Что имеем – не храним, потерявши – плачем.

Да и плачем ли? Особенно если речь идет о потере традиций. Одним народным промыслом больше, одним меньше – какая разница… В большой переплет, а точнее – в капкан, попал костромской музей петровской игрушки. Раньше энтузиасты в одиночку, без поддержки местных властей создавали на собственные средства этот потрясающий по интересу дом народной игрушки, а теперь в одиночку сражаются со структурой, устроившей им подставу с купленным под музей помещением.

Вот он мой путь!

Михаил Шмаров – человек в Костроме уважаемый и известный. И не только в Костроме. На всех столичных выставках от него не отходят искусствоведы и даже археологи. Почему? Да потому что на сегодняшний день он, пожалуй, главный знаток и хранитель традиций петровской игрушки. Растворилось бы, сгинуло бы в отсутствие к нему интереса это глиняное чудо и осталось только напоминанием о себе на музейных полках, если бы не народный мастер Шмаров. Уроженец Шарьи, он с детства увлекался лепкой. После лесотехнического института работал инспектором по охране леса, лесничим, охотником. Когда впервые увидел игрушки именитого мастера-гончара Павла Алексеевича Иванова из села Петровское Сусанинского района, то был не только восхищен, но и мгновенно понял: вот он, мой путь! И с тех пор больше не жалел ни сил, ни времени на возрождение редкой технологии. Нет ни одного деревенского жителя из Петровского и окрестных сел, не опрошенного им. Изучены все печатные источники, исхожены все глинистые места в поисках нужного материала, и работал, работал, чтоб получалось «правильно», как у самого Иванова. А когда уже все понял, то стал создавать свои самобытные игрушки – но исключительно в рамках петровской традиции. А это ни что иное, как возрожденное ремесло!

Кикимора осталась кикиморой

Что такое петровская игрушка? Чем знаменита? Почему с нее глаз не спускают опытные искусствоведы? Вот вам мое скромное впечатление: когда перед тобой много-много этих зеленых причудливых фигурок, то в скорости начинает казаться: еще секунда – и тут все оживет. И развернется зрелище с космическими смыслами, а как иначе, если зеленая кикимо́ра с поднятыми вверх руками чем-то напоминает древнеегипетских персонажей, а длинношеий конек – мифического дракончика.

«Не пудри людям мозги, нет такой игрушки», – говорили Шмарову. И чем ближе к деревне Петровской, тем меньше ей придавали значения. В Москве знали о традиции петровской игрушки, в Петербурге – знали. Мало того: везли мешками эти игрушки-сокровища из Сусанинского района в обе столицы, а в Костроме – «Не пудри мозги…» И надо было еще доказать, что петровская – не авторская игрушка, а народный промысел. Павел Иванов – это творческая вершина и, конечно, самородок, но опять же в русле старинной традиции. На конец 19-го века в деревне Петровское насчитывалось 33 двора и в каждом доме три-четыре мужчины, которые занимались гончарным промыслом. Игрушки – товарняк, бесплатное приложение к заказам на глиняную посуду. Забава деткам, сотворенная из остатков производства. Но не простая, со своим «петровским шифром», крепко сплавленным на славянских мифах, культовости эпохи земледелия. Солнечный знак на всех фигурках животных – солнечный круг малый (утро, день, вечер, ночь) и круг большой (времена года). Один из главных образов – баба с поднятыми руками Кикимо́ра (по-петровски – ударение на третий слог). Бездонный образ! Это в сказках – вредная беспредельщица, а тут – главная пряха, ткущая нити судьбы. Кому – короткую, кому – длинную, но с узелками – испытаниями. На подоле ее орнамент – вспаханное поле: елочки рядами, как бороночки. Помогала кикимора трудолюбивым и сильным духом. А еще была «баба руки в боки», отдыхающая от посевных работ. Это все обереги. И каждый искусствовед скажет, что ямчато-гребенчатый орнамент свидетельствует о древности игрушки. Узор на человеческих фигурках воспевал крестьянский труд. Бороздки, клетка – вспаханное поле, а клетка с точкой – засеянное. Особый орнамент – древо жизни – на глиняной уточке. Положено по статусу: это она нырнула на дно океана и достала плодородную землю. Петровскукю игрушку узнаешь сразу, и не только по зеленому с коричневым окрасу (такая глазурь встречалась и в других традициях), но и по утонченному силуэту и богатству орнамента. А главная ценность и прелесть игрушки в ее архаичности. Благодаря отдаленности деревни Петровское от города (мастера продавали товар в радиусе 50 километров), глиняную забаву для детей (а также – оберег) не затронула городская культура и не трансформировала ее в жанровую скульптуру. Кикимора осталась кикиморой, не превратилась в статуэтку дамы с зонтиком. Что тут скажешь. Распростились наши жилища с русскими печами, деревянными половицами и лавками. Но ежели стоит в городской квартире петровская игрушка, то и ниточка со стариной не порвана. И будто светлячок рядышком с нами.

Игрушки, на улицу!

Шесть лет Михаил Шмаров обивал пороги чиновников, рассказывал о замысле создать музей петровской игрушки. Просил помочь с помещением. «Мне уже плохо от одного слова «обращение», – говорит сейчас. Не помогли. Тогда с единомышленницей и таким же энтузиастом редкого промысла Светланой Пимановой влезли в долги, истратили все скопленное годами, и купили на улице Ерохова помещение первого этажа в старом кирпичном здании. Полтора года назад состоялось открытие музея. Побывавшие здесь просто влюбляются в петровскую игрушку. Удивительное место, я бы сравнила его с известным частным музеем музыки в Ярославле. Как и там, здесь неповторимая атмосфера любви к своему детищу. Богатство экспонатов! И не только наша, петровская, но и другие игрушки – дымковская, филимоновская, скопинская, каргопольская. Зал с авторской игрушкой. Зал для мастер-класса, где из бесформенного комка глины каждый может сделать свою игрушку-оберег.

Костромичи знакомые лично с Михаилом Шмаровым, замечают, что с некоторых пор мастер выглядит удрученным, в глазах боль беспросветная. Оказывается, попал он со своим музеем в большой переплет. Сейчас все больше пропадает в судах. С продавцом они расплатились полностью, только у продавца (он владеет теперь вторым этажом) оказалась обременение – долг на многие миллионы, перед другим продавцом дома, проценты капают. Над музеем петровской игрушки, как дамоклов меч, висит угроза выселения на улицу. Энтузиасты сохранения народных промыслов (такие не бывают расчетливыми коммерсантами) оказались жертвами хитроумной мошеннической схемы. Поняли это не сразу, но сомнений уже нет.

«Посмотрите, как помогают народным промыслам в соседних губерниях – нам, костромичам, такое и не снилось. Разоряют наш музей – и опять мы без поддержки. Нет музея – нет проблемы», – человеку, вернувшему костромской земле петровскую игрушку, не до оптимизма.

Алевтина НОВИКОВА
Фото Николая Суворова

Ваша новость успешно отправлена!
Это окно исчезнет самостоятельно через 3 секунды...