Есть у революции начало, нет у революции конца… В данном случае – мы о великой октябрьской транспортной революции, начатой в Костроме в конце прошлого года. На днях мэрия через свой официальный сайт известила население о продолжении реформы – установке в городском транспорте электронной системы безналичной оплаты проезда. Проводиться это будет в несколько этапов. Первый начнется 1 марта. Но подготовка к нему уже идет – с 21 февраля началась замена бумажных льготных проездных на электронные карты.
Вот оно, то, о чем в начале этого года предупреждал глава Костромы Юрий Журин, обмолвившись, что скоро город ждет еще одна серьезная встряска. Впрочем, ждет она пока не всех. Пилотный проект по внедрению электронных карт для начала решено опробовать на льготниках-пенсионерах, студентах и школьниках.
В качестве своеобразного «бонуса» для них сохранили стоимость месячного проездного: для пенсионеров 385 рублей, для школьников – 360 рублей, для студентов – 550 рублей. Правда, касается это лишь 50 поездок. Но мэрия бодро известила, что льготных поездок у костромичей будет даже больше, чем в соседних регионах. «Для сравнения, — сказано в пресс-релизе «желтого дома», — в Иванове для льготников установлено 47 проездок, в Нижнем Новгороде — 37, в Ярославле – 45». Радуйтесь, люди! Не знаю, как в других городах, но в Нижнем Новгороде дела обстоят несколько иначе. Там три разных вида социальных проездных. К примеру, неработающим ветеранам труда и федеральным льготникам перечисляют ежемесячно по 536 рублей (эта сумма постоянно индексируется в соответствии с процентом инфляции) на банковскую карту. Тратить их человек волен по своему усмотрению. Может приобрести проездной билет, так называемую сити-карту (стоит 700 рублей) на все виды транспорта, включая метро, количество поездок абсолютно не ограничено, а льгота действует в том числе и во всех районах области. А может на эти деньги купить себе колбасы… Но, как говорится, вернемся к нашим баранам… Так что же предлагают сделать в Костроме?
Первое – всем, желающим получить льготный проездной билет, необходимо обратиться в пункт продажи (кто приобретал на почте – то опять же туда, кто в троллейбусном управлении – туда). Там заполнить специальный бланк заявления о выдаче льготной транспортной карты (его можно дома распечатать заранее, образец — на сайте горадминистрации в разделе «Транспорт»), предъявить две фотографии 3х4 (можно обратиться в бесплатный фотопункт на базе троллейбусного управления), предъявить документы, подтверждающие право льготы, заплатить деньги и получить временную транспортную карту на 50 поездок. За постоянной электронной картой придется сходить еще раз в тот же пункт приема. Городские власти обещают, что каждого льготника лично известят о сроке готовности карты (вероятно, это будет через 2-3 месяца).
Второе — в автобусах установят валидаторы. Новое для уха костромича слово означает специальные устройства для считывания электронных карт. Они будут находиться или у кондуктора или рядом с водителем.
Плюсы введения электронной карты, на которых акцентируют внимание городские власти:
· Не надо будет каждый месяц стоять в очереди за покупкой проездного билета. Льготники сами смогут пополнять транспортную карту в удобное время. Для ежемесячного пополнения электронной карты во всех отделениях связи и в троллейбусном управлении появятся терминалы.
· Карта будет именной, с фотографией. Потому предъявлять документы, подтверждающие право на льготу, в автобусе не потребуется. Но пока карта временная, до получения постоянной, показывать документы все же придется.
· Действовать электронная карта будет на всем пассажирском транспорте, за исключением семи автобусных маршрутов, которые пока работают по нерегулируемому тарифу. Это маршруты №23, 29, 30, 31, 32, 33, 38.
Мэрия специально оговаривает: отсутствие в автобусе валидатора не является поводом в отказе для проезда льготника. «Если транспортное средство не оборудовано терминалом или терминал вышел из строя, — заявлено мэрией, — льготник совершает бесплатный проезд без списания поездки».
О минусах же билетной электронизации мы узнаем очень скоро. И уже на практике. Один из них можно предугадать сейчас. Если валидатор будет рядом с водителем, то в часы «пик» до него будет сложно дотянуться, а передавать именные документы через весь салон наши граждане вряд ли захотят. То есть опять нервотрепка и разборки с водителем, свидетелями которых мы нередко были в начале транспортной реформы.
Для помощи пенсионерам во всех пунктах выдачи электронных карт будут работать специально обученные волонтеры. Они разъяснят новый порядок безналичной оплаты проезда, помогут оформить заявление на получение специальной пластиковой карты, проконсультируют о перечне документов, подтверждающих льготу, продемонстрируют специальное устройство для списания поездок – валидатор.
Получить консультацию по всем вопросам, связанным с транспортными картами, можно по «горячей линии» — 31-07-22 и 31-32-85. Режим ее работы в феврале: 22 февраля с 9 до 17 часов; 25 февраля с 9 до 15 часов; 27, 28 февраля с 9 до 18часов. Кроме того, по спорным вопросам, возникающим в случае отказа в реализации (пополнении) транспортных карт, вы можете подать жалобу в управление городского пассажирского транспорта администрации города (Кострома, ул. Депутатская, д. 47, каб. 314).
После того, как все премудрости работы с валидатором освоят пенсионеры, городская администрация намерена ввести электронную систему оплаты за проезд для всего остального населения Костромы.
Зоя ТАТАРЧУК.
«Народная газета» №8 (887) от 22.02.2017.