Он может уехать за грибами в лес на своем квадроцикле и вернуться домой совершенно счастливым с какой-нибудь корягой вместо боровиков. В том-то и дело, что не с какой-нибудь. А с настоящим произведением искусства, автор которого – природа. Правда, это произведение еще надо увидеть, рассмотреть в высохшем дупловатом стволе-обломыше или в клубке корней, выброшенном волной на волжский берег. Зоркий глаз у народного умельца Валерия Борисова, жителя поселка Минское Костромского района!
Раскрасавицы коряги
В такой квартире бывать еще не доводилось – современная и сказочная одновременно. Почти все из дерева – двери, панели, отделка, мебель. В прихожей – мини-креслице из березового пенька, рядом оригинальный столик: верх – диск, отпиленный из комля березы, ножки – осьминог из корней. «Каждое дерево что-то дарит, осина боль убирает, дуб, береза – энергией заряжают. Посидишь пару минут на таком стульчике – считай, что подзарядился», –улыбаясь, рассказывает хозяин. Куда ни брось взгляд – наткнешься на очередной шедевр. Вот небольшой валун, да необычный, – природа гранитными красками нарисовала на нем змею. «Это я шел по берегу, вижу, в воде камень лежит и на меня змея смотрит. И ведь нигде второго такого больше нет. В отличие от человеческих творений, природа не повторяется». Удачно вписанные в интерьер квартиры большие напольные вазы – из необычных полых стволов деревьев, украшенных всевозможными наростами. Фруктовые вазы из капа, скульптуры, подсвечники из сувеля. То и другое – «пороки древесины», наросты, наплывы, отличающиеся размерами и структурой. Изделия из сувеля очень похожи на мрамор. Что и говорить, нет безобразья в природе. А до чего хороши светильники из замысловатых коряг!
«С деревом мне всегда было приятно работать, оно – теплое, мягкое… Еще в детстве я делал человечков всяких. Сосновую ветку найдешь – тут тебе и ручки и ножки. В молодости маски резал, чертиков разных, ложки, ножи. А потом подумалось: «Таких масок я могу сотню сделать – и что? Лучше, чем у природы, все равно не получится. И начался у меня период коряг – и до сих пор не закончился». За распрекрасными корягами охотится специально и находит ненароком, когда рыбачит, собирает грибы-ягоды, просто бродит по лесу. Раньше много находил их на берегах Волги, а теперь рыбаков – тьма! – и все «сокровища» сжигаются ими в кострах. «Отправился я в лес за лапником, чтоб укрыть розы на даче. И наехал на это чудо из высохшей бузины. Забыл и про лапник. Главное, тут и мудрить-то особо не надо – почистил, обрезал, сделал донышко из фанеры, покрыл деревозащитным слоем, чтоб не менялся натуральный цвет. Великолепная напольная ваза получилась! Многие интересуются, не из гипса ли».
— Супруга как относится к вашему творчеству?
— Самое хорошее, что Оле это все тоже в кайф, ей нравятся мои приключения. Мне вообще с женой повезло, редкой души человек. Когда я кисти руки лишился, Оля меня тогда поддержала как никто другой.
Если голова на месте, ко всему приспособишься
Да, да, дорогие читатели, у мастера по дереву, который выпиливает замечательные изделия, управляет квадроциклом и моторной лодкой, нет ни ладони, ни пальцев на правой руке. Тридцать лет назад, когда их дочке было только четыре годика, и случилась эта беда. Валерию, работавшему на АВМ (агрегатно-вальцовая мельница), зажало руку в дозаторе, а напарник, который ничего не видел, нажал на пуск. Кисть просто-напросто обрубило. «Первое время было совсем скверно, но жить-то надо. Знаете, до последних дней своих буду добрым словом вспоминать директора ОПХ «Минское» Николая Яковлевича Сыпко. «Валер, что дальше будем делать? Как жить будем? Давай, давай — возвращайся», – это его слова. После всех лечений мы гуляли с женой по поселку, он ехал на машине, остановился и подошел к нам. И сказал все это. Спасибо ему, по-человечески отнесся. Конечно, у меня была группа инвалидности, и я мог бы сидеть дома. Но что такое молодой мужик не при делах! Сначала работал где попроще, а потом попросился на тот же кормоцех. Сыпко только и спросил: «Справишься?» Ответил, что справлюсь. И работал там почти до шестидесяти лет. Ушел потому, что не мог участвовать в развале хозяйства, которое на моих глазах строилось и процветало».
Кто-то сказал, если мы не решаем проблемы, проблемы порешат нас. Валерий справился, единственное, с чем распрощался, – с заочной учебой в сельхозинституте. Он, конечно, со временем стал левшой, но объем чертежной нагрузки на факультете механизации было бы все равно не одолеть. Но жил и живет полноценно, без каких-либо скидок для себя. Считает он так: если голова на месте и нормально работает, то ко всему можно приспособиться. Некоторые люди ногами пишут и не сетуют на судьбу!
А ключик-то возрожден
Удивил и порадовал своих односельчан мастеровой человек Борисов тем, что восстановил старый источник. Когда Валерий подростком вместе с родителями приехал на местожительства в Минское, то здесь уже был водопровод. Позже тесть и теща рассказали ему, что питьевая вода раньше ценилась здесь чуть ли не на вес золота. И когда какой «чужестранец» просил водицы испить, то местные выносили вместо нее крынку молока. Причина же в том, что вода находилась слишком глубоко и колодцы даже не копали. Для бани и скотины воду брали из пруда, а за питьевой ходили в лес на ключик. Дорога неблизкая, да ничего поделаешь. Оттого и угощали прохожих молоком. С появлением водопровода про источник забыли – и зарос он травой, и тропинка к нему заросла. Валерий, сам уже будучи в летах, решил несправедливость исправить. И ключ нашел, и дорогу к нему прочистил. И даже выложил деревом сорок две ступеньки. Копать же их взялся друг Борисова – Александр Попов. С остальным справился сам – и трубу вставил, и обложил камнями, и столик соорудил для тары. Ну, и лавочку наверху – отдыхай, любуйся. Говорит, что восстановил ключ в память о родителях жены. «Я там бываю с особым чувством, словно по их следам хожу и общаюсь с ними».
Так и норовим везде устроить свалку
Свое Минское любит и не променял бы на большой город ни за какие коврижки. Мол, лучше не придумаешь: пятнадцать минут – и ты в Костроме, пятнадцать минут – в лесу, и столько же требуется, чтоб попасть на моторной лодке на другой берег Волги. Называет себя волком-одиночкой. Поскольку в лесу нравится бродить без шумной компании, на рыбалку почти всегда выбирается один. Любит уединение. «Мне общение с природой дает все – здоровье и душевное спокойствие, где еще его нынешнему человеку набраться, уж точно не у телевизора». Однако болит душа и за саму природу. «У нас ведь как люди думают: лишь бы у меня чисто было, на остальное наплевать. До абсурда доходит – на кладбище яички чистят, а скорлупки в другую оградку кидают. Вот почему-то в Финляндии ребятишек с первого класса учат, как надо к природе относиться. И финнам никак не понять, как это люди на пикник тяжеленные рюкзаки тащат, а пустые бутылки, которые и весят-то уже ничего, бросают в лесу. У нас, что не овраг, то свалка, ни одной рощицы, не обезображенной «цивилизованным человеком» не найдешь».
Помните, с каким тихим восторгом Егор Прокудин из «Калины красной» Василия Шукшина разговаривал с березкой: «Здорово! Ишь ты какая… Невеста какая…». В отношениях людей с природой теряется одушевленность, лесозаготовительный интерес перебивает все остальное. У Валерия Борисова тоже есть свои деревья, возле которых он непременно остановит квадроцикл и выйдет «поговорить». Это высоченная елка – метров пятнадцать – на Козловых горах, которая завязана посредине толстенным узлом. И две елки на Кубани, закрутившиеся вместе по спирали. А еще есть на редкость корявая береза, и такая она удивительная… У Борисовых даже садовый участок привлекает внимание прохожих. Растут там помимо традиционных фруктово-ягодных кустов, еще разные хвойные красавицы. Есть своя альпийская горка, именуемая хозяином за скромные размеры булкой с изюмом. Все дорожки выложены речным камнем. «Природа, она везде природа, даже в виде деревца на городской улице, просто мы разучились ее замечать».
Все мальчишки со двора – друзья-приятели Валерия Борисовича. Интересно же с ним! Торчат рядом, когда он устанавливает кормушку для птиц, сажает очередное дерево возле дома, или обрабатывает инструментом деревянную поделку в гараже. «Есть мальчонка один до всего любопытный – и молотком стучит, и пилой работает с удовольствием. Я не говорю, что собираюсь его резьбе по дереву и другим поделкам обучать, но ежели появится у него к этому любовь, то буду рад!»
Алевтина НОВИКОВА
Фото Николая Суворова