, увлеченный коллектив. «Я заметила, что у меня действительно получается неплохо преподавать. И с каждым разом все лучше и лучше». Поэтому Наталья решила здесь остаться. «Я тогда увлекалась восточными единоборствами. Даже ездила учиться у вьетнамского мастера. И потому в нашей школе был проведен эксперимент. В рамках школьной программы мы два года обучали детей с 6-го по 8-й класс китайской гимнастике. Это не боевое искусство, а направление на красоту, пластику, включая суставную и дыхательную гимнастику».
Сейчас стаж работы у Натальи Юрьевны 24 года. Она не только учитель, но и инструктор тренажерного зала одного из салонов красоты.
«Надо видеть талантливых детей»
На мой вопрос: «Современные дети не такие, как двадцать лет назад?» она отвечает: «Нет, такие же. Все как прежде зависит от преподавателя, формы урока, насколько им интересно».
Есть ученики, которыми учитель гордится: «Это ребята, которые сумели своим трудом достичь хороших результатов. Например, ученица из 8«А» Кристина Москвина. Когда она попала ко мне из начальной школы, я сразу заметила у нее спортивные способности: хорошие скоростные данные, выносливость. Мы сотрудничаем с тренерами и если видим детей талантливых и способных, стараемся их показать. Потому что они могут самореализоваться в спорте. Я рассказала Кристине о легкой атлетике и привела ее к тренеру Владимиру Николаевичу Макарову. Кристина начала заниматься и в прошлом году стала кандидатом в мастера спорта по легкой атлетике. В этом году, когда проводился кросс Наций и женщины бежали 4 километра, Кристина стала первой, — пробежала дистанцию за 12 минут и 20 секунд. Она лучшая в городе и области. Выступает на российских соревнованиях. Конечно, мы за нее болеем и радуемся ее успехам».
В футбол играют девочки
Наталья Юрьевна вспоминает и своих учеников-мальчишек, футбольную команду. Они с пятого класса выступали на различных городских соревнованиях. Кто-то был вратарем, кто-то нападающим. Всегда занимали призовые места. Ребята стали заниматься при ДЮЦ «Ровесник» и пошли дальше. Некоторые уже известные в городе футболисты, другие работают тренерами. И сейчас в 11-м классе учатся ребята-футболисты, одни из лучших в городе, играют в футбольном клубе «Спартак».
В школе №31 спорт любят все. Наталья Юрьевна вспоминает, что однажды в школу пришло положение, где было предложено девочкам поучаствовать в соревнованиях по мини-футболу. А сейчас по новым стандартам образования введены дополнительные внеурочные занятия по физкультуре. И девчонки из начальной школы наравне с мальчишками бегали, играли в футбол. «Мы из этих девочек собрали команду, потренировали и выставили на городские соревнования. И не зря! Девочки выиграли «город», «область» и в январе этого года поехали на российские соревнования, где заняли второе место! Мы даже этого не ожидали, просто при подготовке старались чему-то научить. А для них эта победа стала таким стимулом, что девочки сейчас продолжают профессионально заниматься в футбольной секции. Для них футбол значит очень многое…»
Дедушка, бабушка, внук — спортивная семья
Помощниками в спортивном воспитании ребят выступают не только родители, но и бабушки и дедушки. «Хочу отметить семьи Лялиных и Борзовых. Молодцы! Они участвовали в семейной олимпиаде «Мама, папа, я – спортивная семья», заняли призовые места. Очень активная бабушка у ученицы 8 «Б» класса Вероники Кочетовой. Она уже несколько лет вместе с нами проходит пять километров «Лыжни России». Спортивная команда Лакомкиных участвовала в семейной олимпиаде, заняли второе место».
«Родители сами могут заметить способности ребенка к спорту, – говорит Наталья Юрьевна. – Хотя я у своей дочери это не сразу увидела. В детском саду нас с мужем вызвали и сказали: «Все дети играют в игрушки, а ваша Лида на руках ходит по садику». Она видимо, где-то это увидела и решила повторить. А потом, когда ей было шесть лет, мы смотрели олимпиаду. И через два дня дочка сказала: «Мама, я два дня думала, куда мне идти — в гимнастику или на плавание… Запиши меня в гимнастику, я так решила». Сейчас ей 13 лет, за это время она пропустила только две тренировки, когда была высокая температура. И она занимается по программе кандидата в мастера спорта».
«Нормы ГТО нам по плечу…»
Уровень физической подготовки у всех разный. «Есть определенный круг ребят, мотивированный, которые ходят в спортивные кружки, секции, тренажерные залы, — говорит Наталья Мясникова. — А есть дети, которые «сидят» в телефонах. Это обычно идет из семьи, где родителям некогда. Они не ходят с детьми на каток, не катаются на лыжах. Дети к активности не приучены. Но и такого ребенка можно приобщить к спорту. Много зависит от учителя. Для меня нет «железного» норматива. Например, что ученик должен прыгнуть на «пятерку» 2 метра 30 сантиметров. Я поощряю и за успешность, если у ребенка есть подвижки, если он старается. Часто на уроках ребятам приходится преодолевать свой страх: «У меня был случай, когда мальчик боялся даже подойти к «коню», у него начинали трястись руки. Он думал, что упадет, разобьется, сломает что-то. Страх мы преодолевали постепенно. Сначала он прыгал на мостике, невысоко, потом выше… И когда у него получилось перепрыгнуть, это было для него такое счастье, словно он выиграл чемпионат! Везде нужен индивидуальный подход. Главное, не сломать желание и интерес к занятиям спортом».
В проекте-победителе Наталья рассказала, как мотивировать школьников на спортивные достижения. В игровой манере был составлен проект по внедрению норм ГТО в школах. Это уроки-тренировки, уроки-игры… Заставить ребенка нельзя, а сделать так, чтобы ребёнок сам захотел, буквально побежал на физкультуру, можно. По мнению педагога, дети охотно следуют примеру взрослых, можно приглашать на уроки физкультуры известных спортсменов, олимпийских чемпионов… Учитель считает, что ее ученики вполне могут сдать все нормы ГТО. «Они очень похожи на упражнения, которые мы выполняем на уроках!» Сейчас проект Натальи Мясниковой опубликован в ведущих российских журналах по образованию. Опытом костромички пользуются школы других регионов.
Светлана ГАПОНЮК.
Текст впервые опубликован в газете «Голос народа» №19 от 3 мая 2015.