Помню, как в одной из телепередач наш знаменитый юморист потешался над соотечественниками, которые многоразово используют полиэтиленовые пакеты. Не выбрасывают, а «состирнут», да еще повесят сушить как белье на прищепках. Ужас, как смешно. А невдомек человеку, что, экономя на пакетах какие-то копейки, наши домохозяйки выполняют экологические задачи. Ведь, как известно, полиэтилен разлагается ни много ни мало, а целых двести лет. Интересно, какой смешной монолог мог бы придумать юморист по поводу того, что мы отправляем теперь на помойку все подряд – ртутьсодержащие лампы, градусники, батарейки. Сегодня речь именно о них.

С ртутью шутки плохи

Сознаюсь, грешна: использованные батарейки тоже выбрасываю в мусорное ведро. А вот перегоревшие энергосберегающие лампочки — рука не поднимается. Ртуть же в них! Семь штук уже скопилось за то время, как семья перешла на эти «экономные» (стоят дорого, а перегорают почем зря, поэтому потихоньку опять возвращаюсь к «лампочкам Ильича»). Куда же их пристроить? Отнести в магазин и обменять на новые, коль гарантийные сроки не вышли? Почему нет, если упаковки с чеками сохранились (еще бы их не перепутать) и помнишь, какая лампочка где куплена. Словом, канительно. Неужели выбросить?

— Ни в коем случае, – говорит Наталия Валентиновна Фахуртдинова, заместитель начальника отдела санитарного отдела службы Роспотребнадзора по Костромской области. Оказывается, только от одной разбитой энергосберегающей лампочки предел допустимой концентрации (ПДК) паров ртути на кубический метр воздуха повышается в 150 раз. Ртуть – вещество первого класса опасности. Как свидетельствует статистика, в России за счет неправильной утилизации энергосберегающих ламп в окружающую среду попадает до тонны ртути. Отравление ее парами чревато острыми формами хроническим поражением органов, тяжелейшими заболеваниями, включая онкологические. И представьте: эти бьющиеся лампочки с трубочками, имеющими в составе ртуть, запросто выбрасываем вместе с бытовым мусором. А в придачу – и всевозможные элементы питания – батарейки, аккумуляторы, содержащие соли тяжелых металлов. Кстати, одна батарейка при разложении загрязняет 20 метров почвы. Вот и лежит это все в свалках, вступает в химические реакции, попадает в подземные воды…

Роспотребнадзор, конечно, по мере сил контролирует условия хранения вредных веществ на предприятиях и учрежденях социальной сферы. Но кто проверит содержимое мусорных ведер, которые костромичи ежедневно выносят из своих жилищ. По мнению Натальи Фахуртдиновой, ситуацию может спасти лишь четкая система сбора и утилизации вредных отходов — наподобие той, что существует в городе с вывозом ТБО (твердых бытовых отходов). И все зависит от органов местного самоуправления.

Контроль и стимул

А вот точка зрения депутата городской думы Александра Юшина: «Ситуация с вредными бытовыми отходами в Костроме не критическая. Она была бы таковой, если б некуда было их сдавать. А у нас работает филиал ярославской фирмы «Дельта», которая на платной основе принимает на демеркуризацию от предприятий и организаций те же энергосберегающие лампы, да и батарейки тоже. Так, у моего предприятия с ними заключен договор, и накопившийся вредный утиль (храним в специальном помещении) раз в год туда отправляем. Так ли обстоит дело на всех предприятиях города? Есть сомнения. Поэтому в этой сфере необходим жесткий контроль соответствующих фискальных структур. Что совсем у нас не продумано, так это то, как населению цивилизованно избавляться от ртутьсодержащих и прочих опасных отходов. Ну не поедет наш человек из-за одной перегоревшей лампочки на край города! Проще выбросить в контейнер, все равно никто не поймает и не накажет. В итоге – наказываем себя, да только кто думает об этом. Я считаю: раз уж вынуждает нас государство переходить на энергосберегающие светильники, то обязано и упростить систему утилизации. А самое простое, чтобы лампочки принимались в любом магазине, который ими торгует. Вне зависимости, здесь они были куплены или нет. Ну, и материальный стимул нужен – какая-то скидка на новую лампочку. Разрешает же у нас теперь закон регистрировать машину в любом регионе, а тут – всего-то лампочки».

«Что с вами делать — привозите…»

Прежде чем отправиться в городскую администрацию с вопросом: «Что делать гражданам Костромы с вредными бытовыми отходами?», я провела небольшой социологический опрос среди знакомых, коллег и визитеров редакции. Так вот, из двадцати пяти «респондентов» ни один не сдавал опасные лампочки ни в какие фирмы. Просто выбрасывают лампочки и батарейки. Разнообразия в аргументации нет: «И не задумывался(лась), что они вредные», «Все равно никто не принимает», «Буду еще над этой ерундой голову ломать, и без того проблем хватает», «Мне стыдно, но выбрасываю. А что же делать?»

Действительно: что? Дозваниваюсь до фирмы «Дельта». Мол, скопились дома перегоревшие ртутьсодержащие лампочки. Примете? Сначала, как мне показалось, был тяжкий вздох, а потом приятный женский голос произнес: «Мы вообще-то с организациями работаем по договору, но что с вами делать – привозите. Нет, какие с вас деньги. А паспорт прихватите, надо будет заявление написать, нам же отчитываться». Энтузиасты да услышат. Но много ли у нас энтузиастов?

Оптимизм постановлений

От начальника отдела благоустройства комитета городского хозяйства администрации Костромы Сергея Львова я узнала много оптимистичного и обнадеживающего. Во-первых, недолго нам осталось завидовать Европе с ее цивилизованным решением мусорных проблем. Нет, в Костроме не появятся специальные контейнеры для пластика, для стекла и т.д. (все равно сваливали бы в одно место, не разбирая). Зато к началу следующего года в нашем городе на улице Базовой должно завершиться строительство мусоросортировочного завода. Как сказал мой собеседник, реализуется серьезный инвестиционный проект — заводик, а заводище с многочисленными линиями, отделяющими полезное вторсырье от того, что пойдет на захоронение. Во-вторых, нам уже не надо ломать голову над тем, как без ущерба для совести избавиться от перегоревших энергосберегающих лампочек, разбитых градусников, использованных батареек. Все продумано! А именно: еще в августе прошлого года администрацией города выпущено постановление №1735 «Об организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории г. Костромы», в котором четко прописано, кто и как должен заниматься этими задачами. В многоквартирных домах обязанности по сбору небезопасных светильников для дальнейшей утилизации возложены на обслуживающие организации — управляющие компании и ТСЖ. По словам Сергея Львова, управляющие компании прекрасно осведомлены о принятом документе и большинство уже заключили договоры с фирмами по демеркуризации. Кстати не только с ярославской «Дельтой», но и костромским «ЭКОТЕХом», открывшимся в прошлом году. Информация о том, что жильцы могут сдавать негодные лампочки в свою управляющую компанию должна быть давно вывешена на стендах в подъездах. Кто видел такие объявления? Я — нет. А еще показалось странным и несправедливым, что «на обочине» остаются жители частного сектора, которые согласно принятому документу сами напрямую должны выходить на фирмы, занимающиеся утилизацией. Действительно, почему какой-нибудь бабушке из Селища разнообразия ради не выбраться на другой конец города с перегоревшей лампочкой…

Завернуть и выбросить

Поскольку Сергей Валерьевич заверил, что жители многоэтажек могут смело, ссылаясь на нормы закона, обращаться в управляющие компании, то решила последовать его совету. Из пятнадцати УК, до которых удалось дозвониться, лишь в одной подтвердили: да, какой-то договор вроде есть, но никто по поводу лампочек еще не обращался. В других меня, представившуюся жильцом подведомственного им дома, направляли к электрикам Один из них, выслушав по телефону мою просьбу взять перегоревшие лампочки, лаконично произнес: «Какой дурак сказал, что мы их принимаем». Прочее из услышанного от сотрудников УК: «Мы не приемный пункт», «Ни о каком постановлении не слышали, да у нас и места для хранения нет», «Мы занимаемся обслуживанием, а не ерундой». Самое сильное впечатление произвел диалог с одним главным инженером: «Как специалист вам говорю, что ртути в лампочке очень мало» — «И что же мне делать?» — «Завернуть и выбросить».

Похоже, «завернуть и выбросить» еще надолго останется самым популярным способом утилизации опасных отходов.

Алевтина НОВИКОВА.

Ваша новость успешно отправлена!
Это окно исчезнет самостоятельно через 3 секунды...