Многие люди удивляются, когда в разных ТВ-шоу эксперты могут дать характеристику человека, не видя его. Оказывается, что никаких чудес в этом нет. Ольга ЗАПОЛЬСКИХ, независимый эксперт-почерковед с 28-летним стажем, рассказала корреспонденту портала K1NEWS.RU о том, что можно узнать о человеке, анализируя его почерк.
— Ольга Александровна, вы можете идентифицировать личность человека по почерку. Это все кажется какой-то мистикой…
— Никакой мистики в этом нет. Есть теория идентификации. И соответствующие методики по исследованию почерка тоже есть. Они различны, все зависит от объема исследуемого объекта – для большого объема текста – одни методики, для малого – несколько иные, а есть и специальные методики по исследованию подписи.
— И вы так легко можете определить, подделан почерк или нет?
— Не все так просто. Иногда на исследование уходит по месяцу. Но отличить подделку можно. При этом могут совпадать все общие признаки, но некоторые частные могут различаться. Когда подражают чему-то или кому-то, стараются по мере сил и способностей все сделать так, чтобы никто не смог отличить оригинал от подделки. И здесь как раз поможет профессионализм и опыт эксперта. Но что бы ни делал кто-то вместо другого, личностные характеристики исполнителя всегда следуют за ним. Они проявляются и в почерке. В «чужой» почерк этот имитатор внесет свои признаки. И они проявятся в мелочах. А дальше – работа эксперта, сравнение, оценка результатов.
— Какая скрупулезная работа… А почему у всех людей разный почерк? Например, тех, кого учат по одним прописям?
— Пропись – это норма. В школе мы стремимся к этой норме, подражаем прописям. Поэтому почерк школьника так близок прописям. Он неловок, как поведение детей. Почерк – малыш. Но со временем и наработкой навыка он взрослеет, становится увереннее. Мы развиваемся, развивается и наш рукописный навык. Мы торопимся, что-то делаем быстро и на автомате. И эти качества проявляются в почерке. Начинаем экономить движения, сокращая элементы букв. А другие люди обращают внимание на мелочи. Это свойственно их характеру. Они тщательно выписывают элементы знаков, да еще и приукрашивают их, добавляя свои штрихи. Вот так мы и отходим от прописи, каждый по-своему, согласно нашим привычкам, образу жизни, нашим индивидуальным психологическим портретам.
— Можно ли определить по почерку, мужчина писал или женщина?
— По опыту могу сказать, что чаще всего женский почерк более округлый и гармоничный, а мужской – более резкий, прямолинейный. В почерке мужчины читается отвага, решительность, вызов. Посмотришь – выглядит порой безобразно. Но, если присмотреться повнимательней, в этом «безобразии» — красота. Но это совсем не значит, что не бывает ровных букв в мужских почерках. Это сродни тому, что в некоторых женщинах бывает так много мужских качеств и наоборот.
— То есть, если я, например, пишу, как курица лапой, мой почерк можно назвать красивым?
— Любой почерк – это лицо хозяина. В каждом человеке живет красота. Надо это просто видеть. Даже если вы пишете «левой ногой», все равно можно установить, что это писали вы, а не кто-то другой.
— Вы сейчас смотрите на мой почерк, как гадалка на магический шар…
— Я анализирую элементы вашего почерка. Каждый из них описывает черты характера, а в совокупности – всю вас.
— Я принесла вам образцы почерков и автографов известных людей. О них вы тоже можете что—то сказать?
— Давайте посмотрю.
(Автограф юмориста Михаила Задорнова) Видно, что человек талантливый. Судя по горизонтальной линии на подписи, это фундамент своего «Я». Он, как и вы, прекрасно ориентируется во времени. Он знает норму и играет ею. Его автограф – словно бусы на нитке, вертикальные строчные штрихи нанизаны, как бусинки, на горизонтальную собирающую линию-нить. Обладатель подписи – наблюдатель, уважающий умных людей.
(Автограф певицы Софии Ротару. Ольге мы не сказали, кому он принадлежит)
— Это определенно женский почерк. Желание блага идет изнутри, от души, поэтому запись заряжена энергетикой добра. Знак восклицания в конце подписи будто висит в воздухе. Та, кто писала это пожелание, говорит: «Ловите счастье, как этот знак». В почерке читается воздушность и ненавязчивость. Это доброжелательный, искренний человек, который сам понимает, что такое счастье, прошел через многое, чтобы заявить об этом. Эта женщина всегда готова прийти на помощь. Я ей верю.
(Автограф последнего русского императора Николая Второго. Ольге мы также не сказали, кому принадлежит почерк)
— Это почерк времен первых советских или даже досоветских прописей. Точно мужской. Это человек из далеких времен. Если он жив, то ему далеко за 80. Для него очень важны нормы морали. Он в первую очередь очень требователен к себе, потом уже к другим. В почерке проявляется осознание своей великой важности, властность и ощущение себя «на коне». Обладатель этого почерка — влиятельная личность, так он себя позиционирует.
(Автограф губернатора Костромской области Сергея Ситникова) Сразу же видно, что у Сергея Константиновича выработанная годами подпись. Здесь заметен характер хозяина. Он знает, что и как, все делает по-своему. Сразу же видно: он дает высказаться другим, но последнее слово всегда за ним. Не удивительно, что он — руководитель.
— Да, совпадений очень много. Ольга Александровна, а как судебному эксперту по каким делам вам чаще всего приходится проводить экспертизы?
— В основном, по гражданским делам, реже – по уголовным. Приходится исследовать разные документы: завещания, расписки, документы на собственность…
— Почерк современных людей отличается от почерка людей, например, 1970-х годов?
— Отличается, как и само время. И прописи, то есть норма письма, были в то время несколько другими. К тому же, сейчас люди очень мало пишут – все компьютеризировано. Изглаживается, утрачивается индивидуальность автора строк. Мелкая моторика движений – это работа мозга, мыслительный процесс. Поэтому хорошо, что в школы вернутся сочинения на родном языке. А, значит, мы возвращаемся к своей индивидуальности.
— А ваши знакомые обращаются к вам с просьбами рассказать о них по почерку?
— Бывало, обращались с вопросами по подписям. Одна молодая особа недавно вышла замуж. Как водится, взяла фамилию мужа. Она пришла посоветоваться, какую подпись ей лучше придумать.
— И что вы посоветовали?
— Единственное, что я могу здесь посоветовать – это не перечеркивать подпись. Получается, что в этом случае человек перечеркивает сам себя. А зачем это нужно? Такие подписи встречаются у некоторых молодых людей. И в том тоже кроется глубинная причина проблем в обществе, проявляющаяся в неуверенности, отсутствии стержня внутри себя, противопоставлении себя окружающему.
Беседовала Мария КУЛЕШОВА-РОГАНОВА,
фото из архива Ольги Запольских.