Крови и покойников никогда не боялась 

В детстве (а оно прошло в Буе, куда её отец приехал на строительство АЭС, и он же дал ей такое необычное имя) Аксана лечила кошек и собак. А потом дошла очередь и до людей:

– У бабушки в деревне произошла страшнейшая драка, в которой мужчину порезали сильно ножом. Я, тогда восьмиклассница, оказала ему первую помощь, а потом вызвали вертолёт и отправили его в Буй. Когда хирурги узнали, что бинтовала пострадавшего школьница, то сказали: «Ну, ей точно в медицину надо».

Для зачисления в ярославский мединститут Аксане не хватило полбалла. И тогда главврач Буйской ЦРБ Леонид Борисович Ершов забрал ее вместе с документами и отвёз в костромское медучилище, на фельдшерское отделение. Мол, нечего зря время терять. По окончании учебы вернулась в родной город. Вышла замуж, работала в службе «скорой помощи». После рождения дочки молодая семья перебралась в село Борок: потянуло к земле. Когда в 1994 году пришла в местный ФАП, в его штате было три медработника. А сейчас – «полтора»: фельдшер Смирнова да санитарочка на полставки. Это называется оптимизация. Раньше медпункту принадлежало отдельно стоящее здание, а теперь делят его с администрацией сельского поселения. Оптимизировали, то есть ликвидировали в медпункте гинекологический и физиокабинеты. А ведь эту помощь Аксана Александровна может и умеет оказывать. Поэтому её профессиональные мечты связаны с расширением площадей и новым оборудованием.

Говорит, что крови и покойников никогда не боялась. «На реанимацию у нас уходит полчаса, так что дрожать и переживать некогда. Переживаешь, когда уже домой вернёшься».

Поскольку в селе наша героиня живёт и работает более двадцати пяти лет, то здесь уже повзрослело поколение, которое она брала под роспись в родильном отделении. «Весь жизненный цикл людей проходит передо мной, и справку о смерти тоже я пишу».

 

И на велосипеде, и на тракторе 

Борок – село большое, красивое, ухоженное и, что немаловажно, расположено близко от трассы. Проживает в нем шестьсот с лишним человек. Много молодых семей, мужчины работают в основном вахтовым методом, а здесь строят хорошие дома, обзаводятся детьми. Кипит жизнь в местном клубе, в котором Аксана свой человек, активная участница художественной самодеятельности, солистка хора. Есть молодежный центр «Пилигрим», детсад. Одно обидно – закрыли местную школу. Год назад – девятилетку, а нынче объявили, что закрывается и начальная, хотя в ней недавно сделали отличный ремонт. «Бились до последнего, обращались и к губернатору, и в приёмную Президента, и в Москву писали. Ничего не помогло. Никто не спорит, школа в Чистых Борах хорошая, с бассейном, но детям, особенно маленьким, лучше и надёжней учиться рядом с домом».

Помимо своего села, борокский фельдшер обслуживает ещё девять деревень – Холм, Конищево, Камешки, Дубровки, Царево, Сокольниково, Власово, Мизрино. Добирается туда Аксана на велосипеде. А зимой пешком, если дороги почищены. Правда, в холодное время года многие деревни пустуют: дачники уезжают, а коренных бабушек на зиму забирают к себе дети. Раньше Аксана садилась и за руль своей машины, и мотоцикла. Но «Москвич» пришёл в негодность, а на мотоцикле, считает, ей рассекать уже не годам. С техникой у Аксаны вообще отличные отношения, она и трактором управлять умеет. Но любимый вид транспорта – велосипед. К сожалению, за победу в профессиональных конкурсах сельским фельдшерам дарят вазочки, а не велосипеды. Её-то старенький «Стелс» давно просится в утиль.

 

А корову кто доить будет? 

Вот такой боевой фельдшер у жителей Борка. А по-другому, наверное, нельзя в сельской местности. Каких только ситуаций в медицинской практике Аксаны Александровны не случалось! И утопленников откачивала, и в ДТП помощь оказывала. Жаль, не пишет «Записки фельдшера» подобно писателям-медикам. Зато с каким юмором рассказывает!

— Дело было в Новый год, 1 января. Еду я по дороге, вижу: авария. Машина перевернутая в кювете. Водитель, похоже, не справился с управлением. Две пассажирки не пострадали, а вот мужчине за рулём досталось. Зашивать оторванную губу надо было скорее, сами понимаете,

лицо. Посадила в свою машину, поприхватила губу обыкновенной иголкой с чёрной ниткой (дезинфицировала водкой) и повезла в Талицу. Там врача не оказалось, и пришлось завершать работу в доме его матери – зашить основательно. Через месяц встречаю пострадавшего. «Посмотри, как красиво!» – говорит. А он небольшую бородку отпустил, шрама-то и не видно совсем.

А бывают истории из области абсурда семейных отношений.

— Приходит мужик весь в крови: «Моя дурочка мне ухо откусила». «Зашивать надо», – говорю. А он ни в какую, отказывается: «Только перевяжи». Перевязала, отправила. А он, пьяненький-пьяненький, стал выходить да ещё в лужу свалился. Несколько дней в повязке ходил. А когда сняли: ухо-то аккуратно срослось!

О своих подопечных бабушках может рассказывать бесконечно. И тут тоже смех и грех.

— У тёти Кати частенько подскакивало давление. Пришла я к ней, сделала укол, наказываю, чтоб не вставала. Поворачиваюсь уходить, а муж её, дядя Вася, говорит мне: «А корову кто доить будет?» – «Ну ладно, сейчас подою». Сходила подоила, ведро поставила. А он: «Так молоко-то процеди». Процедила, по банкам разлила и к дверям, а он вслед: «А завтра придёшь?» Вот так и доила, пока тетя Катя не поправилась. По-разному бывает… Один раз прибегает ночью соседский мужчина: «Там мне в стенку стучит бабулька, говорит, что умирает, тебя требует”. А дело было в феврале. Ну, я ноги в руки и к ней. Прибегаю, а моя «умирающая» с красными щеками сидит за столом перед самоваром. «Захворала?» – «Да нет, мне скучно стало, давай чаю попьём». И что? Не ругать же. Поговорила немного да обратно домой – поспать хоть немного.

 

Доченька, выздоравливай 

Бабушки для неё как близкие родственники. К одной целый год ежедневно ходила перевязки делать. Так она Аксану исключительно доченькой звала. Попадаются и привередливые бабулечки, да только весёлый нрав фельдшерицы и её золотые руки (уколы делает – не почувствуешь) любое сердце растопят.

Ветеранов и участников войны на её участке уже не осталось, а вот труженицы тыла есть. Но сейчас больше молодых инвалидов. И, увы, все чаще умирают молодые мужики – в пятьдесят с небольшим: инфаркты, инсульты. Деревенские ведь не привыкли дрожать над своим здоровьем. К медикам обращаются, когда уж совсем невмоготу и порой сделать уже ничего нельзя. «А как тяжело, когда на твоих руках умирает человек. Ведь знаешь его всю жизнь». Так что к повышению пенсионного возраста Аксана относится категорически отрицательно. «Если человек работает физически, а не бумажки перекладывает, то ему и сейчас да шестидесяти дай Бог дотянуть».

Живёт фельдшер Аксана Смирнова как все – с проблемами и заботами. Вырастила дочку-умницу Викторию, которая после окончания белгородского университета работает экологом на буйском химзаводе. В своё время держала скот – полный двор: корова, телята, овцы, куры, индюки. А ещё 37 соток земли. Только успевай крутиться. После перенесённого инсульта пришлось с живностью расстаться. Как переживали люди, когда узнали о случившейся беде с их фельдшером. В больницу первыми стали звонить бабушки: «Доченька, ты что такое натворила, давай выздоравливай. Мы тебя ждём!»

— Аксана Александровна, а сами себя что недоглядели? Инсульт ведь не шутка.

— Сапожник без сапог. Понервничала сильно, вот давление и прыгнуло запредельно. А я гипертоник ещё со школы.

Где вас выхаживали?

– В Буйской ЦРБ. Спасибо доктору-терапевту Александру Вячеславовичу Любимову, молодец, умница. Игорь Александрович Нефедов, главврач, сильно переживал, навещал, лекарствами помогал.

 

Полезная премия 

Своим вторым местом в областном конкурсе «Здоровое село» Аксана Александровна довольна главным образом потому, что на призовые сорок пять тысяч рублей сможет обновить в ФАПе оборудование: скоро придут заказанные новые кушетки, шкафчики для медикаментов, переносная бактерицидная лампа. А то ведь все у них здесь старое, ещё с глубоких советских времён («Весы вот эти напольные меня старше на три года, произведены в шестьдесят восьмом»). С чем нет сейчас проблем, так с обеспечением лекарствами: «Во всяком случае то, что нам нужно, все дают».

Народную медицину фельдшер, кстати, не игнорирует: «Тут главное не переусердствовать». Так, сама при бронхите использует молодые сосновые шишки, на мёде настоянные. А вообще сельская жизнь с её чистым воздухом, живой водой, овощами, выращенными на своих огородах, положительно влияют и на здоровье ребятишек. «Я не скажу, что у меня на участке дети болеет, по показателям диспансеризации процентов девяносто-девяносто пять – здоровые. Единственный бич у нас – нарушение осанки. Неправильно сидят!» Да ещё жалеет, что перестал народ держать своих коров. Одна бурёнка на весь Борок. А ведь натуральные молоко, творог, сметана – это тоже здоровье.

Кстати, о диспансеризации. У боровского фельдшера к ней отношение самое серьёзное.

– Все, кому положено, приходят ко мне. Я пишу направление на анализы. Потом заказываю машину «скорой помощи», и отправляемся в ЦРБ делать флюорографию, маммографию, УЗИ, все, что надо. А потом к нам приезжает терапевт, который проводит дополнительное обследование, назначает лечение, если требуется, то даёт направление к узким специалистам в Буй и Кострому.

Вместе с Аксаной Александровной мы побывали у некоторых её подопечных. 76-летняя Людмила Александровна Коровкина, бывшая колхозница, двадцать пять лет отработавшая на ферме дояркой (какое попадание с фамилией!), о сельском фельдшере говорит с неподдельным теплом:

— Она у нас молодец! Я вот астмой давно болею, так она по первому зову летит на всех парах. Зимой придёт, полны сапоги снегу – так торопится. Знает, что попусту звать не буду. «Ладно, бабушка, не унывай, мы тебя сейчас воскресим», – успокаивает. На днях меня насилу откачала, такой сильный приступ произошёл. Если б не она, так меня бы и на свете уже давно не было. Вот таких-то и надо врачей! А не таких, которые на приёме гаркают: «Чего ты старая хочешь в твои-то годы».

Фельдшер Аксана ни на минуточку не даёт бабушке Коровкиной взгрустнуть:

— А вы посмотрите, какие у тёти Люси красивые ногти, я всегда любуюсь.

И действительно, ногти у Людмилы Александровны, никогда не знавшие маникюра, безупречной красивой формы, и длинные тонкие пальцы, которым бы позавидовал музыкант. И эти руки много лет без всяких доильных аппаратов управлялись с колхозными коровами.

Здоровья удивительному фельдшеру Аксане Смирновой и всем жителям её села!

Алевтина НОВИКОВА.

Фото Николая Суворова.

 

 

Ваша новость успешно отправлена!
Это окно исчезнет самостоятельно через 3 секунды...