Цены на продукты питания продолжают расти. Понятно, почему дорожает импорт, Но "под шумок" не отстает и продукция местных товаропроизводителей. С чем это связано? Есть ли в этом вина аграриев? Об этом мы поговорили с генеральным директором ЗАО "Шунга", президентом некоммерческого партнерства «Костромской аграрный союз" Александром ЛАЗУТИНЫМ.

— Александр Степанович, региональное отделение партии «Единая Россия» выступило с инициативой «Покупай костромское». Как вы относитесь к этой инициативе?

— Вполне положительно, так как в ней заложен моральный и патриотический аспект. Люди и так покупают нашу продукцию, если она качественная, экологически чистая и приемлемая по цене.

— То есть проблем со сбытом у нее нет?

— Если продавать по цене ниже себестоимости, то, конечно, нет. Но если реализовывать продукцию по выгодной цене, то проблемы безусловно возникают.

— Авторы инициативы утверждают, что местные товары должны быть дешевыми. Насколько это соотносится с реальным положением дел?

 - Хотелось, чтобы это было независимо от того, что любой предприниматель стремится продать товар с максимальной выгодой. Но сделать это он может далеко не всегда. Многочисленные сельхозтоваропроизводители не могут регулировать цены, так как у них нет монополии. Закупочную стоимость устанавливают переработчики и торговые сети. Взять, например, молоко. В настоящее время большинство сельхозтоваропроизводителей устроила бы цена не менее 25 рублей за литр по базе. В этом случае они могли бы получать прибыль. Но продавать молоко им приходится по цене на 5-6 рублей меньше вышеуказанного оптимального уровня.


— Как проходит формирование цены?

— Абсолютно непонятно. На одном из заседаний штаба по мониторингу цен губернатор Сергей Ситников обратил внимание на любопытную диспропорцию. В течение лета закупочная цена молока у сельхозтоваропроизводителей упала на 25 процентов, а в торговых сетях – на 8 процентов выросла. В чем причина? Ни заместители, ни помощники, ни руководители профильных департаментов так и не дали ответа. Вся риторика свелась к тому, что причиной служит якобы дорогое сырье. Но это не так! Цены на молоко в последние годы растут значительно меньшими темпами, чем в торговых сетях.


— А ваши затраты при производстве – увеличились?

— Да, увеличились. Стоимость удобрений, семян, средств защиты растений, техники выросла на 30-40 процентов, запасных частей к сельхозтехнике – на 50-100-300 (!) процентов. Плюс обязательное повышение работникам заработной платы, так как расходы семей растут. Село и так всегда было на «обочине» жизни. Судите сами. По статистическим данным Всероссийского объединения работодателей сравнению с 2008 годом средняя зарплата в народном хозяйстве выросла с 17 до 34 тысяч рублей, а в агропромышленном комплексе – с 7 до 15 тысяч рублей. При этом номинальное увеличение вызвано не ростом производительности труда, а банальной инфляцией. Если говорить о Костромской области, то здесь средняя зарплата составляет 21 тысячу рублей, а в сельхозпредприятиях (за исключением индустриальных предприятий) — менее 10 тысяч рублей.


— То есть все «накрутки» делаются в других звеньях цепочки? Участвуют ли в этом процессе перерабатывающие предприятия и торговые сети?

— Директор департамента АПК Костромской области Сергей Иванов заявляет, что локомотивом развития сельского хозяйства является переработка. Я согласен с этими словами. Мне бы хотелось видеть и в перерабатывающих предприятиях, и в торговых сетях своих партнеров, чтобы они за счет своевременной предоплаты могли бы кредитовать крестьян. В этом случае появляется возможность вовремя провести посевную, заготовку кормов, подготовиться к зиме. К сожалению, наши взаимоотношения выстраиваются на противоположных принципах.


Как на ваш взгляд можно изменить ситуацию и реально конечную цену на продукты питания?

— У органов государственной власти для этого есть все рычаги — законодательные нормы и административный ресурс. Часть прибыли должна перераспределяться более справедливо. Либеральным подходом является создание потребительской кооперации по переработке и реализации сельхозпродукции. Ярким примером такой интеграции является соседняя Финляндия. Многочисленные мелкие фермеры здесь объединены через кооперативы, которые занимаются производством кормов, племенной работой, включая выращивание нетелей. Во главе цепочки стоит знаменитый на весь мир концерн «Valio», под эгидой которого находится 85 процентов финских фермеров. Они и управляют этим гигантом. К слову, средний удой молока на корову в Финляндии составляет 10 тысяч тонн молока в год, а в Костромской области — лишь 4. Созданная вертикально-интегрированная структура, по сути, является монополистом и может отстаивать свои интересы в работе с торговыми сетями.

В России, к сожалению, кооперативное движение идет с трудом. В агробизнесе остро не хватает специалистов-консультантов — настоящих профессионалов, которые могли бы оказывать реальную помощь исполнителям-земледельцам, без чего нельзя добиться высокой продуктивности.


Хотелось бы затронуть еще один очень важный аспект. Сегодня на федеральном и региональном уровне принимается множество различных программ по развитию сельского хозяйства. Отдача от них оставляет желать лучшего. На мой взгляд, пришла пора минимизировать формы поддержки и выделять средства лишь на модернизацию производства, на сохранение и обработку земель сельхозназначения. Именно этот шаг позволит дать сельскому хозяйству региона вторую жизнь.

Беседовал Юрий КОСТРОМИН.

Ваша новость успешно отправлена!
Это окно исчезнет самостоятельно через 3 секунды...