Яндекс.Погода
  • Сегодня в кино
  • Лица
  • Афиша Костромы
  • Туризм
  • Актуально
  • Доп. образование
  • Еда на заказ
  • Песня года 2019-Кострома
  • Как в Костроме борются с курением?

    Публикация 09.10.2014 | K1NEWS.RU
    Как в Костроме борются с курением?

    Прекрасно помню день, когда получил редакционное задание написать материал о новых государственных мерах борьбы с курением. На столе редактора, объяснявшего мне суть вопроса, лежал номер одного из федеральных ежедневных изданий с публикацией о том, что правительство России планирует запретить продажу табачных изделий в ларьках и киосках. Моей задачей было выяснить, смогут ли мелкие торговцы выжить после подобных ограничений. С тех пор прошло уже более трёх лет, а задание ничуть не потеряло актуальности.

    Табачное лобби

    Сразу же хочу признаться, что выполнить задание тогда мне так и не удалось. Все мои попытки поговорить с местными бизнесменами мелкой руки, которые владели уличными точками продажи табачных изделий, заканчивались неудачно. «Да вы что? На нашем веку это вряд ли когда-то произойдёт. Государству слишком невыгодно ограничивать торговлю сигаретами. Мы по этому поводу совсем не переживаем», - отвечали мне тогда, не разрешая называть их имена и снимать лица.

    И это несмотря на то что на тот момент прошло совсем немного времени после того, как ларёчникам уже пришлось пересмотреть свою ассортиментную политику после запрета на продажу слабоалкогольной продукции. Уроки алкогольных запретов, видимо, прошли даром.

    На самом деле костромские предприниматели, конечно, кривили душой, когда уверяли, что не опасаются перемен в табачном законодательстве. Иначе какой был смысл столь тщательно конспирировать свою точку зрения на сей счёт. Все они понимали, что рано или поздно запрет на продажу сигарет в киосках вступит в силу. Просто скорее поздно, чем рано.

    От ларька до павильона один шаг

    Как бы то ни было, законопроект о существенных ограничениях как для курильщиков, так и для распространителей табачных изделий, был разработан, внесён в Госдуму и даже принят. Нельзя сказать, что он не встречал на своём пути препятствий, но волна общественных возмущений стихла довольно быстро. И в этом нет абсолютно ничего удивительного. Ведь как у нас водится, чем масштабнее и глобальнее идея, тем ничтожнее её воплощение и тем больше в готовом законе лазеек для его обхода и манипуляций. Антитабачные ограничения не стали исключением.

    Похоже, костромское бизнес-сообщество даже не очень задумывалось над тем, как обойти новые запреты на продажу. Все «метаморфозы», если так можно выразиться, заняли всего несколько часов, не останавливая работу торговых точек. Большинство из них просто-напросто ликвидировали в своих киосках одну из боковых витрин и заменили её дверью, сменив название с «ларьков» на «павильоны». Так в ночь с 31 мая на 1 июня 2014 года более ста костромских нарушителей новых требований превратились в законопослушных предпринимателей. Некоторым даже приостанавливать работу торговых точек не пришлось. Зато компании по производству и установке стеклопакетов сполна обогатились.

    За примерами далеко ходить не надо. Первый же попавшийся мне «павильон» с сигаретами прямо на Сусанинской площади в начале проспекта Мира как раз-таки выходец из бывших киосков. Здесь этого даже не скрывают. Собственно сам ларёк никуда не делся, даже фирменное окошечко 20 на 30 сантиметров осталось. Хочешь жвачку – добро пожаловать в ларёк прямо, а если сигарет угодно – милости просим в павильон слева. Для тех, кто ещё не разобрался в этой незамысловатой технологии, имеется пояснительная надпись: «В продаже есть табачные изделия, вход здесь».

    Фэйс-контроль

    Однако нет правил без исключений. Так, например, на конечной остановке 66-го маршрута на улице Московской есть газетный киоск. Как до запрета на продажу, так и после него, этот ларёк – единственный островок торговли в радиусе пары километров. А район это хоть и не жилой, на расположенных здесь предприятиях трудится несколько тысяч человек и, естественно, некоторые из них курят.

    В итоге летом, когда запрет вступил в силу, на витрине киоска появилась надпись, которая до сих пор многих ставит в тупик и даже приводит в ярость: «Табака нет». Чем именно руководствовался собственник этой точки, правда ли он убеждён, что торговля прессой, календарями и кроссвордами в промышленной зоне будет процветать так же, как и продажа табачных изделий, неизвестно. Но факт остаётся фактом, и даже беспрестанные жалобы, просьбы и предложения курильщиков не заставили добросовестного предпринимателя обойти закон: сигареты в этом ларьке теперь не продают. А может быть, он просто не выносит табачного дыма?

    Впрочем, доверять подобным примерам на слово всё же не стоит. Собирая этот материал, я столкнулся с довольно забавной схемой торговли во втором Давыдовском микрорайоне. Здесь расположен никакой не ларёк-павильон, а полноценный магазин, где даже действует система самообслуживания. То есть сигаретами здесь торговать можно, только табачные изделия должны быть спрятаны. Однако на вопрос есть ли в наличии сигареты определённой марки, продавец на кассе ответил крайне неожиданно: «Путин не курит, и вам не советует. У нас сигарет вообще нет», - услышал я и был вынужден откланяться, порадовавшись в душе, что иногда принципиальность даже в бизнесе превыше дохода.

    Но ожидающая меня на улице знакомая, которая живёт в доме прямо напротив этого магазина, увидела моё удивление на лице, улыбнулась и, бросив мне короткую фразу «учись, студент», зашла в магазин и вышла из него через 2 минуты с довольной ухмылкой и пачкой сигарет в руках. Как оказалось, хозяин магазина, несмотря на то что запрет на павильоны и супермаркеты не распространяется, решил перестраховаться и продаёт табачные изделия только постоянным клиентам из округи, которых узнаёт в лицо. Таким образом, я этот фэйс-контроль в чужом районе не прошёл.

    В столичном стиле

    На больших гипермаркетах и универсамах известных розничных торговых сетей, вступление в силу очередного антитабачного ужесточения сказалось не столь сильно. Впрочем, стоит отдать им должное, закон они исполняют исправно – все табачные витрины плотно занавешены, а при малейшем подозрении в плане возраста кассиры просят покупателей предъявить документы.

    Правда, в некоторых раскрученных торговых сетях в Москве пошли ещё дальше. Там для продажи табачных изделий стало модным выделять всего одну, максимум две кассы из тридцати-сорока. Причём, это вовсе не отдельные кассы для тех, кто пришёл только за сигаретами, чтобы они не стояли в очередях. Это обычные кассы, куда так же выстраиваются очереди с огромными корзинами, но табак продают только на них. Хочешь курить – стой и терпи, не хватает терпения – иди и веди здоровый образ жизни.

    Но кое-что в столице костромские умельцы всё же переняли. Приблизительно за полгода до вступления в силу нового законопроекта в Костроме впервые открылся небольшой магазинчик, который торгует исключительно алкогольной и табачной продукцией. Всё, что здесь можно найти из еды, это закуска к пиву. За год этот магазинчик разросся в полноценную сеть из десятка точек по всей региональной столице.

    На самом деле, это распространённая мировая практика, которая позволяет, во-первых, заглядывать в подобные магазины исключительно тем, кому уже можно, а во-вторых, такими узкопрофильными сетями проще управлять и контролировать их. Но чем эта практика обернётся в нашей стране, пока сказать сложно. И судя по тому, что эта торговая сеть в Костроме, несмотря на жёсткий законодательный запрет на использование любых изображений сигарет, разместила их прямо на фасаде в качестве элемента оформления, что-то уже пошло не так…

    Иван САРАФАНОВ,

    Фото автора. 

    Не указан форум для отзывов.

    Адрес редакции
    156000, г. Кострома, ул. Ленина, д. 10, оф. 37 "Г", тел.: (4942) 499-164, email: info@k1news.ru
    Copyright © 2020 K1NEWS.RU-Главный портал Костромы.
    Свидетельство о регистрации СМИ № ФС77-53438 от 29 марта 2013 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
    Главный редактор - Сухарева Лариса Владимировна.
    Учредитель: ООО "Медиа-Сеть"
    Отдельные публикации могут содержать информацию, не предназначенную для пользователей до 16 лет.
    Разработка, создание и продвижение сайта:
    агентство интернет-маркетинга
    Агентство Интернет-Маркетинга «Живая Сеть»
    Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных. Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на k1news.ru.