Во всём мире кладбище – это одно из самых тихих, спокойных и умиротворённых мест. Здесь редко можно услышать громкие звуки, почти не ездит транспорт, да и пешие гости, надо признать, заходят не слишком часто. Но с костромскими погостами всё обстоит иначе. Они то и дело фигурируют в сводках новостей, криминальных хрониках и даже политических скандалах. Корреспондент «КНГ» решил восстановить смертельную хронологию и вспомнил самые заметные кладбищенские истории.
Медвежья услуга
По поводу возраста костромских кладбищ историки и краеведы спорят до сих пор. Из тех, что действуют сейчас, самым старым считается погост на Галичской, открытый ещё в 1943 году. Но на территории местных церквей, храмов и памятных мест существуют и более древние захоронения. Например, практически все туристы, приезжающие в Кострому, заходят в усыпальницу Годуновых на территории Ипатьевского монастыря, а монумент «детям блокадного Ленинграда» открыт на месте ранее существовавшего Лазаревского кладбища, где похоронены сотни вывезенных из осады детей. Есть у нас и мусульманское кладбище – на улице Нариманова.
Неудивительно, что в истории наших погостов имеется немало «тёмных пятен». Но в последние годы их, кажется, становится всё больше и больше. Один из самых жутких случаев произошёл летом 2012 года. Тогда в костромскую полицию позвонил местный житель, который, посетив кладбище на Костромской, обнаружил там две человеческие ноги. Следователи, выехавшие на место, нашли на погосте еще шесть частей человеческих ног, которые явно были ампутированы в медицинских условиях. Стало понятно, что страшный груз на погост с нарушением санитарных норм доставили работники одного из медицинских учреждений. Кстати, виновных тогда так и не нашли, а дело закрыли за истечением срока давности.
Но история на этом не закончилась. Осенью запах человеческих останков привлёк на костромское кладбище целую стаю медведей, которые облюбовали место настолько, что неоднократно возвращались на кладбище, после того, как их прогоняли с собаками. После того как косолапое семейство напугало очередного костромича, власти приняли решение отстрелить медведей. Животных неделю отслеживали более 50 охотников, и в результате им удалось убить 4-летнего стокилограммового самца.
Хватало жути и на других погостах. Так в марте 2012 года директор галичского кладбища обнаружил на территории тело повешенного молодого человека. По версии следователей, 22-летний парень лишил себя жизни из-за безответной любви. Куда меньше романтики было в истории взаимоотношений двух бомжей на заволжском кладбище. Мужчины, облюбовавшие погост в качестве спокойного и сытного места жительства в летние месяцы чего-то не поделили, и один зарезал другого ножницами, бросив тело среди могил.
Полный бардак
Проблем у кладбищ хватает и без криминала. Самая заметная из них – это беспорядок. Привести погосты в нормативное состояние властям не удаётся на протяжении десятков лет, несмотря на все усилия. До сих пор не везде есть охрана, с освещением кладбищ тоже большие проблемы, так что многие костромичи просто боятся появляться на наших погостах вечером. Ещё одна серьёзная проблема – транспортная.
Мало того, что до кладбищ не регулярно ходит общественный транспорт, так ещё на некоторых погостах настолько сыро и тесно, что к местам захоронений не может подъехать ни ритуальная техника, ни машины по уборке мусора. Оборудовать здесь контейнеры, как следствие, не имеет смысла – их всё равно никак не вывезти. В результате пришедшим на кладбище навестить усопших и привести их могилы в порядок костромичам не остаётся ничего, кроме как оставлять мусор прямо на территории. И проблема только усугубляется.
Похожая ситуация и в других районах области. Одними субботниками здесь не поможешь. С начала текущего года власти уже вывезли с кладбищ мусора столько, сколько за год не вывозят при уборке всех городских территорий. Но стихийных свалок на кладбищах от этого меньше не становится.
Битва за Будихино
Продолжительная и эмоциональная история и у катастрофической нехватки мест на костромских кладбищах. Ещё в середине 2012 года эксперты заговорили о том, что хоронить людей на имеющихся площадках мы сможем максимум два-три года. Кстати, уже тогда старожилы вспоминали, что проблема появилась ещё 20 лет назад. Но, несмотря на то что эти предостережения скептиков пока так и не сбылись, вопрос актуальности не теряет.
Ещё тогда власти подобрали подходящий под захоронения новый участок в 15 километрах от Костромы по ярославской трассе, в районе деревни Будихино. Но местные жители от перспективы такого соседства встали на дыбы и на общественных слушаниях проект отвергли. Понимая серьёзность ситуации, в городской администрации создали даже специальный совет по вопросам похоронного дела.
В 2013 году была произведена специальная экспертиза, показавшая, что хоронить под Будихино можно, а глава администрации Костромы Виктор Емец заявил, что несогласных жителей удалось переубедить. Власти приступили к межеванию земельного участка и заказали разработку проекта будущего кладбища, стоимостью около 4 миллионов рублей. Аукцион среди подрядчиков был назначен на 19 июля 2013 года! Но хоронить в Будихино так и не начали до сих пор, а работники похоронных организаций Костромы называют проект не иначе, как утопией.
Тем временем, в страхе, что в чёрный день им не найдётся места на кладбище, костромичи начали заботиться об этом заранее и нередко попадали на удочку мошенников. Так в 2013 году Димитровский суд вынес приговор бывшему заведующему заволжского кладбища. Он организовал выгодный бизнес и, не имея права выделять земельные участки под захоронения, вводил в заблуждение костромичей, которым говорил, что за землю надо заплатить. Хотя, согласно законодательству, участок земли под захоронение, площадью около 6 метров выделяют бесплатно. Тогда виновного приговорили к двум годам лишения свободы условно.
В тесноте, да не в обиде?
Не менее ожесточённая борьба разворачивалась и за места на уже действующих кладбищах. Многие костромичи уже тогда обращались к властям с жалобами на то, что за захоронения с них просят огромные деньги. А ритуальные агентства не скрывали, что мечтают и вовсе приватизировать кладбища. В сентябре 2013 года они обратились в антимонопольную службу с жалобой на то, что мэрия нарушает законодательство, занимаясь содержанием кладбищ. По их мнению, службу, которая займется кладбищами Костромы, надо отбирать по конкурсу.
Но тогда администрации Костромы при поддержке губернатора удалось остановить «бунт на погосте». Власти изучили опыт других регионов, где кладбища отдали на откуп частникам, и выяснили, что после этого стоимость похорон увеличилась в несколько раз. Тогда же Сергей Ситников заявил, что не будет препятствовать тому, что погостом будут распоряжаться предприниматели, но только в том случае, если они сами же его и построят.
Вместо этого в том же году городские власти направили порядка 4,5 миллиона рублей на ревизию свободных мест под захоронения на действующих погостах. Ощутимых результатов это не принесло, срок эксплуатации кладбищ удалось продлить на несколько месяцев, но проблему нехватки мест так и не решили. Именно тогда в «жёлтом доме» впервые заговорили о возможности использования под захоронения уже имеющиеся, но заброшенные, бесхозные могилы. Впрочем, подвижки в этом направлении также малозаметны. Пока власти не могут даже окончательно определиться с терминологией для принятия соответствующего нормативного акта и сейчас просто отдали этот вопрос на откуп депутатам Госдумы, дожидаясь аналогичного федерального закона.
Но некоторые закона не дожидались. Так жительница Шарьи в июле 2013 года обратилась с жалобой на местные власти, которые снесли памятники на могилах её родни. Местное муниципальное похоронное предприятие ответило, что захоронения признали бесхозными, но женщина была просо шокирована такой несправедливостью. Тогда на её сторону встала прокуратура, виновные были привлечены к ответственности, а монументы восстановили.
Иван САРАФАНОВ.