В минувшую пятницу на заседании совета Общественной палаты Костромской области (ОП) был рассмотрен всего один вопрос. Но какой! О дальнейшей судьбе шаговского пруда Костромы (правильнее: долматовского, но в обиходе его чаще именуют шаговским – «СК»). С обращением – остановить застройку прилегающей территории и вырубку деревьев, отозвать разрешительные документы на реализацию этого инвестпроекта — выступили горожане, объединенные в созданный недавно Общественный комитет «В защиту шаговского пруда». Выслушав все доводы сторон – представителей общественности, городской администрации, застройщика – члены совета ОП высказали и свое мнение: единодушно одобрить проект инвестора по возведению кафе-клуба у шаговского пруда.

На обсуждение этого вопроса, который сегодня будоражит весь город, собралось много народу. Общественникам даже не хватало места в зале, а стульев им никто не предложил, и люди несколько часов простояли в коридоре, наблюдая за ходом обсуждения через открытую дверь. Но никто не ушел, обеспокоенные горожане хотели знать мнение совета ОП. Однако первоначально совет выслушал их.

От общественного комитета «В защиту шаговского пруда» выступила жительницы улицы Шагова Наталья Цветкова. Она сделала упор на необходимости сохранения водного объекта, который имеет для Костромы особое, сакральное, значение и является своего рода символом города. «При проектировании нарушено пять областных законов, — сказала Наталья Цветкова, — никакой стройки здесь быть не должно!»

Постройка кафе с парковкой на берегу водоема, причем с захватом части нынешней территории пруда, с бетонированием днища водоема, по мнению общественников, приведет к гибели этого объекта. Члены комитета предлагают пруд восстановить, облагородить и сделать из него красивую зеленую зону для отдыха горожан. «Наши предки сохранили пруд, — эмоционально закончила свое выступление г-жа Цветкова, — неужели мы его погубим? Общественная палата, будь с обществом, с народом! И потомки нас не забудут!» «Таких объектов, как это кафе, у нас и так хватает, — добавил член комитета Эдуард Федоров, — а вот пруда больше не будет».

После этого выступил директор фирмы – застройщика ООО «Олд Стрит» Сергей Колпаков и главный архитектор проекта Александр Борминский. Они рассказали о своем видении дальнейшей судьбы этого места – облагородить территорию, открыть кафе-клуб с авторской кухней («европейской и русской, которую любят наши костромичи»), летом установить открытые террасы, зимой – обустроить каток. «А фонтан?» — «Это было одно из предложений», «А хвойные на берегу озера? Они же не впишутся в пруд, будут диссонировать!» — «Это тоже одно из предложений, все обсуждается».

Любопытно, но совсем не обсуждается вариант вписать проект в рельеф местности. Александр Борминский сказал «СК», что это невозможно. А между тем, такой вариант был – у известного костромского архитектора Сергея Матюгина. Видимо, техническое задание теперь было иное.

Главный архитектор Костромы Александр Афанасьев попытался убедить общественников, что проект, который общественники окрестили еще и как «мини-монплизир», никак не испортит стилистику в исторической части города. Потому как «район этот застраивался в разное время, и единой стилистики не вырисовывается». «Как главный архитектор, скажу: нельзя останавливать жизнь в любой сфере… А кафе – это тот механизм, с помощью которого можно поддерживать пруд… Надо находить компромиссы». Особый упор городские власти делают на то, что в бюджете Костромы («а будущий год в силу известных политических событий будет особенно напряженным») нет средств на восстановление пруда.

Именно такое компромиссное решение – по финансированию пруда – и предложил депутат Госдумы предприниматель Андрей Озеров. Он сказал, что готов на условиях 50 на 50 с мэрией профинансировать восстановительные работы, чтобы привести пруд в нормальное состояние и оставить его в качестве озелененной территории. На вопрос журналистов, сколько он готов выделить средств, г-н Озеров ответил: «5 миллионов рублей».

«Общественных слушаний по этому объекту не было, — стал перечислять доводы против застройки территории у пруда Андрей Озеров, — проект принимался у прежнего губернатора Слюняева на инвестсовете, который был карманной структурой. Одно решение по Муравьевке достаточно вспомнить, сегодня оно выливается для горожан в большие проблемы… Есть такое выражение у производственников: не делай брак, не передавай брак, не принимай брак. Потому я очень надеюсь, что мы не совершим ошибки…». Защитники пруда зааплодировали, г-жа Цветкова даже по-дружески обняла г-на Озерова, а члены совета ОП этот спич депутата Госдумы оставили без комментариев, не зацепившись даже за обещание денег. Позднее, в соцсетях, г-на Озерова сторонники застройки упрекнули в самопиаре.

После по очереди выступили все члены совета общественной палаты. Они говорили о том, что разделяют озабоченность граждан дальнейшей судьбой пруда, но его будущее видят примерно так же, как и инвестор – строительство кафе, бетонирование днища, озеленение территории новыми деревьями и кустарниками взамен аварийных ив. А главную проблему неприятия горожанами этого проекта члены совета углядели в отсутствии исчерпывающей информации. Чтобы исправить ситуацию, застройщикам было предложено повесить на заборе, огораживающим пруд, цветные фотографии и схемы планировки, рассказывающие о том, как привлекательно будет выглядеть эта территория после завершения работ.

Члены общественного комитета «В защиту шаговского пруда» заявили, что их такое решение не устраивает и они готовы бороться дальше. Следующим шагом, сказала сопредседатель экологического движения «Во имя жизни» Тамара Добрецова, будет сбор подписей за проведение референдума местного значения по этому вопросу. Этот сильный (и, видимо, неожиданный для них) ход члены ОП никак не прокомментировали.

А члены комитета «В защиту шаговского пруда» в минувший понедельник провели новую серию пикетов – около памятника Сусанину, около Каланчи и напротив «красного дома»…

И еще. По сведениям «СК», в среду с общественниками встретится губернатор Сергей Ситников.

Николай СУЛОЕВ.

Историческая справка

Согласно справке, подготовленной и озвученной заместителем начальника отдела учета и популяризации объектов культурного наследия департамента культуры Ольгой Куколевской, история искусственных водоемов – прудов Костромы — начинает прослеживаться по историческим документам с первой половины XVII века. В Писцовой книге Костромы (1628 года), хранящейся в Государственном архиве Костромской области, упоминается один пруд – Медный, располагавшийся на северной окраине Кузнечной слободы (близ бывшего Сенного рынка). Это был проточный пруд: вода в него поступала из болота, из которого также вытекала река Сула. Пруд использовался многочисленными кузницами, располагавшимися на его берегах.

О пруде на Игнатовой улице (ныне — ул. Долматова) упоминаний в Писцовой книге 1628 года нет. Тем не менее, в этом районе располагалось несколько кузниц, владельцами которых были кузнецы Камаевы. Кроме того, близ пруда располагалась красильная мастерская, которая также использовала воду пруда. Камаевы являлись владельцами пруда, содержали его в необходимом порядке, обеспечивали наполняемость водой. Второе назначение пруда – противопожарное.

Пруд не был проточным, в конце зимы он набивался снегом, волжским льдом. Таким образом воды, как правило, хватало до осенних дождей. В частной собственности пруд находился до середины XIX века, затем поступил в распоряжение костромской городской управы.

Название, размеры и местоположение пруда на протяжении его истории менялось от самого раннего названия – Игнатов пруд (по названию улицы), далее Камаев, Космодемьянский (по названию храма, стоявшего близ пруда) и последнее с 1925 года официальное название — Долматов пруд.

Самый ранний архивный источник о размерах и местоположении пруда — уникальный для истории Костромы документ — «План «дорегулярной» Костромы (1770-е годы)», хранящийся в Синодальном архиве в ЦГИА (Санкт-Петербург). На нем пруд небольших размеров, неопределенной формы, несколько смещен по отношению к современному местоположению.

Начиная с 1781 года, информация по Камаеву пруду прослеживается достаточно регулярно на планах Костромы, хранящихся в фондах Государственного архива Костромской области.

В период разработки проектов Первого генерального плана Костромы в конце 1770-х – начале 1780-х годов пруд сохраняется, причем в неизменной форме. На окончательном варианте Первого Генерального плана Костромы 1781-1784 гг., утвержденного Императрицей Екатериной II, пруд отсутствует. Этот факт дает основания предположить, что на месте пруда предполагалось устроить площадь. В последующих планах Костромы на протяжении XIX – начала XX века пруд на пересечении улиц Марьинской и Космодемьянской (ныне — улицы Шагова и Долматова) сохраняется, но его размеры, форма, заполнение берегов растительностью меняются.

Первоначальное назначение пруда – хозяйственное и противопожарное — меняется после 1930-х годов. Градостроительное (декоративное) значение он приобретает после уничтожения в 1934 году Космодемьянской церкви. Изменяется не только площадь пруда, но место его первоначального расположения. Берег пруда заполняется саженцами деревьев – ива белая (первоначально, в начале XX века, на берегу пруда было посажено шесть деревьев).

Ваша новость успешно отправлена!
Это окно исчезнет самостоятельно через 3 секунды...