Как сказал киноклассик: все люди делятся на две категории — водителей и пешеходов. И (добавим от себя) эти две категории постоянно враждуют между собой. На дорогах, на пешеходных переходах, во дворах, где припаркованы машины… Порой это противостояние бывает столь острым и непримиримым, что разбирать конфликты приходится в суде. Оставим в стороне стычки автолюбителей и их пеших собратьев из-за соблюдения правил дорожного движения, это отдельная тема. А вот парковки во дворах и на улицах – как раз то, что могло бы объединить водителей и пешеходов. Потому что все они хотят одного. Да,  одного! Порядка. Но с ним у нас – беспорядок…

 

Хотим парковку!

 

Когда-то машина была роскошью, потом – гараж, сейчас таковой можно считать место под автостоянку. Вечером в спальном районе у многоквартирного дома яблоку негде упасть, не то что четвероногого коня поставить в «стойло».

Организовать нормальную стоянку для авто неподалеку от их дома несколько лет просят жители улицы Бульварной в Костроме. Валерий Мартяшин и его соседи обили все пороги. Но, как считает Валерий Александрович, городские власти уходят от конкретного ответа. Все письма из официальных органов похожи одно на другое, а дело практически не движется. «Мы просим не многоуровневую парковку, а хотя бы обычную… Но велика Россия, а машину поставить некуда!» — с горечью говорит Валерий Мартяшин.

Зато из полученных ответов жители Бульварной теперь знают места всех 27 городских автостоянок. Но к чему им эти знания, если конкретная проблема не решается! Проинформированы граждане также о том, что все эти места оборудованы частными инвесторами, и что в Костроме планируются аукционы по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков по ул. Богатырской, Профсоюзной, Энергетиков, пр. Студенческому и  Чернореченскому… Кроме того, власти извещают, что согласованы схемы расположения участков под многоуровневые стоянки транспорта на ул. Индустриальной и Поселковой. Еще одна весть, которая должна обнадежить жителей, почти годичной давности: предусмотрено проектом планировки размещение многоуровневой автостоянки по ул. Профсоюзная, 14 б. Этот участок, как сообщает первый заместитель главы администрации Костромы Олег Болоховец, представлен в аренду физическому лицу для строительства автостоянки. И вот недавно, сообщил В.  Мартяшин, на заборе появилась надпись, извещающая о возведении здесь парковки, начались какие-то работы. Наконец-то! Но что именно подразумевается под словом «парковка», жители не знают. Однако на вопрос, удовлетворит ли это сооружение всех нуждающихся, уже сегодня можно ответить: нет.

 

Не хотим парковку!

 

Эколог-общественник Тамара Добрецова, проживающая в Костроме на ул. Профсоюзной, тоже воюет с городскими властями не первый год. Она требует убрать машины от детской площадки и зеленых насаждений. Во дворе — «колодце», говорит, Тамара Ивановна, нечем дышать, малыши играют в песочницах в нескольких шагах от стоящих машин.

Отсчет этой истории – 2009 год. «Тогда, — рассказывает Т.И. Добрецова, — была уничтожена детская спортивная площадка и ее место между домами №40, 42, 44 и 46 по ул. Профсоюзной заняла парковка. Там стояло по 70-80 машин. Война у нас шла страшная, и, наконец, прошлым летом мы добились, чтобы был разработан и утвержден главным архитектором Костромы проект, выделена земля под парковку за домами №40, 42 и 46. Свою площадку мы оградили на личные средства жителей, я сама покрасила ограждения. Это 189 метров! А у дома №42 была тогда оставлена территория для обустройства газона. Но автолюбители не хотят убирать машины, не хотят уходить с этой площадки, предпочитают парковаться напротив подъезда. Они разделили эту территорию на стоянки, присвоили каждой номер и ставят тут свои авто. Им так удобно. А о других людях они не думают. Хотя по существующим нормам такое количество машин должно находиться в 25 метрах от детских площадок, а не впритык. Постоянно паркуют машины на тротуаре и газоне возле детсада №71 в Давыдовском-2. Родителям с детьми приходится ходить по проезжей части. Дети в Костроме,  вообще, получается, — не главное. Предпочтение отдано парковкам машин с нарушением градостроительных и санитарных норм. И после этого мы хотим иметь здоровое поколение?»

Как сообщила Т.И. Добрецова, жители намерены свою борьбу продолжить. «Если городские власти не наведут порядок, то будем обращаться в суд», — говорит она. 

 

Маленький экологический ликбез

 

Кстати, о нормах. Возьмите их на вооружение, когда будете разбираться с соседом, поставившим под вашими окнами авто. Решением думы Костромы №52 от 26.03.2015 г. установлены такие показатели отдаленности стоянок от домов и пр.:

 

 

 

 

 

 

Объекты, до которых исчисляется разрыв

Расстояние до открытых автостоянок и паркингов в зависимости от числа машино-мест, метров

 

10 и менее машин

11-50

 

51-100

101-300

свыше 300 машин

Фасады жилых домов и торцы с окнами

10

15

25

35

50

Торцы жилых домов без окон

10

15

25

35

Территории школ, детских учреждений, техникумов, площадок для отдыха, игр и спорта, детских площадок

25

50

50

50

50

Территории лечебных учреждений стационарного типа, открытые спортивные сооружения общего пользования, места отдыха населения (сады, скверы, парки)

25

50

по расчетам

по расчетам

по расчетам

 

К чему такие строгости? Доказано: связь между уровнем загрязнения воздуха  и заболеваемостью – прямая. По расчетам Всемирной организации здравоохранения от загрязнения воздуха, вызванного транспортом, в мире погибло значительно больше людей, чем под колесами авто. Загрязнение воздуха от машин вошло в десятку главных причин преждевременной смертности. Угарный  и сернистый газ, бензапирен, формальдегид,  ацетальдегид, кадмий, никель, цинк, медь, свинец и прочая гадость оседают в наших легких, поражают внутренние органы, несут болезни, сокращают жизнь. Причем, вредны не только выбросы отработанных ГСМ, но и мелкая пыль от испарения шин и дорог, а также коррозии металлических частей и краски автомобилей.

 

 

Не прав – плати штраф

 

Летом прошлого года российские СМИ вышли с броскими заголовками: «Верховный суд запретил штрафовать за парковку на газонах» и т.п. Автолюбители обрадовались, домовладельцы испытали шок. Но одни рано радовались, другие рано печалились. Речь идет о юридической закорючке, которая мало что меняет по сути. Дело в том, что ни в Правилах дорожного движения (ПДД), ни в Кодексе об административных правонарушениях нет такого понятия, как «газон», а, значит, и нет наказания за парковку на нем. Однако такие штрафы предусмотрены на муниципальном уровне. Вот Верховный суд и напомнил чиновникам на местах, что они, конечно, могут устанавливать свои правила, вводить штрафы, но это не должно противоречить федеральному законодательству. А в республиканских документах о газонах – ничего.

Но при этом есть другие федеральные законы, где все это прописано. Так, заезд даже одним колесом на бордюр по ПДД – нарушение. Прогревание двигателя в жилой зоне – нарушение. Мойка машин во дворах – нарушение. Слив топлива и масел – нарушение. Регулировка звуковых сигналов, тормоза и двигателей – нарушение…

Да, в ПДД про газоны нет ни слова. Зато об этом четко сказано в других федеральных законодательных актах  — «Об охране окружающей среды«, «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения«, в «Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда», «Правилах создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах», «Санитарных правилах содержания территорий населённых мест (СанПиН 42-128-4690-88)».

В общем, если вас за нарушения накажет не ГИБДД или муниципальная инспекция, а полиция – вам от этого легче?

 

На работу на машине? Дурной тон!

 

Экология – это, конечно, первостепенно, и законы – не обсуждаются. Но куда же все-таки ставить машину? «В гараж!» – категорично говорят экологи. Т.И. Добрецова предлагает вернуться к советским правилам.

«В СССР не давали разрешение на покупку машины, если не был куплен гараж, — рассказывает она, — позднее этот опыт успешно переняла Япония. В этой стране нельзя просто купить машину. Чтобы приобрести автомобиль, японцу придется доказать, что он в состоянии будет им пользоваться, не причиняя неудобств окружающим. Основное требование – наличие личного парковочного места, расположенного в радиусе не более 2 км от дома. Японцы считают: продавать машину без парковочного места – все равно, что продавать оружие без лицензии. Важно не только наличие парковки, но и ее размер. При подаче документов в полицию требуют предоставить чертеж, и полиция может не разрешить купить машину, если посчитают, что парковка мала для машины. В Японии большинство населения передвигается на общественном транспорте, приезжать на работу на своей машине – дурной тон».

Да, решить проблему с «ночевками» машин во дворах, а заодно и с пробками, перегруженностью улиц личным автотранспортом, растущей загазованностью, можно лишь одним способом. Для России  – немыслимым. Потому что речь идет об идеальной работе общественного транспорта, пользоваться которым было бы удобно, престижно и выгодно потребителю. Объясним на понятных вещах: если б городские автобусы и троллейбусы были бесплатными, наверное, половины личных машин на улицах  не было бы. А если б в любую точку небольшого города, вроде Костромы, на муниципальном транспорте можно было добраться за 15-20 минут, автолюбителей бы резко поубавилось. Но пока все это — фантастика. И по материальным причинам – муниципальный транспорт и без того требует огромных расходов. И по тому, что мозги наши заточены сейчас на иное: нет денег, возьму кредит, но куплю крутую иномарку, чтоб сосед обзавидовался. Потом – жене. Потом – сыну… Тут должна психология поменяться, а это самое сложное. Но без этого люди никогда не «наиграются в машинки»…

 

Рулим в тупик

 

А вот понудить людей ставить машину в гараж – это, действительно, вполне осуществимо. Если внести нужные поправки в законодательство. Сейчас же гаражами пользуются больше люди старшего и среднего возраста. Молодежь предпочитает не заморачиваться с этим, а ставить машину под окнами: вышел из подъезда, сел, поехал. В районах, которые заселены в большей мере молодыми семьями, вечером все дворы заставлены транспортом. Кто-то обозначает территорию столбиками, кто-то вешает цепь с замком, кто-то асфальтирует за свой счет место, а кто-то кладет на земле для любимого авто бэушный ковер… В итоге, дворы похожи на эдакий автомобильный Шанхай. Порой около дома машины стоят так плотно, что снегоуборочная техника туда въехать не может. Личный транспорт одержал здесь уверенную победу.

Победили парковщики и на костромских улицах. Из-за стоящих вдоль дороги автомобилей несколько городских дорог недавно стали односторонними. Иначе по ним трудно проехать. Снежной зимой, когда проезжая часть значительно сужена, приходилось, к примеру, на ул. Свердлова наблюдать такое: водитель маршрутки, чтобы разъехаться со встречной машиной, отвинчивал боковое зеркало и проезжал. Иначе — никак…

 

Ваша машина – ваши проблемы?

 

Но вернемся к ситуации с парковками сегодня. Чтобы организовать на законных основаниях автостоянку во дворе, чиновники советуют жителям отмежевать участок под многоквартирным домом, провести общее собрание жильцов и решить на этом сходе, что парковка необходима как обязательный элемент благоустройства. «По Жилищному кодексу, — говорится в одном из ответов городской администрации В. А. Мартяшину и его соседям, —  решение об оборудовании автостоянки относится к компетенции общего собрания собственников помещений».

Да, по Жилищному кодексу это так. Но чтобы в городе с плотной застройкой при мизерном количестве парковочных мест во дворах, решить эту проблему, требуется специальная программа, с нормальным финансированием. Есть же такая, к примеру, по благоустройству дворовых территорий. В ее основе – «политика малых дел»: накопившиеся проблемы решаются постепенно, небольшими шажками – пусть медленно, но верно. На жителей все сваливать в данной ситуации безнравственно. Не они виноваты в том, что кто-то не предусмотрел, не рассчитал, не запланировал при строительстве микрорайонов столь необходимого элемента благоустройства. Потому и проблематично установить парковку в соответствии со всеми санитарными и градостроительными нормами. И потому обычные, а не многоуровневые парковки, не спасут положение. А многоуровневые – без поддержки федерального и местного бюджетов – жителям не осилить…

Такая программа нужна практически каждому развитому российскому городу. Из-за уплотненной застройки, отсутствия перспективного, опережающего мышления у чиновников от архитектуры ситуация с парковками личного транспорта во дворах давно зашла в тупик.  А надо двигаться!

 

 

Зинаида НИКОЛАЕВА.

Фото из открытых источников.

«Народная газета» №22 от 32.05.17.

Ваша новость успешно отправлена!
Это окно исчезнет самостоятельно через 3 секунды...