20 февраля в Костроме открылся новый кинологический центр.
Теперь у собак, находящихся на службе в полиции, наконец, появился свой просторный дом, отвечающий всем условиям и требованиям. Мне захотелось узнать о тех лохматых сотрудниках, для кого он был создан.
Об умных друзьях-собаках, ответственной службе — интервью с младшим инспектором-кинологом Центра кинологической службы УВД по Костромской области 30-летней Ольгой Маковкиной.
«Никогда не забуду моего Грея»
— Ольга, как вы стали кинологом?
— Меня тянуло к собакам с детства. Дома, в Буе, у нас был серебристый пудель. Пудели — они цирковые, и Элли легко поддавалась дрессуре. Она много чего умела: и танцевала, и в «ладушки» со мной играла… Но мне всегда хотелось «серьезную» собаку. Папа у меня работал в милиции, и после школы я тоже пришла сюда. Служила в патрульно-постовой службе, но стала начальников «доставать»: «Хочу собаку, хочу быть кинологом!» И, наконец, мне разрешили! За щенком немецкой овчарки я ездила в Кострому. Звали его Грей. Воспитывала его по кинологической литературе, общий курс дрессировки я уже знала. Грей был очень умный. Он уже в полгода меня защищал, не боялся ничего. Ему было месяцев семь, когда в Буе нас поставили на охрану фейерверков. Недалеко от нас выпускали петарды, и он не боялся! Мы находились на берегу. И сотрудник МЧС решил меня обойти сзади. И вдруг я слышу дрожащий голос: «Девушка, это ваша собачка?». Поворачиваюсь, а мужчина весь бледный, пес его за одежду прихватил!.. Он не давал меня в обиду, хотя этому его никто не учил, рано было — щенок! Меня нельзя было обойти сзади, исподтишка подкрасться… Грей очень обожал петь, когда он слышал любимую мелодию, подвывал. Я любила его как родное существо. Дома у него было свое кресло, и если кто-то садился в него, пес подходил, клал голову и смотрел в глаза, пока ему не освобождали место…
— А где вы с Греем служили?
— Когда он подрос, мы с ним уехали в Чечню. Работали на КПП на федеральной трассе, осматривали транспорт на обнаружение взрывчатых веществ и оружия. Находились там полгода. Было непросто. Но собака вела себя отлично. И что интересно, Грей очень не любил чужих — всех их облаивал, старался «съесть». Много случаев было, когда ночью, во время дежурства, подходили местные, а там женщин любят, говорили: «Девушка, я тебя украду!» Я смеялась: «Сначала попробуй, подойди!» Один раз такой ухажер купил палку колбасы, чтобы приманить Грея, но бесполезно, собака не дала даже приблизиться! Грей меня много раз спасал.
— Где сейчас эта замечательная собака?
— После возвращения из Чечни, я приехала в Кострому. Работала сначала в конвое. Случилось так, что я заболела, и пока лежала в больнице, Грей умер прямо в вольере, ему было всего пять лет. У меня был такой стресс, я неделю ревела, такое ощущение, что близкого человека теряешь! После этого случая я не смогла работать там, даже хотела уйти со службы. Но мне повезло, взяли в Костромской центр кинологической службы.
Вуди — «звезда» в учебе и на службе
— Пока я была в декрете, приобрела себе золотистого ретривера, его подготовила. Когда вышла на работу, Викинг был уже взрослый, он участвовал в выставках, чемпион России. Я его называю Вуди. Пес очень активный, жизнерадостный, и у меня ассоциация с эксцентричным дятлом Вуди, героем американских мультфильмов. Мой Вуди любит всех людей. Когда ему было полтора года, мы полгода учились в Ростове-на-Дону на курсах по обнаружению взрывчатых веществ, оружия и боеприпасов. И только после этого я поняла, какая замечательная собака ретривер! Порода охотничья – нюх отличный… У нас тогда в группе были овчарки, лабрадор и Вуди. Мой пес быстрей всех эту науку освоил, ему даже было порой скучно и неинтересно! Для Вуди отдельно закладки в другом помещении делали… Собаки обучались по обыску местности, транспорта, багажа, помещения, малогабаритного и крупного груза. Мы выезжали в почтовые отделения, проводили осмотр в аэропортах, в салонах самолета. Вуди стал звездой школы, его все любили. Он очень активный и, конечно, иногда от него устаешь, он много внимания к себе требует. Но, как он встречает тебя, с радостью в глазах, как ласкается — это такое счастье!
— Ольга, а муж ваш тоже собачник?
— Конечно! Между прочим, я с ним познакомилась, когда гуляла с Вуди. Пес передо мной изображал «суслика», то есть «столбиком» сидел, лапы кверху. Я в это время говорю: «Служу России», а Вуди мне лапу подает, я ее пожимаю: «Благодарю за службу». Парень заинтересовался такой необычной картинкой, подошел… А потом оказалось, что он тоже бывший полицейский, тоже служил в Чечне. Но все это было до встречи со мной, теперь он на гражданке, но тоже заядлый собачник.
Крупные политические события без нас не обходятся
— Оля, где вы используете талант Вуди?
— Сейчас мы с Вуди дежурим на костромском автовокзале, проверяем оставленные вещи на взрывчатые вещества. Нос собаки — великая вещь, не надо вызывать саперов, эвакуировать пассажиров с автовокзала… А вообще мы часто ездим в служебные командировки.
С Вуди в 2013 году мы работали на «Саммите G-20» в Санкт-Петербурге. Это была встреча руководства стран «Большой двадцатки». Перед тем как получить допуск на работу, все собаки проходили специальную проверку. Эксперты из Москвы делали несколько закладок, там было все настоящее, все по возможности реальное – тротил, другие взрывчатые вещества. Многие собаки экзамен не прошли. Вуди прошел блестяще. А еще нас привлекали к осмотру Мариинского театра. На спектакль должен был приехать президент России Владимир Путин и другие высокие гости. Накануне мы обследовали здание, это было непросто. В театре много помещений: и каждую комнатку надо было осмотреть, подвал в два этажа, там мы, полусогнутые, пробирались… Работали с восьми вечера до четырех утра. Без перерыва, собака очень устала. Это, наверное, был самый длительный осмотр за все время моей работы. Ничего, конечно, не обнаружили. И после окончания осмотра сразу выставили оцепление по периметру. Все потом проходили по электронным пропускам.
— А забавные случаи бывали?
— А как же! В прошлом году летом мы с Вуди были в командировке в Петербурге на фестивале выпускников «Алые паруса». Осматривали Дворцовую площадь, сцену… Очень смешной эпизод был, помню. Должен был выступать певец Митя Фомин, и около сцены его ждала группа поклонниц, хотели с ним сфотографироваться. Но певец пробежал мимо них к нам и спросил: «Можно собачку погладить?» Он потрепал Вуди, лапу ему пожал… Все, кто это видел, хохотали: «Тут девочки в очередь стоят, а певец захотел с Вуди познакомиться!»
В восемь лет собака – уже пенсионер
— Как семья относится к вашим четвероногим любимцам?
— Вуди я часто забираю домой, так сыновья, пятилетний Даня и трехлетний Дима, чуть ли не верхом на нем ездят. А Вуди только улыбается, доволен. Эта порода – очень добродушная, в таких собаках развить злобу к людям невозможно. Вуди пять лет, через три года, в восемь лет, он пойдет на пенсию, поэтому я взяла еще одну собаку. Сейчас ей уже год — это ризеншнауцер Ксанфи Усейн Болт, или, как я его называю, Болтик.
Собака добрая, и в то же время может защитить. Он всего четыре месяца этим занимается (я с ним хожу к отличному специалисту, который раз в неделю приезжает в Кострому), и показывает очень хорошие результаты. Недавно я начала учить его распознавать запах взрывчатки. И за два занятия Болтик уже все понял, он очень разумный.
— Вуди с Болтиком дружат?
— Не особенно. Вуди меня к Болтику очень ревнует, даже с ним не играет. Младший подойдет к Вуди, чтобы поиграть, тогда старший рыкнет, Болтик понимает, что старший просто предупреждает. И я стараюсь их не провоцировать. Оба любят играть мячиками, кольцами. Если начну одновременно играть, то они обязательно подерутся. Любые кобели, даже если они с детства друзья, в дальнейшем все равно показывают друг перед другом силу и характер.
— Ольга, чем женщина-кинолог отличается от мужчины-кинолога?
— Некоторые считают, что мы, женщины, своих собак в некотором смысле слишком балуем. Мы ж не можем без эмоций! Много ласкаем собак, гладим, больше угощаем вкусненьким, снисходительно относимся к тому, что некоторые из них не любят есть в гордом одиночестве в своем вольере… Да и вообще относимся к своим подопечным, как к детям. Но зато и отдача от собаки отличная!
Светлана ГАПОНЮК
Фото Николая Суворова