Трагический случай в Барнауле, вмиг облетевший Интернет и российские газеты, потряс многих. Двадцативосьмилетний немой инвалид умер в больнице. Он был высажен из автобуса на конечной остановке, провел 12 часов на морозе. А когда попал в больницу, обморожение рук оказалось настолько сильным, что врачи, спасая парня, ампутировали ему кисти рук. Но состояние здоровья пациента было все равно тяжелым, 8 января он скончался.
Что стало причиной трагедии? Не что иное, как людская жестокость и равнодушие! Ведь видела же кондуктор, что пассажир – инвалид, что он не такой, как все, что едет без сопровождения. И, тем не менее, вытолкала его на конечной на улицу, не поинтересовавшись даже, кто он и откуда. Прохожие тоже видели, что вот уже несколько часов сидит человек на снегу без движения, и ни у кого не дрогнуло сердце…
Особенно печально от мысли, что в нашем мире подобное может произойти где угодно и с кем угодно, даже с совершенно здоровым и дееспособным человеком. Подтверждение тому — недавний случай в Костроме. Приезжий из Рязани, молодой мужчина, пролежав ночь на морозе, остался живой, но лишился руки и ног.
А дело было так. Приехал он в Кострому на заработки. Работал в бригаде, строил дом одному зажиточному человеку. Когда работа была уже сделана, и строители получили за нее деньги, решили отметить окончание крупной шабашки в ресторане. Вино лилось рекой. Уже поздно вечером, когда все стали расходиться по домам, рязанец, про которого почему-то все забыли, оказался на улице в полном одиночестве. Не мудрено, что в незнакомом городе, да еще и в изрядном подпитии, он заблудился и дорогу, которая вела к общаге, так и не нашел. Нашли бедолагу уже утром на окраине города в одном из сугробов рабочие, чинившие здесь водопровод. «Скорая» привезла мужчину в больницу с сильными обморожениями. Ноги и кисть одной руки мужчине пришлось ампутировать. Так его семья – жена и двое несовершеннолетних детей – осталась без кормильца.
Здесь в беде не оставят
Куда идти, в какие двери стучаться, если тебе холодно и голодно? Сегодня костромичи, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации, обращаются со своими бедами в отделение «Бомж» центра социального обслуживания населения по адресу: улица Юбилейная, 14.
Татьяна Михайловна Леонтьева, специалист отделения:
— Зимой у нас обычно наплыв посетителей. За эту зиму приняли более 50 человек – в основном это бездомные, бесприютные и замерзающие граждане. Мы помогаем людям восстановить документы и медицинские полисы, оформить группу инвалидности, определяем бомжей-пенсионеров в дома-интернаты, оформляем бездомным временную регистрацию в общежитии маневренного фонда на улице Чайковского, 4.
Кроме того, нуждающимся выдаем два талона на питание в месяц и продуктовый набор. В него входит банка рыбных консервов, четыре банки тушенки, чай, быстрорастворимые картофельное пюре и вермишель. В наборе для личной гигиены – мыло туалетное и хозяйственное, губка. Выдаем также два талона на посещение бани, деньги на проезд.
Обычно направляем бесприютных людей по следующим адресам: ночлежка на улице Коммунаров в Костроме, реабилитационный центр «Другая жизнь» в деревне Кобякино Судиславского района, а также – центр реабилитации в деревне Плаксино Некрасовского района Ярославской области. Развозить людей нам помогает социальное такси.
Вот один из последних случаев. Нам позвонили костромичи, рассказали, что пожилая женщина в районе улицы Депутатской передвигается ползком. Идти она не может, настолько замерзла и обессилела. Когда привезли эту женщину к нам, оказалось, что бездомная, к тому же серьезно больна. Сейчас она находится в больнице на лечении. Нам удалось восстановить ей паспорт. Скорее всего, будем определять ее в дом-интернат.
Теплое место
Ночлежка на улице Коммунаров – пока единственная в Костроме. Сегодня в ночлежке живет девять постоянных обитателей, из них одна женщина. Но и временных постояльцев – заплутавших и замерзших – здесь тоже хватает. Люди размещаются в трех вагончиках. Тепло печи и тарелка горячего супа – все, что нужно бесприютному, чтобы он мало-мальски пришел в себя.
Сергей Мокин, управляющий ночлежки для бездомных:
— Зимой к нам частенько попадают замерзающие на улице. Причем не только бродяги. Народ сам приходит к нам, чтобы отогреться, приводят друзья, случайные прохожие или сотрудники полиции. Бывает, человек просто заблудился, приехав из чужого города. Иногда, не рассчитав свои силы, перепил в компании и просто не дошел до дома. Мы пускаем таких погреться. Обычно такие постояльцы, отоспавшись в вагончике, поутру уходят.
Вот буквально перед Новым годом парень-костромич привел к нам молодого мужчину. Сказал, что подобрал его на улице. По всей видимости, наш новенький был в состоянии наркотического опьянения, да еще и промерз изрядно. Пробыл у нас два дня. А когда стал приходить в чувство, выяснилось, что он из Ярославля. Мы дозвонились до его жены. Оказалось, дома его давно ищут. Когда постоялец окончательно оклемался, отправили его домой.
А не так давно сотрудник полиции привел к нам из дежурной части женщину. Она пришла туда со словами: «Мне некуда идти! Забирайте! Совсем замерзла!» А поскольку арестовывать гражданку было не за что, она оказалась у нас.
Помогите!
Наши корреспонденты поинтересовались у костромичей, становились ли они свидетелями эпизодов, когда беспомощному человеку на улице нужна была помощь. Как вели себя в таких ситуациях?
Людмила:
— Мне кажется, я бы не смогла пройти мимо беспомощного человека. Просто инстинкт какой-то срабатывает. Вот не так давно увидела, как подвыпившая женщина упала прямо в снег. Я ее оттащила от кромки дороги, помогла подняться. Считаю, что всем надо помогать – пьяный человек или трезвый.
Нина:
— Если увижу, что с человеком что-то не так, подойду, хотя бы узнаю, что с ним случилось. Помню, когда работала в киоске, мужчина рядом упал. Не поняла даже – пьяный он, или просто плохо ему стало, но «Скорую помощь» вызвала. Я думаю, в любой ситуации надо быть человечными. Особо внимательными нужно быть к людям немощным, инвалидам, я это, как никто другой, понимаю, поскольку у самой ребенок – инвалид. Мне люди очень много добра делают, за что им большое спасибо.
Наталья:
— У меня пока не было таких ситуаций, когда людям надо помогать на улице. Но думаю, что мимо страдальца не прошла бы. По крайней мере, нищим, что сидели возле храма, подавала. Жалко этих людей, у некоторых очень тяжелая судьба.
Сергей Александрович:
— Я живу в России всего несколько месяцев, приехал из Ташкента. У меня мама умерла на улице у себя на родине. Когда случился инсульт, упала на дороге. Люди у нас очень отзывчивые, прибежали на помощь сразу десять-пятнадцать человек. К несчастью, спасти маму не удалось. Но я думаю, в любом случае надо стремиться хоть чем-то помочь, ведь шанс на спасение человека всегда остается.
Справка:
За зиму в костромской травмпункт на улице Никитской с обморожениями обратились 12 человек. У большинства – обморожения ног и рук второй и третей степеней. Две жертвы холода – без определенного места жительства. Еще двоих человек с тяжелыми обморожениями сразу же направили на лечение в стационар. По словам врачей, к концу зимы число обратившихся с серьезными обморожениями обычно – не менее 20-30 человек.
Ирина ВЕРНИКОВА.
Фото Николая Суворова.