Для одних Новый год – это время повышенных трат, для других – способ неплохо заработать. Каким бывает новогодний бизнес, что новенького прибавилось в списке четырехсот способов относительно честного отъема денег у населения и так ли плохо наживаться на праздничных нуждах других, разбиралась корреспондент «КНГ».
Бабки Деда Мороза
Давно прошли времена, когда детская вера в Деда Мороза разбивалась о торчащие из-под красного халата папины шлепанцы. Сегодня «морозить» — это такой же сезонный бизнес, как и продавать мороженое в июле. Промышляющих можно разбить на профессионалов и любителей. Первых легко узнать по хорошо заученным словам, приличным костюмам, высоким ценам. Чёткий портрет второй категории составить сложно. Костюмы у них тоже неплохие, но бывают накладки по части… возраста. Нередко Снегурочка, искренне считающая, что она все еще тянет на «внучку», в глазах подрастающего поколения выглядит вполне себе как бабушка. Звонкий голос тут не спасет – если «детей девяностых» еще можно было как-то «развести», то нынешняя молодежь, начиная с двухлетнего возраста, поголовно в теме и четко понимают, если их слишком очевидно пытаются надуть.
Впрочем, многие родители, в надежде на качественный домашний «отмороз», обращаются в крупную фирму по организации праздников. Здесь-то и ждет очень многих пролет: чем крупнее компания, тем больше вероятность нарваться на полного профана не только в дедморозных делах, но и без опыта общения с детьми в принципе. Часто фирмы, в погоне за массовостью заказов, набирают на роль новогодних героев в прямом смысле случайных людей. И если Снегурочки еще хоть как-то тянут, поскольку каждая женщина по природе своей – сказочная красавица, то «дедов» по найму не спасают даже выданные фирмой неплохие костюмы. В попытках обеспечить огромное количество заказов, event-фирмы набирают мини-армию абсолютно неопытных и некомпетентных мужчин, единственное сходство которых со сказочным дедом – пол. Студенты, мужья знакомых, какие-то косноязычные дядьки – их собственная оплата составляет лишь 100-150 рублей за вызов, остальное прибыль фирмы.
Лариса с мужем «дедморозят» уже более десяти лет. В другое время они занимаются организацией праздников, а предновогодние дни всегда посвящают именно этой отрасли праздничного бизнеса.
«У нас абсолютно нет рекламы, — признается Лариса. – Тем не менее, наше расписание заполнено уже с середины ноября – нас передают, как говорится, из рук в руки, от семьи к семье. Мы не первый год работаем, во многих семьях по пять-шесть лет подряд бываем, поэтому к каждому Новому году обязательно полностью меняем программу, обновляем костюмы. За годы работы сменили несколько комплектов нарядов, особенно часто приходится образ Деда корректировать. То посох сделаем со светодиодами, то бороду захотелось пошикарнее! Сейчас смотришь на первые фотографии, смешно даже становится: какие-то самодельные халаты, борода китайская от Санта-Клауса. Ведь ничего нельзя было купить, это сейчас всего полно, только выбирай!»
Такая забота о своем деле приносит неплохой доход. А ещё, если артисты «отморозят» качественно и с душой, их непременно позовут на будущий год, да еще всем знакомым расхвалят. Сейчас в среде профи-Дедов принято дифференцировать стоимость на свои услуги, ценник на визит дедушки колеблется в зависимости от даты. Примерно до 25 декабря гонорар составит 500-700 рублей. Дороже всего новогодние гости обойдутся, конечно, в новогоднюю ночь, причем чем ближе к полуночи – тем дороже. После 21.00 у большинства «Дедморозов» вообще «цена по договоренности», до этого времени – колеблется с разбегом от 1500 до 3000 рублей.
Лариса с мужем показали свой прошлогодний расчет прибыли: всего с 23 декабря по 2 января они заработали чуть больше 40 000 рублей.
«Не думайте, что это очень легкие деньги, — признается Лариса. – Во-первых, расходы на бензин, реквизит и призы деткам за стишки. Праздники — наша основная работа, эту сумму при не очень высоком ценнике мы заработали, разъезжая по заказам целый день, с утра до вечера. В день у нас бывает по 10 адресов, и, поверьте, везде улыбаться, быть на позитиве — это очень выматывает! Наши собственные дети праздника с родителями почти не видят – все предновогодние дни, и даже новогоднюю ночь мы проводим на работе. Но нам она нравится!»
Корпоразрыв
Корпоративная культура потихоньку набирает обороты, и все больше фирм и предприятий озабочены сплоченностью своих коллективов. Обычно Новый год – второй по значимости корпоративный праздник после профессионального, поэтому практически весь городской общепит рад стараться, чтобы набрать побольше новогодних банкетов. Разумеется, размах торжества сильно зависит от уровня фирмы, как и источник финансирования – если крупные федеральные компании почти всегда оплачивают праздник своим сотрудникам, то небольшие частники или прижимистые госорганизации нередко предлагают отметить встречу нового трудового года за счет новогодней премии.
Празднуют, конечно, тоже очень по-разному. Сотрудники предприятий с внушительными брендами могут и в дорогом загородном отеле хвастаться карьерными достижениями, и танцевальные соревнования между отделами устроить, освоив вальс и румбу, и модного ведущего пригласить (фирма платит). Для последних, кстати, новый год – это не волшебное время, а самый натуральный «чес», который будет их кормить нелегкие малосвадебные снежно-слякотные месяцы. Гонорары ведущих за проведение корпоративных праздников сильно колеблются в зависимости от аппетитов и степени востребованности, начинаясь от скромной «почасовки» за 3-4 тысячи и подбираясь к 70-80 тысячам за вечер.
За сам же банкет в стиле «Как завтра смотреть в глаза начальству» костромские кафе в среднем просят 2-3 тысячи рублей с человека. Кстати, с каждым годом все больше предприятий выбирают «трезвые» корпоративы – меньше безудержного веселья, но и плачевных воспоминаний о танцах на барной стойке – тоже.
Тариф «Новогодний»
Все костромские таксисты делятся на два мощных антагонизирующих лагеря: те, кто в «ночь икс» принципиально работает «до умри», крутят пальцами у виска в адрес тех, кто считает, что всех денег не заработаешь, и вечер тридцать первого декабря предпочитает проводить с семьей. Однако среди тех и других упорно ходят легенды о некоем супертаксисте, который «поднял» за новогоднюю ночь 40 тысяч.
Дмитрий Воронин уже шесть лет работает в такси. Не на постоянной основе – как и большинство, лишь подрабатывает на своей машине. Он считает, что эта сумма – мифическая: «Я четыре года подряд выезжал в новогоднюю ночь, пробовал и от фирмы заказы брать, и «бомбил». Когда работаешь от фирмы, больше «десятки» ни при каком раскладе не получится, в основном тысяч семь-восемь. «Бомбить», конечно, денежней, но есть свои нюансы. Во-первых, не я один такой умный, так что бывают проблемы с поиском пассажиров, стоянки опять же самые «хлебные» поделены. Но это-то еще ладно, неадекватные люди – вот что страшно. Сами понимаете, праздник, все подвыпившие, кому плохо, кого-то срочно надо везти по трем адресам и стоять ждать, не раз от знакомых слышал, что агрессивные клиенты попадались. Мне, правда, всегда везло, наоборот, пассажиры веселые, то в гости зовут, думают, что мне праздник встретить не с кем, то песни поют, то угощают, бывает и сверх нужного отстегнут».
Впрочем, Дмитрий не отрицает, что новогодье – действительно очень денежное время для таксистов. Резко увеличивается поток заказов ещё за две недели до Нового года.
«Самое «мертвое» время – примерно с одиннадцати вечера до часу новогодней ночи,
— прикидывает Дмитрий. – А потом резко наплывают заказы, разумеется, по двойному тарифу. К 8 утра вызовы прекращаются почти полностью. И уже первого января, ближе к вечеру, заказов вновь море. Двойной тариф обычно действует до утра второго января».
Переход на цифровую систему заказа такси решил проблему непомерных цен на такси лишь в части суммы. Наверняка каждый, кто хоть раз пытался уехать куда-то в новогоднюю ночь, сможет припомнить пару историй про долгое ожидание и готовность заплатить не только двойную, но и тройную таксу – лишь бы увезли! Особенно грустно жителям городских окраин, решивших в новогоднюю ночь выбраться из дома. Ожидание такого «дальнего» вызова может длиться часами! Поймав же случайного «бомбилу», просто выкладывать круглую сумму, в которую оценил связанные с этим заказом проблемы таксист.
Впрочем, обычно жаждущие уехать не воспринимают это как большую трагедию – праздник все-таки, чем многие ушлые водилы с успехом и пользуются.
Не подарочки
«Подарочная» пора совсем немногим людям приносит удовольствие, зато остальные вплоть до боя курантов озабочены – что подарить?
Ответом на этот вопрос становится активно развивающийся мир хэнд-мейда. Современное рукоделие – назовем его так, сильно отличается от сложившегося стереотипа в виде кривеньких самовязаных носочков и аппликаций из бумаги. Интернет породил массу весьма достойных «кустарей», которые вручную изготавливают шедевры, которые не купить ни за какие деньги. Главным плюсом такого подарка будет, разумеется, сугубо индивидуальный подход мастера к заказу и гарантия уникальности вещи.
Костромской рынок подобных товаров очень широк. Роскошная машинная вышивка по вашему эскизу на подушки, банные халаты, полотенца в среднем будет стоить от . Очень популярны сегодня сшитые вручную модные куклы-тильды (от 500 рублей за небольшую куколку). Цена кусочка мыла ручной работы, сваренного с натуральными ингредиентами, содержащими минимум химии и максимум полезных веществ, стартует от 80 рублей.
Популярный бюджетный подарок — букеты из конфет и игрушек, чья стоимость начинается от 300 рублей. Более дорогой и персонифицированный — фотоальбомы и открытки в технике скрапбукинга (когда для каждой фотографии разрабатывается и оформляется отдельная, существующая в единственном экземпляре, страничка), деревянные объемные надписи и фоторамки по индивидуальным пожеланиям (от 900 рублей).
На работу мастериц, занимающихся изготовлением украшений ручной работы, в Костроме также неплохой спрос. Не забыта и такая важная категория дарополучателей, как мужчины: одних только рукодельниц, занимающихся галстуками-бабочками, в городе насчитывается больше десяти, и этот модный аксессуар можно прикупить, уложившись в 350-500 рублей.
Отдельная новогодне-подарочная тема – съедобные подарки. Подарочные пряники, новогодние тортики, капкейки – кексики с кремом, кейкпопсы – подобие пирожных на палочках, шоколад ручной работы, домашний зефир и даже фитнес-сладости – доморощенные кондитеры уже давно составляют конкуренцию промышленным типовым сладостям в плане ассортимента, а уж что касается полезности и натуральности ингредиентов – и говорить не приходится. Впрочем, подобный подарок весьма недешев – цена на домашний тортик составит минимум 600 рублей за килограмм.
Подобное многообразие предложений на праздничном рынке товаров и услуг Костромы говорит об одном – спрос на новогоднее настроение и все его атрибуты с каждым годом лишь растет. А значит, не ждите чуда, чудите сами! Глядишь, еще и прибыль принесет…
Ольга СИДНЕВА.
«Народная газета» №50 (877)