Хороший дом, хорошая жена – что еще надо человеку, чтобы встретить старость? Напомни эту крылатую фразу 64-летнему жителю деревни Буяково Сусанинского района Владимиру Васильевичу Веселову, он согласно кивнет головой, а потом все-таки добавит: а еще хорошее дело для души. И такое у него есть.
Зоопарк да и только!
К дому Веселова ходят на экскурсии – заезжие, местные ребятишки, да и любопытные односельчане заглянут – не появилось ли что новенького в «зоопарке» у Васильевича. Речь не о настоящей живности (хотя ее в подворье хозяина предостаточно – куры, кролики, хрюшки), а о той, что сделана руками пенсионера из дерева и из всевозможного утиля, который мы привыкли выбрасывать. Перед входом в усадебку Веселова нас встретили лось, медведь, зайцы, белки, ежи, дедушка с дубинкой и бабулька с клюшкой, а также компания мухоморов и прочих лесных грибков. Все они выпилены Владимиром Васильевичем из фанеры и досок. Забыла упомянуть – небольшой улей. «Как же – медвежонок любит медом полакомиться», – улыбается хозяин. Продолжение экскурсии – за забором, в палисаднике и на лужайке возле крыльца. Здесь еще чуднее! Лошадка с телегой (не из фанеры, а из бревнышек, грива и хвост – из распушенного шпагата ), а на телеге – бочонок с квасом, – это символ ушедшего года Лошади. Уточка, а за ней шлейф из шагающих следом утят. Тетеревиный ток на заборе сарая: пернатые лесные красавцы, тоже выпилены из фанеры и раскрашены руками творческого хозяина. Слюдяное озерцо, в котором над кувшинками из полиэтиленовых бутылок резвится дельфин, а по «гладям вод» плавают величественные лебеди из белоснежных автомобильных шин. Семейство хрюшек – опять же из нынешних бутылей, из которых вырезай что хошь. Владимир Васильевич усмотрел в пузатой таре поросенка: только покрасить в розово-абрикосовый цвет, приклеить ушки, хвостик петелькой, да изобразить на горловине пятачок. В ивовом гнезде – рукотворный аист, неподалеку – другой. В кустах «жужжат» гигантские пчелки с полосато-бутылочным брюшком. Это ж все надо придумать и сделать!
Киномеханик, полевод, строитель…
Созданием своего сказочного зоопарка Владимир Веселов занялся, выйдя на пенсию. А до этого не до забав было. Жизнь у него – исключительно трудовая. На колхозных работах со школьных лет – в каникулы пас телят. «Не удивляйтесь, но образование у меня только восемь классов. Мама – простая колхозница, меня одна поднимала. Так что не до большого образования». Работал прицепщиком, на тракториста учился, но заболел и много пропустил. Один парень сагитировал на шофера учиться в Костроме, а ему только 17 лет – не взяли. А в то время киномеханика колхозного забрали в армию, и председатель решил поставить на это место Володьку Веселова, на курсы послал. Несколько лет работал киномехаником, между прочим, грамоты даже есть. Кино показывал в Буякове, в Андреевском, с киноаппаратурой «Украина» по деревням летом ездил, по зернотокам. Днем детские фильмы крутил, вечером – взрослые: «Война и мир», «Свинарка и пастух», «Трактористы»… Много было хороших лент. Но на зарплату киномеханика не проживешь и перешел он на сырзавод кочегаром, потом выучился на машиниста холодильной установки. А когда женился (к тому времени уже в партию вступил), его уговорили поработать бригадиром полеводческой бригады в колхоз. Бригадирил несколько лет, а потом позвали в строители. Без образования, самоучка. Но дет был хорошим плотником и дядя – тоже, так что хорошие руки, видно, по наследству достались. Строили двухквартирные дома, фермы, навесы для зерна, все, что требовалось колхозу. Было время, был бригадиром тракторной бригады, снабженцем. Прошлую жизнь Веселов вспоминает только добрым словом. Между прочим, благодаря колхозу живет в условиях, которым и горожане позавидуют. На излете перестройки справил новоселье в просторном трехкомнатном доме – с водопроводом, ванной комнатой, с отоплением от котла, работающего на твердом топливе. Хочешь – русскую печь истопи, она тоже предусмотрена. Приметный дом, не так давно обшили его синим сайдингом, симпатичное крыльцо, резные наличники, да еще в окружении сказочных деревянных зверушек – всякий остановится да полюбуется. Живут вдвоем. С Ниной Борисовной вместе одиннадцать лет. Теперь благодарны родне, их сосватавшей. До этого оба вдовствовали. Вторая супруга из деревни Сивково, там остался ее добротный дом – увы, уже со следами растащиловки. Владимир Васильевич говорит, что жена часто вспоминает с грустинкой оставленную родную деревню. Но долго грустить некогда – забот по хозяйству предостаточно. В доме у Нины Борисовны – потрясающий уют и чистота. И все очень по-современному. Бытовую технику и мебель берут в кредит: «За раз нам не осилить, хорошо еще скотину держим, все денежка дополнительная».
Все началось с лося
К увлечению супруга «фигурками» Нина Борисовна относится очень положительно, нет-нет, да иногда и свежую идею подкинет. Например, бабушка с клюшкой у ворот – ее подсказка. Творческая жилка, как случилось, что в колхознике Веселове вдруг проснулось и прорвалось наружу, желание творить? Все просто. Он большой любитель «тихой охоты» и рыбалки, красотой родных лесов и живописных пейзажей (куда ни глянь – Левитан!) его душа наполнена до краев – должно же было это во что-то выплеснуться. Первую свою зверушку – лося – сделал по образу и подобию того, что увидел в деревне Ломышки у старого деда-печника. Вот с тех пор и началось. К лосю прибавились зайцы, медведи и вся вышеперечисленная живность. Сам научился наличники узорчатые резать. Дело кропотливое – нанести рисунок, потом бережно его выпилить электролобзиком. Работает Владимир Васильевич в гараже, где меньше всего места занимает их мотоцикл с коляской, а остальное – овощной урожай и рабочий материал для поделок. Посетовал как раз на дефицит последнего. На мотоцикле фанеру из райцентра не повезешь, а в своем селе купить негде.
Творения Веселова украшают не только его придомовую территорию. Недавно закрылась в их селе школа-восьмилетка, осталась только начальная. И ее-то перевели в здание детсада. К открытию попросили мастера сделать и для школы что-нибудь красивое. Он и постарался – выпилил Мальчиша-Кибальчиша, лису, журавля и прочие фигурки. Стоят выпиленные им зверушки – внукам на забаву – у домов двух сыновей, проживающих тоже в Буякове. Владимир Васильевич провел для нас небольшую экскурсию по родному селу. «А вот в этот старой кирпичной школе я учился – пропадает здание. Тут у нас почта и библиотека, а дальше клуб. Еще работают, мероприятия проводятся. Вот магазин «Арсенал» – закрытый, нынче у нас два магазина закрылись, осталось тоже два –один в вагончике. А там – сырозавод частный». Зашли в церковь Введения в храм Пресвятой Богородицы. Какая красавица была когда-то! А теперь горькие слезы для верующего человека. Удивительно, что на маковках еще сохранились кресты. Владимир Веселов застал времена, когда она была еще действующей. Другое помнит. Как в храмовом помещении ремонтировали машины, трактора, был склад запчастей, а в алтаре стояли токарный и прочие станки. Высоко под куполом еще остались фрески с ликами святых, иконостас сияет жуткой пустотой. Сельчане проводили здесь субботники: вычищали от мусора, вырубали кустарник. Собирали деньги на ремонт, но что-то не замечают никаких подвижек с восстановлением. Грустью веет от нашей осенней экскурсии. Но деревянных дел мастер пытается настроиться на мажорную ноту. Хвалит родное хозяйство, его нынешних работников и председателя: не дают развалиться колхозу подобно соседнему из Андреевского. «Трудно, но держатся, технику нынче новую закупили». А на прощание рассказал о своих планах – очень хочется ему освоить глиняное искусство знаменитой Петровской игрушки. И село-то Петровское, бывшее центром уникального народного промысла, находится рядом – в четырех километрах. Жаль, что мастеров совсем не осталось. «Но я все равно попробую».
— Зачем это вам, Владимир Васильевич?
— Охота, чтоб самому было приятно и людям тоже.
Алевтина НОВИКОВА.
Фото Николая Суворова.
Материал размещен в газете «Голос народа» №38 от 23 сентября 2015 года