Михаил и Ксения Кашины поженились 9 мая 1945 года в Берлине
Жизнь у Ксении Ивановны большая, длинная, ей 92 года. Слушаешь, ее яркую красивую речь и удивляешься: вот это память. А какова судьба!
Родилась Ксюша в рязанской деревеньке. Жили бедно. Но уже с малолетства девочка пристрастилась к чтению. Вспоминает: «В соседях была семья священника – образованные, культурные люди. Их десятилетний младший сын дружил с моими старшими братьями, и наша мама, бывало, сварит котелок картошки и говорит: «Садись, Петя, за стол». Мальчик был для нас как свой. Он приносил нам книги, и я научилась читать еще до школы». После окончания восьмилетки Ксюша решила поехать в Москву учиться. Не поступила, а возвращаться в деревню не захотела. Старший брат, служивший в милиции, устроил 16-летнюю сестру работать уборщицей в общежитие милиции метрополитена. «Мы все были комсомолки, активистки, вместе с комсоргом Надей Завьяловой ходили на экскурсии. Словом, развивались. Отец у меня тоже работал в Москве в стройтресте газеты «Правда». Тогда жилья в столице не строили, и многие приезжие обосновались в городках, состоящих из бараков на 17 человек. И я попала в такое же общежитие».
Расклеивала листовки в тылу врага
Когда началась война всех, и вольнонаемных, и сотрудников милиции перевели на казарменное положение. «На Московском метрополитене было всего три линии. Одна из них – стратегическая: «Парк культуры – Сокольники». На этой линии находилась станция «Кировская», где располагался главный штаб. Брат Ксении служил там и даже два раза видел Сталина, рассказывал: «Невысокого роста, не полный, не худой, в френче. Его охраняли, впереди шли два офицера и сзади – два». В начале войны всех комсомольцев метрополитена обучили обращению с винтовкой и противогазом. Потом Ксюшу и еще нескольких девушек вызвали на Петровку: «Пойдете в тыл врага». Расклеивала листовки в районе Истры, около Волоколамска, там шли страшные бои. «Мы один раз попались немцам! Дело было так. Шли по полю, в сумках у нас было немного картошки. Вдруг откуда-то возникли два немца на мотоцикле, спрашивают: «Куда идете?» А нас перед этим, на курсах, немного немецкому языку учили. Ответили, что ходили продукты искать и картошку им показываем… Они, видимо, решили нас забрать, к мотоциклу повели. И тут мы в голос заплакали: «Герр, герр капитэн… Бите, отпустите!» Моя подруга, которая постарше, года 22, закричала: «Киндер больной!» Нас отпустили… Мне впервые тогда стало очень страшно, все тело свело, закололо, как иголками!»
Еще танцевать будешь!
После выполнения задания Ксюшу опять вызвали на Петровку, направили на обучение. В это время в Москве был сформирован полк сотрудников НКВД. В нем она и служила связисткой. В марте 1942-го была ранена в ногу и целый месяц провела в госпитале. «Хирург тогда сказал: «Счастливая, девка!» Спрашиваю: «Почему?» – «Кость не перебита, только три трещины. Еще танцевать будешь и замуж выйдешь!» После госпиталя я еще долго хромала. В комитете комсомола сообщили: «Идет мобилизация в милицию, потому что всех мужчин отправили на фронт». Так я оказалась в первом отряде охраны метрополитена. Служили без выходных – политзанятия, дежурства. Кормили по карточке в милицейской столовой, суп – бурда, две – три ложки каши… А ведь мы еще сдавали кровь. Я за два года сдавала 17 раз, по 250 и 400 граммов. А моя подруга Женька Свиридова – 32 раза!»
В 1944 году Ксюша стояла на посту у метро «Парк культуры». Мимо проходил молодой фронтовик – капитан, разговорились, познакомились. Это был Михаил Кашин, приехавший в десятидневный отпуск из Польши. Случилась любовь с первого взгляда. И после отпуска Михаил уехал на место службы вместе с Ксенией. «Меня не хотели отпускать. Рапорт дошел до главного управления НКВД. Генералу тогда Михаил сказал: «Поймите! Это только раз в жизни бывает – любовь!» Начальник сдался: «Ладно, подпишу. Гоните фашистских гадов, капитан!»
В составе одной части молодые дошли до Берлина. В Германии Ксения была второй раз ранена, в правое плечо. Но опять отказалась от госпитализации: «Победа близко! Как ее пропустить! А наша часть базировалась в районе Карлсхорст, где 8 мая был подписан Акт о капитуляции Германии во второй мировой войне. И вот день Победы! В части организовали офицерский вечер, куда Михаил пригласил и меня. Все знали, что мы дружим, хотя встречались очень редко, какие встречи, когда бои. А Михаил еще 4 мая написал рапорт о женитьбе командиру части генералу Ложкину… Все друг друга поздравляют с победой, плачут, обнимаются! И тут встает генерал и говорит: «Тише, товарищи! У нас сегодня еще одно очень важное событие. Капитан Михаил Романович Кашин просит руки у Ксении Ивановны Столяровой! С этого дня я объявлю вас мужем и женой!» Тут все захлопали, закричали, бросились нас поздравлять».
У мужа Ксении Ивановны – непростая судьба. Кадровый офицер, старше ее на 12 лет. Еще до войны окончил военное училище, женился. Когда началась война, Михаил служил в Москве. Жену с четырехлетней дочкой отправил к ее родителям в Астрахань. А потом, когда немцы подходили к Сталинграду, вышел приказ об эвакуации семей комсостава в Горький. По дороге, около станции Верблюжья, этот эшелон разбомбили. Михаил Романович – участник Московской, Сталинградской, Берлинской битв. «В начале войны он был командиром автороты. Их, в те первые дни, отправили с цистернами за бензином. Москву уже бомбили немецкие самолеты, люди – в панике. Муж рассказывал, что вернулись они в Москву только на третьи сутки. Хотя склады находились всего в 120 километрах. Днями ехать было невозможно – все простреливалось. В этой поездке произошла авария. В газик Михаила, шедший впереди, врезался грузовик с цистерной. Водитель и Михаил вылетели через боковые стекла… Последствия травмы, полученной в тот день, остались у него на всю жизнь».
Сорок пять лет – как один день
В Германии после перенесенного гриппа Ксения заболела туберкулезом. Врачи сказали, что необходимо переезжать на юг. Михаил попросил, чтобы его перевели в Ростовский военный округ. Сначала проходил службу в Краснодаре. Потом — в Ростове. Учился в военно-инженерной академии им. Куйбышева. «В то время китайцы напали на полуостров Даманский. На той территории не было укрепленной границы на расстоянии более тысячи километров. И мужа после академии послали в Читинский военный округ на строительство укреплений».
Михаил Романович прослужил в армии 28 лет, вышел в запас в звании подполковника. Занимался общественной работой, возглавлял совет ветеранов своей части. Ксения Ивановна работала на пищевом комбинате. «Мы были заядлыми театралами. В Краснодаре есть театр музыкальной комедии, драмтеатр, филармония, и мы не пропускали ни одной премьеры. К нам приезжали Шульженко, Утесов. Муж всегда покупал билеты в первый ряд. Мы прожили вместе 45 лет – как один день». Три года назад Ксения Ивановна стала костромичкой – в наш город ее перевезли внучатые племянницы. И здесь ее любимой передачей осталась программа «Время». Смотрит новости и очень переживает из-за событий на Украине: «Нет ничего страшнее, когда гибнут люди!»
Светлана ГАПОНЮК.