В последнее время в редакцию журнала увеличилось количество обращений от горожан с просьбой прояснить ситуацию относительно активной застройки правобережной части Костромы. Их беспокоит проблема стремительного увеличения жилой зоны Заволжья. «Создается впечатление, — утверждают они, — что планируется все население с левого берега переселить на правый, создав там новую Кострому, а точнее, огромный спальный район, так как рабочих мест для такого количества жителей здесь не создано». Соответственно каждое утро вся эта многотысячная армия жителей правого берега устремляется на левый для выполнения своих служебных обязанностей. А вечером назад. Домой. Люди устали от постоянных пробок. Попробуем разобраться в сложившейся ситуации.

Строительному комплексу за последние годы удалось достигнуть высоких результатов. Отрасль динамично развивалась, наращивались темпы и объёмы строительства. Наблюдался устойчивый рост сдачи в эксплуатацию жилого фонда, и костромские строители приблизились по этим показателям к уровню конца 80-х годов, когда вводилось рекордное количество жилья. В 2014 г. в области введено 328,4 тыс. кв. м жилой площади. В основном это коммерческое жилье, а также построенное по федеральным и региональным жилищным программам для врачей, учителей, сотрудников МВД, ветеранов войны и труда, переселенцев из ветхого и аварийного жилья.

Если сравнить обе диаграммы, то напрашивается вывод, что численность населения за последние годы только приблизилась к количеству жителей, проживающих в 2002 году в г. Костроме, а вот количество сданных за это время квадратных метров значительно выросло.

Администрация города прилагает и вкладывает немало усилий и средств в благоустройство областного центра. Ведутся работы по реконструкции и ремонту улично-дорожной сети, возводятся жилые и общественные здания. Работающие строительные краны всегда являются символами жизни города. Город строится, значит, он живет, развивается. Но можно ли считать строительство и развитие признаками благоустройства и комфорта горожан? Оказывается, нет. Давайте обсудим, что получили жители города в результате строительных достижений.

Мнения горожан:

Алексей, 34 года: «Устали стоять в пробках. Ау, администрация, спасай!»

Ольга, 35 лет: «Количество жителей Заволжья растет в геометрической прогрессии. Создается впечатление, что всех костромичей хотят переселить на правый берег. Детей на учебу возим в гимназию на левом берегу, все равно едем на тот берег. А после учебы нужно посетить кружки и секции. Рано встаем, поздно ложимся. Все это осложняет нашу жизнь. Домой приезжаем только спать. Ужас».

Сергей Васильевич, 69 лет: «Где-то читал, что Кострома прирастет территориями от п. Козелино и вплоть до д. Зарубино. Страшно представить, что после этого будет. Очередь на мост точно будет от поста ГАИ на Ярославке».

Елена, 41 год: «Чтобы доехать утром на работу, приходится рано вставать, раньше будить детей, для того чтобы отвести их в детский сад, а самой мчаться на работу. Дорога на работу и с работы отбирает у нашей жизни очень много времени, которое мы могли бы провести, общаясь со своими детьми, родственниками, друзьями».

Дмитрий, 36 лет: «Вся жизнь в автомобиле, мост диктует нам правила жизни: во сколько ехать на работу, чтобы проскочить пробки, во сколько возвращаться, чтобы миновать основной поток. Мы — заложники моста. Езда на личном автомобиле — вынужденная мера. Условия езды на маршрутках ужасающие. А люди привыкли себя уважать и хотят комфорта. Отсюда выход — личный автомобиль и очередь на мост».

Юлия, 40 лет: «Бывает страшно смотреть по сторонам, когда стоишь в пробке. Огромное скопление раскаленных автомобилей, нервные водители, порой неуважительные к окружающим. Все спешат, нервничают. Кто понаглее — тот и прав. И так каждый день, два раза в день, одно и то же. Сидя в автомобиле, оглядываешься по сторонам. Кругом строительство, и невольно представляешь себе картину, что все эти дома уже заселены. И новые жители Заволжья пристроились к нашей уже существующей живой очереди на мост. Что ждет нас тогда ? Что думали по этому поводу власти, когда приступали к такому масштабному строительству за Волгой?»

Марина, 33 года: «Ежедневно в лучшем случае мы тратим 1,5 часа на дорогу. В нашей семье один автомобиль. Поэтому мы сначала завозим дочку в садик, затем муж везет меня в Давыдовский на работу и только после этого едет на службу сам. Нужно учитывать, что мы работаем с 8.00, соответственно насколько раньше нам приходится поднимать ребенка, чтобы успеть на работу вовремя. Летом проще, университет не работает, в школах каникулы, соответственно детей не возят. А наступит осень, зима — ситуация усугубится. Порой приходится участок улицы Магистральной до поста ГАИ объезжать Пантусовскими проездами. Ежедневно мы стоим в пробках, к ним привыкнуть невозможно. Все нервничают, никто не любит сидеть и стоять в пробке. Все спешат. Из-за этого случаются аварии. Со страхом ждем очередного ремонта моста. В этот период ситуация развивается непредсказуемо. Городского транспорта в нашем направлении нет, ходят две маршрутки, к ним выстраиваются километровые очереди. Это заставляет людей надеяться только на себя и использовать личный транспорт».

На взгляд любого горожанина, развитие современного города прежде всего должно быть направлено на его благоустройство и вести к улучшению жизни, к созданию в городе достойных и комфортных условий для проживания. Людям хочется, чтобы в наше непростое время город не выжимал из них последние силы, а давал возможность восстанавливать их. Комфортность проживания, уровень жизни горожан и их благополучие зависят не только от количества введённых квадратных метров жилья, отремонтированных дорог и благоустроенных улиц, а во многом и от того, насколько правильно и органично новые жилые зоны связаны с другими городскими территориями, необходимыми для полноценной жизнедеятельности людей. Это и территории, на которых размещаются производственные предприятия, где должны работать горожане, и социальные объекты, торговые центры, спортивные сооружения, места отдыха, объекты культурного и исторического наследия и т. д.

Река Волга делит город Кострому на два района: «за Волгой» — правобережная часть и собственно «город» — основная, левобережная.

Жить в центральной части города всегда было престижно и удобно. Здесь в шаговой доступности расположены административные, офисные, торговые, историко-культурные и большинство социальных объектов. Развита транспортная система. Кроме этого, в левобережной части города находится и основная доля производственных предприятий: более 90% территорий, занятых производством, расположены в Фабричном, Центральном и Давыдовском округах.

Однако сегодня массовое жилищное строительство многоквартирных домов в основном ведется на правом берегу Волги. Следовательно, значительная часть костромичей, которая уже переехала либо планирует переехать за Волгу в порядке улучшения жилищных условий, будет вынуждена перемещаться утром к месту своей работы на левый берег; а вечером возвращаться на правый. А это еще больше усугубит транспортную ситуацию, связанную с единственным мостом, соединяющим правый и левый берег Костромы.

Эта проблема, считают костромичи, должна волновать не только их, рядовых горожан, но и руководство города и области. Так как в сложившейся экономической ситуации строительство второго моста в ближайшие годы маловероятно и, скорее всего, даже невозможно.

Проблемы застройки Костромы в той или иной степени затрагивают интересы всего населения города, и это дает нам повод обратиться за разъяснениями к специалистам.

МНЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ:

Александр АФАНАСЬЕВ, главный архитектор г. Костромы:
— У города ограничены земельные участки, которые можно использовать под жилищное строительство. Это либо неугодья, либо затапливаемые территории, либо уже застроенные, либо нет достаточной инфраструктуры для развития, Есть территории, например, район Давыдовского, Васильевские очистные сооружения, но они требуют рекультивации и переноса сетей. Мы этим занимаемся, но это длинная программа, это следующее время. За Волгой территории есть, мало того, там есть производственные зоны, которые необходимо осваивать, в районе завода «Мотордеталь». Здесь планируется создание производственных кластеров для задействования части рабочей силы.

Гoрод имеет один мост, железнодорожный пока не задействован, в наших градостроительных документах мы предусматриваем его использование.

За Волгой есть земельные участки, есть строители, есть возможности по ресурсам, поэтому эти земли осваиваются, так как благоприятны для строителей. Всегда любой строитель выберет чистое поле, если оно рядом с каким-то объектом, чем застроенную территорию. И эти земли всегда будут конкурентно выигрышны.

По генеральному плану и еще раньше, в 90-е годы, было определено формирование второго центра в Костроме — Заволжье. Соответственно это привело бы к перераспределению жителей, они имели бы возможность получать все социальные и административные услуги на той территории, где проживают. В районе «Нового города», через дорогу, есть территория, которая была предназначена для развития центра, деловая, административная зона. Здесь же предусматривается создание инфраструктуры для отдыха. Это в какой-то мере снизит нагрузку на мост.

Конечно, плотное движение через мост сохранится, так как пока город развивается непропорционально. Поэтому срочно необходимо наполнять правый берег не только жилищным строительством, но необходимо создавать здесь промышленные зоны — кластеры. Сейчас идет работа по привлечению инвесторов в организации новых производств, заводов, предприятий и т. д. И конечно, нужно не забывать про социальную инфраструктуру. Все это было в генеральном плане, есть и в новом планировочном проекте. Три проекта посвящены создаю парков в Заволжье.

Необходимо здесь создать среду, сопоставимую с левым берегом. Необходимо трансформировать транспортную составляющую, больше перевозок производить общественным транспортом, так как только он может разгрузить мост. Необходимо подключить железнодорожный транспорт, организовав что-то вроде городского трамвая или легкого метро. Это поможет перераспределить потоки.

Сейчас все изменения необходимо делать быстро, чтобы успевать за техническим прогрессом, развитие которого в предыдущие годы не брали в расчет. Как была заложена структура в генеральном плане, так она и развивается.

Алексей ГОРЕВ, заместитель директора департамента строительства, архитектуры и градостроительства, главный архитектор Костромской области:
— Когда раньше в стране была планово-хозяйственная система, были и долгосрочные документы территориального планирования — генеральные планы, и проекты детальной планировки каждого квартала. В тот период было четкое понимание, в какую сторону движется развитие города Костромы.

Сейчас все поменялось: и градостроительные традиции, и уровень квалификации специалистов, связанных с архитектурой и градостроительной деятельностью. Это связано с тем, что архитекторы потеряли свою значимость, да и качество образования оставляет желать лучшего.

Проблема Заволжья существует, о ней необходимо думать, так как без решения градостроительных проблем город развиваться не сможет. Тем более что исторически нам дан моноцентрический город.

В 70-е годы мост устраивал всех. Жители Заволжья работали в непосредственной близости от мест проживания. Сейчас ситуация другая. Основных рабочих мест для жителей правобережной части нет. Не решены и транспортные развязки. Если на ул. Советской проблему решают, и это получается, то, построив ТРЦ «РИО» на ул. Магистральной, транспортную ситуацию усугубили. И никакой реверс на мосту ее не спасает. Когда на Магистральной были установлены светофор за светофором, были нарушены требования по их установке — не чаще чем через 200 метров. Скорее всего, зря был разрешен у ТЦ левый поворот. А заселение микрорайона «Новый город» точно приведет к транспортному коллапсу. Не нужно забывать, что в ближайшей перспективе будет застроено и 630 га в Бакшеевском сельском поселении, появится второе Заволжье.

Все серьезные инфраструктурные проекты должны быть основаны на серьезном экономическом анализе. Все должно развиваться на научной базе. Хорошо, что у нас есть генплан, который делался непросто, так как не было опыта, порой не хватало специалистов. Тем не менее он есть, и к нему необходимо вернуться. Все территории по генеральному плану практически отработаны. Конечно, изменения в него могут вноситься, но только хорошо проработанные и обоснованные.

Геннадий ЛЕБЕДЕВ, главный архитектор проектов,руководитель архитектурно-планировочного сектора ОАО «Костромапроект»:
— Планировочная концепция развития города, заложенная в генеральный план, утверждённый в 2008 году, основывалась на идее компактного города с комплексным освоением территории. Но эта концепция стала нарушаться в результате частого и необоснованного внесения изменений в генеральный план. В погоне за количеством построенных квадратных метров жилья и освоением свободных территорий утрачена комплексность в застройке, которой придерживались в советский и постсоветский периоды, когда жилые здания возводились одновременно с детскими садами, школами и другими объектами обслуживания. Стремительно увеличивающаяся жилая зона города в последние 5-6 лет за счёт освоения свободных территорий правого берега стала значительно превышать оптимальные нормируемые площади для городов, подобных Костроме по количеству жителей и по типу застройки, и кроме того, принципиально изменила концепцию развития города.

К настоящему времени разработаны проекты планировки на все свободные земельные участки правобережья южнее микрорайона Паново, а также от п. Козелино до п.Рыбное. Приступили к разработке проектов планировки за пределами границ города на территории Бакшеевского сельского поселения — в районе населённых пунктов Клюшниково, Зарубино, Коряково, Будихино, в результате чего количество жителей в Заволжье может достигнуть 130-150 тысяч человек. И это при том, что общая численность населения в городе практически не увеличивается. Остаётся предположить, что попытка переселения жителей на правый берег делается в угоду строительным компаниям в погоне за квадратными метрами и прибылью, а также администрации с целью обеспечения высоких рейтингов.

При разработке генерального плана 2008 года в процессе анализа состояния, проблем и перспектив комплексного развития территории города предпочтение было отдано варианту, предусматривающему небольшой рост населения Заволжья, всего с 45 до 60 тыс. человек. Доля правобережных территорий в общей структуре городских земель значительного изменения не предусматривала, так как не предполагалось строительство новых производственных предприятий и, соответственно, жилья и социальных объектов. Одной из причин была и неясная перспектива строительства второго автопешеходного моста через Волгу. Всё это должно было смягчить негативные последствия увеличивающихся с каждым годом автотранспортных потоков на единственный автопешеходный мост.

Дефицит свободных земель для строительства на левом берегу компенсировался обязательной реконструкцией кварталов с ветхой и малоценной жилой застройкой при параллельном освоении свободных от застройки территорий. Так, к 2025 году генеральным планом предусматривалось реконструировать около 75% площади таких кварталов по улицам Калиновская, Рабочий проспект, И. Сусанина, Ленина, Шагова, Галичская, на которые разработаны и утверждены проекты планировок. С выносом временных Васильевских очистных сооружений и переносом стоков с помощью дюкера на Коркинские очистные сооружения появляется реальная возможность освоения значительной территории левого высокого берега Волги от поселка Октябрьский и микрорайона Мелиораторов до санатория «Колос» с возможностью проведения комплексной застройки, обеспечивающей формирование полноценной жилой среды со всеми необходимыми объектами обслуживания.

Подводя итог, что можно сделать, на наш взгляд, для того, чтобы поправить сложившуюся в градостроительстве ситуацию:
• На правом берегу завершить начатое строительство на территории микрорайонов «Новый город» и Малышково;
• Индивидуальное и малоэтажное строительство в Заволжском районе ограничить существующими кварталами, расположенными в ныне действующих границах города;
• Массовое многоэтажное жилищное строительство перевести на левый берег, как за счёт освоения свободных территорий, так и за счёт реконструируемых территорий с ветхой и аварийной застройкой, для чего уже сейчас необходимо заняться подготовкой к выносу Васильевских очистных сооружений, ранее построенных как временные и работающих в настоящее время на пределе своих возможностей, с перебросом стоков по дюкеру на правый берег в Коркинские очистные сооружения.

Таким образом, в застройке города можно вернуться к комплексному подходу в развитии всех функциональных зон — жилой, общественной, промышленной, транспортной и инженерной инфраструктуры на основе грамотной, всесторонне продуманной и просчитанной градостроительной политики.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ:

В. ПУТИН, президент РФ: «Любая территория — это единый живой организм со своей историей и со своими традициями… И всё это нужно учитывать при принятии градостроительных решений, при формировании схем территориального планирования. Важно соотносить эти планы с запросами граждан, смотреть, чтобы строительство новых кварталов не приводило к критической перегрузке инфраструктуры, прежде всего, конечно, имею в виду социальную и транспортную инфраструктуры, ведь градостроительство — это создание благоприятных, комфортных условий для жизни и работы людей».

М. МЕНЬ, министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ: «Стратегически важной задачей является не только повышение доступности жилья, но и создание комфортной среды проживания. Для решения данной задачи необходимо законодательно урегулировать вопросы, связанные с разработкой документации по планировке территорий и редевелопменту неэффективно используемых промышленных зон. Кроме того, на наш взгляд, необходимо усиление роли архитекторов в принятии градостроительных решений, которые формируют облик наших городов».

В заключение хочется отметить, что специалисты согласны с тем, что транспортная проблема в Заволжье существует и что у Костромы есть генеральный план, которого надо придерживаться. Но на этом единство мнений, собственно, и заканчивается, так как оценка причин сложившейся ситуации у каждого своя, и соответственно пути решения вопроса разные.

Нам, простым обывателям, вряд ли дождаться пуска первого скоростного трамвая в Костроме, который смог бы разгрузить мост, да и строительства второго моста мы вряд ли дождемся в сегодняшней сложной экономической ситуации. Кстати, из бесед профессионалами нам стало понятно, что второй мост, в том месте, где его собираются строить, вряд ли повлияет на ситуацию в Заволжье, так как если его все же когда-либо и построят, то пройдет он слишком далеко от обсуждаемой нами территории и ситуацию практически не изменит. Наиболее взвешенной и обоснованной точкой зрения является позиция специалистов проектного института, которая еще в 2008 году была ими изложена в генеральном плане.

 Журнал «СТРОИТЕЛЬСТВО Верхней Волги»  № 3 (54) — август 2016 

Ваша новость успешно отправлена!
Это окно исчезнет самостоятельно через 3 секунды...