Минувшей весной управляющие компании в массовом порядке проходили обязательное лицензирование. В Костроме семь жилищных организаций не получили лицензии.

Лицензирование должно помочь борьбе с мошенниками из управляющих компаний

В принципе, лицензирование управляющих компаний – важный и давно назревший шаг по наведению порядка в жилищно-коммунальном хозяйстве. Основная задача понятна – повышение качества услуг, прозрачности деятельности и лишение недобросовестных управляющих компаний возможности работать на рынке. Теперь собственники квартир могут сделать официальное обращение и пожаловаться на управляющую компанию в жилинспекцию, чтобы сменить ее. Более того, чтобы лишить лицензии УК, достаточно представить доказательства, что 15% домов обслуживаются плохо. Также вводится единый стандарт платежей, и – что очень важно – руководитель управляющей компании обязан сдать экзамен на профпригодность.

Ведь до этого, как считают многие костромичи, пользуясь «лазейками» в законодательстве, недобросовестные учредители управляющих компаний прибегали к мошенническим схемам для вывода денежных средств, собранных с населения за коммунальные услуги.

Одно из распространенных нарушений – полученные от населения деньги за отопление, электроэнергию, горячее и холодное водоснабжение направляются совсем не тем организациям, которые поставляют эти услуги, а используются не по назначению. Хорошо, если на обслуживание дома и разовые единовременные взносы на различные нужды, а иногда — в личных целях. Некоторые «управдомы» просто переводят собранные с населения деньги на депозиты в коммерческие банки. Известны случаи, когда собственники квартир вносили квартплату на счет УК по искусственно завышенным ставкам. Образовавшийся же после взаиморасчетов с поставщиками энергоресурсов и подрядчиками «профит» в размере нескольких десятков миллионов рублей руководство жилищной организации раздавало в долг под проценты дружественным структурам и частным лицам.

Платежи жителей кому-то обеспечивают безбедную жизнь

А со спецсчетов, на которые, помимо средств граждан, собираются и бюджетные субсидии на капремонт в рамках федеральных и областных программ, деньги переводились на личные счета и дебетовые карты председателей правлений товариществ собственников жилья, а также руководителей управляющих компаний.

Кроме того, некоторые УК не предпринимают меры по надлежащему содержанию жилого фонда. Так должностные лица одной из управляющих компаний в Уссурийске присвоили более 10 миллионов рублей, полученные от населения за коммунальные услуги. Деньги использовались в личных целях. Нередки случаи, когда «управдомы» попросту игнорируют решения общих собраний жильцов, навязывая несуществующие услуги, а также, несмотря на установленные в многоквартирных домах счетчики, УК продолжают начислять плату за тепло не на основании данных приборов учета, а по нормативам. Это позволяет недобросовестному руководству жилищных организаций возникающую в результате переплаты разницу, что называется, класть себе в карман.

А если дело и доходило до капремонта, то сметы на выполнение тех или иных работ часто завышались связанными с руководителями УК подрядчиками. Жители получали ремонт, выполненный неквалифицированными гастарбайтерами с применением самых дешевых и примитивных материалов. И найти жильцам управу на таких деятелей было очень сложно.

Среди наиболее распространенных схем мошенничества – создание управляющих компаний–клонов, когда регистрируется жилищная организация с уже известным названием, но меняется организационно-правовая форма. Жители домов, которые «передаются» в УК-клоны, как правило, не обращают внимание на первые буквы (ООО, ОАО и пр.) в названии.

От одинаковых УК троится в глазах

При детальном рассмотрении схема выглядит следующим образом. «Материнская» компания, собрав с населения деньги за ЖКУ, не переводит их поставщикам коммунальных услуг, а распыляет по цепочке подставных фирм, формируя на УК-доноре астрономическую задолженность перед поставщиками ресурсов. Затем злоумышленники создают «клон» управляющей компании, незначительно изменяя название (например, расшифровывают аббревиатуру «УК», заменяют строчные буквы заглавными и т.п.). На «новые» компании перезаключаются договоры на обслуживание, и афера повторяется по второму и даже третьему кругу. Даже если поставщики энергоресурсов добиваются решения суда о взыскании задолженности, предъявить исполнительный лист им некому, долги возместить нечем. В результате, по всей стране ресурсоснабжающие организации подсчитывают убытки. И в Костроме от похожих названий управляющих компаний можно запутаться. Например, в ведение ЗАО «Управляющая компания «Костромской дом» были переданы жилые дома, ранее обслуживаемые несколькими УК, среди которых ООО «Управляющая компания «Костромской дом+», ООО «Управляющая компания «Давыдовский+», ООО «Управляющая компания «Давыдовский-2», ООО «Управляющая компания «Березовая роща», ООО «Центральная управляющая компания+».

Между тем у этих УК есть немалые долги перед поставщиками ресурсов. Но в настоящее время в управлении вышеперечисленных «управдомов» жилые дома полностью отсутствуют, каких-либо средств для погашения задолженности перед ресурсоснабжающими организациями нет. Часть из них – «Березовая роща», «Костромской дом+» и вовсе не подали заявки на лицензирование.

А, например, «Центральная управляющая компания+» получить лицензию все-таки хочет, но и долгов у нее за горячую воду и отопление по исполнительным листам – свыше 38 млн рублей. А посему история этого «управдома» заслуживает отдельного внимания.

Сегодня в управлении ООО «Центральная управляющая компания+» жилых домов нет, но еще 3 года назад их было 48. Выводить дома из управления «Центральная+» принялась в 2012 г. Почему-то это совпало с вынесением Арбитражным судом Костромской области решения о взыскании 15,6 млн руб. с УК в счет погашения долга перед ТГК-2.

В итоге дома были выведены в ведение того же «Костромского дома». А ООО «Центральная управляющая компания+», таким образом, утратила возможность получать доход от своей деятельности. Соответственно и гасить задолженность за энергоресурсы стало нечем. Сложно избавиться от предположения, что руководство проблемной организации, заведомо зная, что имеет существенную задолженность перед ТГК-2, пошло на такой «маневр» осознанно. Юридическое лицо ООО «Центральная управляющая компания+» осталась без источника поступления средств, а кредиторы – почти без надежды получить причитающиеся деньги за поставленные энергоресурсы.


Гигантские долги ставят под вопрос начало отопительного сезона

Похожую схему применяют и другие должники. Жилые дома, ранее обслуживаемые ООО «Жилсервис» (долг почти 9 млн руб.), переведены в организацию с очень похожим названием — ООО «Управляющая компания «Жилсервис». В свою очередь, первоначальный «Жилсервис» ушел в историю – компания так же не подавала заявку на лицензирование.

И еще один пример. Из управления ООО «Юбилейный 2007», задолженность которой перед ТГК-2 по исполнительным листам составляет около 8 млн руб., жилые дома переведены в обслуживание организации ООО «Управляющая компания «Юбилейный 2007».

В результате таких действий, только ТГК-2 была вынуждена отнести на убытки 417 млн руб. И хотя суды становятся на сторону не управляющих компаний, а поставщика тепла, жернова правосудия мелют медленно. Между тем газ для производства тепла и электроэнергии нужно закупать постоянно, как и дорогостоящие материалы для плановых ремонтных работ на теплосетях и оборудовании котельных и тепловых станций. И, не исключено, что наступит момент, когда из-за долгов нечестных управляющих компаний поставщик тепла просто не сможет обеспечить бесперебойное отопление.

Водоканалу для работы нужна электроэнергия, энергетикам – газ, и за все нужно платить. А заплатить полным рублем не получится до тех пор, пока «обанкротившиеся» управленцы не возместят уже понесенные затраты. В итоге в результате деятельности таких вот «деятелей» нарушается работа всех предприятий жизнеобеспечения. То есть наша с вами жизнь становится если не хуже, то уж точно не лучше. Так что лицензирование и ужесточение контроля за деятельностью управляющих компаний со стороны властей – дело назревшее, важное и нужное. 

Ваша новость успешно отправлена!
Это окно исчезнет самостоятельно через 3 секунды...