Как сказал киноклассик: все люди делятся на две категории — водителей и пешеходов. И (добавим от себя) эти две категории постоянно враждуют между собой. На дорогах, на пешеходных переходах, во дворах, где припаркованы машины… Порой это противостояние бывает столь острым и непримиримым, что разбирать конфликты приходится в суде. Оставим в стороне стычки автолюбителей и их пеших собратьев из-за соблюдения правил дорожного движения, это отдельная тема. А вот парковки во дворах и на улицах – как раз то, что могло бы объединить водителей и пешеходов. Потому что все они хотят одного. Да, одного! Порядка. Но с ним у нас – беспорядок…
Хотим парковку!
Когда-то машина была роскошью, потом – гараж, сейчас таковой можно считать место под автостоянку. Вечером в спальном районе у многоквартирного дома яблоку негде упасть, не то что четвероногого коня поставить в «стойло».
Организовать нормальную стоянку для авто неподалеку от их дома несколько лет просят жители улицы Бульварной в Костроме. Валерий Мартяшин и его соседи обили все пороги. Но, как считает Валерий Александрович, городские власти уходят от конкретного ответа. Все письма из официальных органов похожи одно на другое, а дело практически не движется. «Мы просим не многоуровневую парковку, а хотя бы обычную… Но велика Россия, а машину поставить некуда!» — с горечью говорит Валерий Мартяшин.
Зато из полученных ответов жители Бульварной теперь знают места всех 27 городских автостоянок. Но к чему им эти знания, если конкретная проблема не решается! Проинформированы граждане также о том, что все эти места оборудованы частными инвесторами, и что в Костроме планируются аукционы по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков по ул. Богатырской, Профсоюзной, Энергетиков, пр. Студенческому и Чернореченскому… Кроме того, власти извещают, что согласованы схемы расположения участков под многоуровневые стоянки транспорта на ул. Индустриальной и Поселковой. Еще одна весть, которая должна обнадежить жителей, почти годичной давности: предусмотрено проектом планировки размещение многоуровневой автостоянки по ул. Профсоюзная, 14 б. Этот участок, как сообщает первый заместитель главы администрации Костромы Олег Болоховец, представлен в аренду физическому лицу для строительства автостоянки. И вот недавно, сообщил В. Мартяшин, на заборе появилась надпись, извещающая о возведении здесь парковки, начались какие-то работы. Наконец-то! Но что именно подразумевается под словом «парковка», жители не знают. Однако на вопрос, удовлетворит ли это сооружение всех нуждающихся, уже сегодня можно ответить: нет.
Не хотим парковку!
Эколог-общественник Тамара Добрецова, проживающая в Костроме на ул. Профсоюзной, тоже воюет с городскими властями не первый год. Она требует убрать машины от детской площадки и зеленых насаждений. Во дворе — «колодце», говорит, Тамара Ивановна, нечем дышать, малыши играют в песочницах в нескольких шагах от стоящих машин.
Отсчет этой истории – 2009 год. «Тогда, — рассказывает Т.И. Добрецова, — была уничтожена детская спортивная площадка и ее место между домами №40, 42, 44 и 46 по ул. Профсоюзной заняла парковка. Там стояло по 70-80 машин. Война у нас шла страшная, и, наконец, прошлым летом мы добились, чтобы был разработан и утвержден главным архитектором Костромы проект, выделена земля под парковку за домами №40, 42 и 46. Свою площадку мы оградили на личные средства жителей, я сама покрасила ограждения. Это 189 метров! А у дома №42 была тогда оставлена территория для обустройства газона. Но автолюбители не хотят убирать машины, не хотят уходить с этой площадки, предпочитают парковаться напротив подъезда. Они разделили эту территорию на стоянки, присвоили каждой номер и ставят тут свои авто. Им так удобно. А о других людях они не думают. Хотя по существующим нормам такое количество машин должно находиться в 25 метрах от детских площадок, а не впритык. Постоянно паркуют машины на тротуаре и газоне возле детсада №71 в Давыдовском-2. Родителям с детьми приходится ходить по проезжей части. Дети в Костроме, вообще, получается, — не главное. Предпочтение отдано парковкам машин с нарушением градостроительных и санитарных норм. И после этого мы хотим иметь здоровое поколение?»
Как сообщила Т.И. Добрецова, жители намерены свою борьбу продолжить. «Если городские власти не наведут порядок, то будем обращаться в суд», — говорит она.
Маленький экологический ликбез
Кстати, о нормах. Возьмите их на вооружение, когда будете разбираться с соседом, поставившим под вашими окнами авто. Решением думы Костромы №52 от 26.03.2015 г. установлены такие показатели отдаленности стоянок от домов и пр.:
|
|
|
|
|
|
Объекты, до которых исчисляется разрыв | Расстояние до открытых автостоянок и паркингов в зависимости от числа машино-мест, метров | ||||
| 10 и менее машин | 11-50
| 51-100 | 101-300 | свыше 300 машин |
Фасады жилых домов и торцы с окнами | 10 | 15 | 25 | 35 | 50 |
Торцы жилых домов без окон | — | 10 | 15 | 25 | 35 |
Территории школ, детских учреждений, техникумов, площадок для отдыха, игр и спорта, детских площадок | 25 | 50 | 50 | 50 | 50 |
Территории лечебных учреждений стационарного типа, открытые спортивные сооружения общего пользования, места отдыха населения (сады, скверы, парки) | 25 | 50 | по расчетам | по расчетам | по расчетам |
К чему такие строгости? Доказано: связь между уровнем загрязнения воздуха и заболеваемостью – прямая. По расчетам Всемирной организации здравоохранения от загрязнения воздуха, вызванного транспортом, в мире погибло значительно больше людей, чем под колесами авто. Загрязнение воздуха от машин вошло в десятку главных причин преждевременной смертности. Угарный и сернистый газ, бензапирен, формальдегид, ацетальдегид, кадмий, никель, цинк, медь, свинец и прочая гадость оседают в наших легких, поражают внутренние органы, несут болезни, сокращают жизнь. Причем, вредны не только выбросы отработанных ГСМ, но и мелкая пыль от испарения шин и дорог, а также коррозии металлических частей и краски автомобилей.
Не прав – плати штраф
Летом прошлого года российские СМИ вышли с броскими заголовками: «Верховный суд запретил штрафовать за парковку на газонах» и т.п. Автолюбители обрадовались, домовладельцы испытали шок. Но одни рано радовались, другие рано печалились. Речь идет о юридической закорючке, которая мало что меняет по сути. Дело в том, что ни в Правилах дорожного движения (ПДД), ни в Кодексе об административных правонарушениях нет такого понятия, как «газон», а, значит, и нет наказания за парковку на нем. Однако такие штрафы предусмотрены на муниципальном уровне. Вот Верховный суд и напомнил чиновникам на местах, что они, конечно, могут устанавливать свои правила, вводить штрафы, но это не должно противоречить федеральному законодательству. А в республиканских документах о газонах – ничего.
Но при этом есть другие федеральные законы, где все это прописано. Так, заезд даже одним колесом на бордюр по ПДД – нарушение. Прогревание двигателя в жилой зоне – нарушение. Мойка машин во дворах – нарушение. Слив топлива и масел – нарушение. Регулировка звуковых сигналов, тормоза и двигателей – нарушение…
Да, в ПДД про газоны нет ни слова. Зато об этом четко сказано в других федеральных законодательных актах — «Об охране окружающей среды«, «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения«, в «Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда», «Правилах создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах», «Санитарных правилах содержания территорий населённых мест (СанПиН 42-128-4690-88)».
В общем, если вас за нарушения накажет не ГИБДД или муниципальная инспекция, а полиция – вам от этого легче?
На работу на машине? Дурной тон!
Экология – это, конечно, первостепенно, и законы – не обсуждаются. Но куда же все-таки ставить машину? «В гараж!» – категорично говорят экологи. Т.И. Добрецова предлагает вернуться к советским правилам.
«В СССР не давали разрешение на покупку машины, если не был куплен гараж, — рассказывает она, — позднее этот опыт успешно переняла Япония. В этой стране нельзя просто купить машину. Чтобы приобрести автомобиль, японцу придется доказать, что он в состоянии будет им пользоваться, не причиняя неудобств окружающим. Основное требование – наличие личного парковочного места, расположенного в радиусе не более 2 км от дома. Японцы считают: продавать машину без парковочного места – все равно, что продавать оружие без лицензии. Важно не только наличие парковки, но и ее размер. При подаче документов в полицию требуют предоставить чертеж, и полиция может не разрешить купить машину, если посчитают, что парковка мала для машины. В Японии большинство населения передвигается на общественном транспорте, приезжать на работу на своей машине – дурной тон».
Да, решить проблему с «ночевками» машин во дворах, а заодно и с пробками, перегруженностью улиц личным автотранспортом, растущей загазованностью, можно лишь одним способом. Для России – немыслимым. Потому что речь идет об идеальной работе общественного транспорта, пользоваться которым было бы удобно, престижно и выгодно потребителю. Объясним на понятных вещах: если б городские автобусы и троллейбусы были бесплатными, наверное, половины личных машин на улицах не было бы. А если б в любую точку небольшого города, вроде Костромы, на муниципальном транспорте можно было добраться за 15-20 минут, автолюбителей бы резко поубавилось. Но пока все это — фантастика. И по материальным причинам – муниципальный транспорт и без того требует огромных расходов. И по тому, что мозги наши заточены сейчас на иное: нет денег, возьму кредит, но куплю крутую иномарку, чтоб сосед обзавидовался. Потом – жене. Потом – сыну… Тут должна психология поменяться, а это самое сложное. Но без этого люди никогда не «наиграются в машинки»…
Рулим в тупик
А вот понудить людей ставить машину в гараж – это, действительно, вполне осуществимо. Если внести нужные поправки в законодательство. Сейчас же гаражами пользуются больше люди старшего и среднего возраста. Молодежь предпочитает не заморачиваться с этим, а ставить машину под окнами: вышел из подъезда, сел, поехал. В районах, которые заселены в большей мере молодыми семьями, вечером все дворы заставлены транспортом. Кто-то обозначает территорию столбиками, кто-то вешает цепь с замком, кто-то асфальтирует за свой счет место, а кто-то кладет на земле для любимого авто бэушный ковер… В итоге, дворы похожи на эдакий автомобильный Шанхай. Порой около дома машины стоят так плотно, что снегоуборочная техника туда въехать не может. Личный транспорт одержал здесь уверенную победу.
Победили парковщики и на костромских улицах. Из-за стоящих вдоль дороги автомобилей несколько городских дорог недавно стали односторонними. Иначе по ним трудно проехать. Снежной зимой, когда проезжая часть значительно сужена, приходилось, к примеру, на ул. Свердлова наблюдать такое: водитель маршрутки, чтобы разъехаться со встречной машиной, отвинчивал боковое зеркало и проезжал. Иначе — никак…
Ваша машина – ваши проблемы?
Но вернемся к ситуации с парковками сегодня. Чтобы организовать на законных основаниях автостоянку во дворе, чиновники советуют жителям отмежевать участок под многоквартирным домом, провести общее собрание жильцов и решить на этом сходе, что парковка необходима как обязательный элемент благоустройства. «По Жилищному кодексу, — говорится в одном из ответов городской администрации В. А. Мартяшину и его соседям, — решение об оборудовании автостоянки относится к компетенции общего собрания собственников помещений».
Да, по Жилищному кодексу это так. Но чтобы в городе с плотной застройкой при мизерном количестве парковочных мест во дворах, решить эту проблему, требуется специальная программа, с нормальным финансированием. Есть же такая, к примеру, по благоустройству дворовых территорий. В ее основе – «политика малых дел»: накопившиеся проблемы решаются постепенно, небольшими шажками – пусть медленно, но верно. На жителей все сваливать в данной ситуации безнравственно. Не они виноваты в том, что кто-то не предусмотрел, не рассчитал, не запланировал при строительстве микрорайонов столь необходимого элемента благоустройства. Потому и проблематично установить парковку в соответствии со всеми санитарными и градостроительными нормами. И потому обычные, а не многоуровневые парковки, не спасут положение. А многоуровневые – без поддержки федерального и местного бюджетов – жителям не осилить…
Такая программа нужна практически каждому развитому российскому городу. Из-за уплотненной застройки, отсутствия перспективного, опережающего мышления у чиновников от архитектуры ситуация с парковками личного транспорта во дворах давно зашла в тупик. А надо двигаться!
Зинаида НИКОЛАЕВА.
Фото из открытых источников.
«Народная газета» №22 от 32.05.17.