Читая сводки ГИБДД, нельзя не заметить, что львиная доля дорожно-транспортных происшествий приходится на трассу Кострома – Верхнеспасское. С чем это связано? Замешаны ли в этом сверхъестественные силы? Какие участки этой дороги являются самыми опасными? В этих вопросах разбирался корреспондент «КНГ».
Знакомьтесь: Кострома – Верхнеспасское
В 2014 году на автодороге Кострома – Верхнеспасское произошло 47 аварий, в которых погибли 15 человек, 75 получили различные ранения. Так и хочется спросить: «Почему так много?» Однако в большой аварийности трассы Кострома – Верхнеспасское есть серьезная объективная причина. Автодорога Кострома – Верхнеспасское, или, по-другому, Р98 – это основная артерия в нашей области, которая связывает Кострому практически со всеми населенными пунктами региона. Ее протяженность 343 километра, эта самая длинная трасса в области. Так что неудивительно, что большинство ДТП выпадает на ее долю.
Однако есть на этой дороге особо опасные участки, где аварии происходят чаще всего.
Святые километры
Например, «недобрыми» считаются 20-й, 21-й и 22-й километры трассы Кострома-Верхнеспасское.
— Это граница Костромского и Судиславского районов. На этом участке дорога извилистая, — рассказывает Анжелика СОКОЛОВА, начальник отдела УГИБДД России по Костромской области. — Водители не всегда это учитывают. Там есть повороты, где водители не успевают среагировать, перестроиться. До этого идут прямые участки дороги. Водители расслабляются и попадают на 20-й – 22-й километры неподготовленными. Для этих километров характерны столкновения на полосе встречного движения. На «встречку» водители либо выезжают сами при обгоне, либо на поворотах их туда «выбрасывает», потому что был выбран неправильный скоростной режим.
Апогея аварийности этот участок достиг в 2013 году: в марте там произошло три ДТП, в которых погибли три человека, а еще восемь получили травмы. Причем как таковых объективных причин, объясняющих такое количество ДТП, не находилось: вроде и состояние дорожного полотна было удовлетворительное, и погода не буйствовала. Ан, нет! Поэтому два районных отдела полиции Костромской области обратились к батюшке с просьбой освятить 21-й – 22-й километры трассы Кострома – Верхнеспасское. Для проведения «процедуры» инспекторы пригласили иерея Сергея Кузьмина, настоятеля Свято-Троицкой церкви. Он окропил святой водой участок дороги и прочитал молитвы, «которые помогут водителям уберечься от искушения нарушать правила».
Тогда, в 2013 году, эта мера у многих вызвала скептические взгляды и иронические улыбки: мол, вместо освЯщения лучше бы занялись освЕщением. Прошло два года, и… количество аварий на этом участке действительно снизилось! Более того, 20-й – 22-й километры почти вышли списка опасных.
— На самом деле мы к этому (к обряду освящения – прим. редакции) относимся достаточно серьезно, — объясняет Анжелика Викторовна. — Может, кто-то и смеется, но мы сталкивались с таким неоднократно. Бывает очень аварийное место на дороге. Причем, если посмотреть с точки зрения дорожных условий, организации движения, несения службы — вроде бы все делается на этих километрах, чтобы снизилось количество ДТП. А люди постоянно бьются. Мы и в Судиславском районе к этому прибегали, и в Макарьевском, и в Кадыйском. Был в Макарьевском районе участок трассы Кострома – Верхнеспасское, который мы освятили. И сейчас он не входит в список самых опасных километров. В 2013 году на том участке происходили ДТП чуть ли не каждый день. После освящения он вышел из аварийных. В это начинаешь верить, когда понимаешь, что нет никаких объективных условий, чтобы там происходили аварии. Хотя есть и психологический момент. Такие мероприятия активно освещаются в СМИ. Люди слышат об этом, это остается в памяти. И когда водитель подъезжает к опасному участку дороги, он автоматически становится более внимательным и осторожным.
Однако на Бога надейся, а сам – не плошай. Поэтому только святой водой инспекторы не ограничились. С 2014 года на 20-м – 22-м километрах трассы Кострома – Верхнеспасское работают экипажи отдельного батальона дорожно-патрульной службы, которые следят за порядком.
Колейные километры
Опасна на дорогах и колейность. Если рассматривать именно трассу Кострома – Верхнеспасское, то здесь колейностью, особенно в зимний период, страдают участки, выпадающие на Макарьевский (особенно с 172-го по 173-й километры) и Мантуровский районы (266-й, 268-й километры).
Смертельные километры
Где на автодороге Кострома – Верхнеспасское чаще всего сбивают пассажиров? Оказалось, что в Макарьевском районе.
— В Макарьевском районе есть ряд деревень, которые находятся в непосредственной близости друг к другу, — объясняет Анжелика Соколова. — И люди ходят из деревни в деревню по обочине или по краю дороги. Освещение вне населенных пунктов не предусмотрено ГОСТом. Поэтому часто происходят наезды на людей, особенно в темное время суток, когда пешеходов не видно.
Еще опасные километры
Также наиболее аварийными участками считаются: 13-й км, 24-й км, 29-й км, с 46-го по 47-й км, с 51-го по 53-й, с 89-го по 91-й км, со 107-го по 108-й км, 286-й км, 289-й км.
Дело не в мистике
Часто сообщения о ДТП на Кострома – Верхнеспасское сопровождается словами «очередное» или «еще одно». Нередко пишут, что эта автодорога имеет дурную славу. Однако ничего мистического в ней нет. Трасса не проклята. Как мы уже выяснили, одна из причин большой аварийности трассы – ее протяженность. Также большую роль играет человеческий фактор.
— Самое распространенное – это спешка, — объясняет Анжелика СОКОЛОВА, начальник отдела УГИБДД России по Костромской области. — Люди торопятся. После аварии водители часто даже не могут объяснить, куда торопились. При этом понимают, что нарушают ПДД. Мистического тут ничего нет, больше правовой нигилизм. Пренебрежение правилами дорожного движения. У меня часто спрашивают, с какой скоростью должно ехать транспортное средство. Я всегда говорю, что с такой скоростью, чтобы была возможность контролировать транспортное средство.
Анжелика ЧЕРНИГО.
В тему
Наиболее распространенным видом ДТП, совершенных на автодороге Кострома – Верхнеспапасское, является опрокидывание транспортных средств (18 ДТП), далее следуют столкновения (15 ДТП), затем наезд на пешехода и съезд с дороги (по 5 ДТП), наезд на препятствие (2 ДТП), наезд на стоящее ТС и наезд на животное (по 1 ДТП).
Летом чаще всего происходят столкновения с выездом на встречку при обгоне. Зимой машины выносит на встречку.
Самый опасный период для пешеходов – это вторая половина сентября и октябрь. В это время они менее всего заметны на дороге в темное время суток.
Сводка ДТП…
18 июня 2014 года, в 6.55, на 13-м км а/д Кострома – Верхнеспасское столкнулись ГАЗ-47821А под управлением водителя 1995 г.р. и «Хундай-Старекс» под управлением водителя 1988 г.р. В результате ДТП 2 человека погибли (пассажиры автомобиля «Хундай-Старекс»), 9 человек получили травмы различной степени тяжести. Причина: ГАЗ-47821А выехал на встречку.
25 сентября 2014 года, в 20.50, на 28-м км автодороги Кострома – Верхнеспасское Судиславского района произошла авария. Водитель 1961 г.р., управляя «Рено Колеос», врезался в стоявшую на обочине автомашину «Мерседес Бенц» под управлением водителя 1977 г.р. Два пассажира «Рено Колеос» скончались на месте до приезда «Скорой помощи». Причина – нарушение водителем «Рено Колеос» правил расположения транспортных средств на проезжей части дороги (двигался по обочине).
8 ноября 2014 года, около 11.15, водитель 1964 г.р., управляя автомашиной «Рено», двигаясь в сторону Мантурово, на 250-м км трассы Кострома – Верхнеспасское, выехал на встречку, в результате чего совершил столкновение с «Уралом» под управлением водителя 1962 г.р. В результате ДТП водитель и пассажирка «Рено» скончались на месте до приезда скорой медицинской помощи.
23 декабря 2014 года, в 6.50, на 218-м км трассы Кострома – Верхнеспасское водитель «Форд Фокус» 1977 г.р. выехал на полосу встречного движения, где столкнулся с ВАЗ-2114 под управлением водителя 1958 г.р. В результате ДТП водитель и пассажир ВАЗ-2114 погибли на месте; 3 пассажира ВАЗ-2114 получили травмы, водитель автомашины «Форд-Фокус» и 3 его пассажира получили телесные повреждения. Причина: водитель «Форд Фокус» не убедился, что полоса движения, на которую он выехал, чтобы осуществить обгон, свободна.
10 февраля 2015 года на 132-м километре трассы Кострома – Верхнеспасское (Кадыйский район) у «КамАЗа» произошло повреждение сцепного устройства. В результате прицеп, груженный лесоматериалом, отсоединился, его вынесло на полосу встречного движения. Ехавшая «Рено-Магнум» врезалась в прицеп. Водитель «Рено» был доставлен в Кадыйскую районную больницу, он получил телесные повреждения, не опасные для жизни.
Кстати
Мнения водителей о состоянии трассы Кострома – Верхнеспасское разные. Некоторые считают, что она нормальная, другие утверждают, что дорога – в отвратительном состоянии. На сайте http://autostrada.info дороги в целом оценивается как плохое.