Несмотря на поговорку «автомобиль не роскошь, а средство передвижения», для многих его покупка – это значительные расходы. Поэтому покупатель, привыкнув к своему железному другу, впадает в шоковое состояние, когда узнает, что он краденый или «кредитный». Это автомобиль, который находится в залоге у банка, и сумма по погашению кредита за него не выплачена. Тогда покупатель рискует навлечь на себя санкции банка по возврату авто. И по решению суда его могут просто лишить, теперь уже его собственности, без выплаты компенсаций. Несмотря на то что человек является, по сути, добросовестным приобретателем.
Заемщик в бегах, а честный покупатель — в судах
Такая неприятная история случилось с 67-летним жителем Шарьи Николаем Дмитриевичем Степановым, который прислал к нам в газету отчаянное письмо с просьбой о помощи. Это добропорядочный человек, он много лет проработал на различных стройках, вырастил троих детей, теперь же помогает воспитывать четверых внуков. Такой большой семье нужен был вместительный автомобиль. Деньги для его покупки, 585 тысяч рублей, Николай Дмитриевич копил много лет. Стал искать подходящий вариант и вот в октябре 2011 года по объявлению в газете купил с рук машину «Форд-Фокус». «Я специально выбирал такую марку, она меня устраивала по всем показателям. Документы были все в порядке, настоящие, автомобиль стоял на учете в ГИБДД, – рассказывает мужчина. – Сел за руль и убедился: то, что надо!»
Степанов даже не подозревал, какая беда его подстерегает. В июне прошлого года к нему пришли судебные приставы и арестовали машину. Оказалось, что она находится в залоге у банка.
Выяснилось, что банк в свое время дал деньги на покупку машины Евгению М., проживающему в городе Мантурово. Поручителем выступала его жена. Евгений купил машину «Форд-Фокус», выпуска 2011 года, и поставил ее на учет в ГИБДД г. Мантурово. Через месяц продал машину Николаю Степанову в Шарье.
«Вся сделка купли-продажи и документы были в порядке, – вспоминает Николай, – но он скрыл тот факт, что машина – в залоге у банка. Я спокойно ездил на ней более полутора лет, и вдруг… арест. Теперь банк переложил все обязанности с настоящего должника на меня. Евгений же не отдает деньги банку и скрывается от всех. А банк всячески хочет отобрать у меня машину. Вся эта тяжба и суды идут с момента ареста машины – с 17 июня 2013 года. Вы представляете, как же мне и моей семье живется все эти месяцы в такой стрессовой ситуации»!
Первые два суда состоялись по месту жительства должника Евгения М. – в Мантуровском районном суде. В июле прошлого года суд определил: «В удовлетворении заявителю – банку о процессуальном правопреемстве отказать». И в августе Мантуровский суд отменил акт о наложении ареста на заложенную автомашину. 12 сентября 2013 года решение вступило в законную силу. «Было какое-то облегчение, – говорит Николай Дмитриевич, – но через два месяца снова появляется пристав и арестовывает машину. Опять стресс и чуть ли не инфаркт. Оказывается, банк подал исковое заявление уже по месту моего жительства в Шарье. Имел ли он на это право? И почему банк не обращается к поручителю – жене заемщика? Снова были суды и в Шарье, и в Костроме, но уже не в мою пользу. Банк требует или вернуть машину или выплатить кредит, взятый другим человеком». Кстати, как говорит потерпевший Николай, по информации полицейских, должник Евгений М. скрывается в Кировской области и, с его слов, он погашает кредит. Но в судах этот факт не фигурирует.
«Автомобиля нет — теперь езжу на велосипеде»
В других случаях в руки добросовестных покупателей попадают краденые автомобили. О своей проблеме рассказал костромич Борис Витальевич Алексеев. Еще в 1996 году он купил красный «Москвич-407». А через пару месяцев решил заняться предпринимательством и надумал поменять свою машину на микроавтобус. Когда они с будущим покупателем пришли на предпродажный техосмотр, выяснилось, что «Москвич» – краденый. У него были перебиты номера на двигателе, кузове, шасси. Конечно, сделка расстроилась. Никто не ожидал такого «сюрприза». Машину забрали. Начались многочисленные суды. Выяснилось, что машина продавалась через посредника. Посредника вызвали в суд как свидетеля, и Борис Витальевич должен был вручить ему повестку. Но когда нашел дом, где он проживал, оказалось, что буквально за два часа до этого мужчину повесили. Впоследствии оказалось, что посредник каждый месяц «толкал» по десять машин и поплатился за такое мошенничество. Кто-то из покупателей не простил ему обмана или свои разобрались. В итоге, все концы оказались обрублены. Ни машину, ни денег Борису Витальевичу так и не вернули. Автомобиль стоит где-то на стоянке. «Около него уже трава вырастает до пояса», – говорит мужчина. Но до сих пор владельцу «Москвича» приходят квитанции транспортного налога. Почти 19 лет он ходит по судам, их прошло около 150, но все напрасно.
«Медвежья услуга» приятеля
В запутанную ситуацию попал костромич Александр Ф. Два года назад он встретил на улице бывшего сослуживца. Парень сказал ему, что может помочь купить ему хороший автомобиль: «У приятеля две машины – одна в деревне. И на ней он не ездит. Хочет продать!» Когда в деревне машину Александру показали – она понравилась, чистая, вишневого цвета. Ударили по рукам. Договор купли-продажи был оформлен быстро. Все было сделано по правилам. Саша благополучно ездил на ней около полугода – вкладывал деньги в ремонт, покупал новые колеса, менял чехлы. И вдруг в один неудачный день парня остановили на улице полицейские. Выяснилось, что машина краденая. И не объясняя ничего, машину без каких-либо расписок забрали. Александр был потрясен, он не понимал, почему страдает он, добросовестный покупатель? Оказалось, что дальнобойщик Андрей С., продавший ему автомобиль, три года назад купил его в одном из костромских салонов. А через некоторое время узнал, что машина украдена в Москве. Андрей С. судился с автосалоном и суд выиграл. Ему должны были вернуть потраченные деньги. Но автосалон тянул с возвратом денег. И в тоже время украденный автомобиль со всеми документами оставили Андрею на ответственное хранение. Тут у нормальных людей, конечно, возникает вопрос: а почему найденную машину не вернули прежнему хозяину? Дело темное. И дальнобойщик, недолго думая, решил подзаработать, продав хранившуюся у него, по сути, чужую вещь. И вот тут и попался на его пути Александр, мечтавший сесть за руль… Чтобы парню получить обратно деньги, пришлось поставить на уши многих знакомых и пригрозить Андрею судом. Продавец, по закону был мошенником, обманувшим не только частное лицо, но и правоохранительные структуры. В итоге, Андрею С. пришлось продать свою вторую машину и отдать деньги Александру. Надо сказать, что Александр до сих пор не может понять, как могло пройти без сучка и задоринки оформление покупки машины, уже давно признанной краденой.
Как не нарваться на мошенников?
Эти ситуации комментирует инспектор отделения ПБДД отдела ОАР И ПБДД УГИБДД УМВД России по Костромской области Наталья Ратькина: «На официальном сайте Госавтоинспекции www.gibdd.ru запущен в тестовом режиме федеральный онлайн-сервис по проверке запретов и ограничений на регистрационные действия с транспортным средством. Он позволяет в режиме реального времени по идентификационному номеру транспортного средства (VIN), а при его отсутствии — по номеру кузова или шасси, получить информацию о наложенных теми или иными органами ограничениях на регистрационные действия с автомобилем.
Сервис позволяет гражданам и торгующим организациям при заключении сделок купли-продажи транспортных средств уменьшить риск возникновения у их покупателей проблем при дальнейших регистрационных действиях.
Чтобы воспользоваться сервисом, необходимо перейти в раздел официального сайта Госавтоинспекции «Онлайн-сервисы ГИБДД», выбрать сервис по проверке «истории» автомобиля и ввести в соответствующее поле идентификационный номер транспортного средства (VIN), а при его отсутствии — номер кузова или шасси.
Кроме того, Госавтоинспекция Костромской области рекомендует в договоре купли — продажи транспортного средства указывать все условия сделки. Если в дальнейшем выяснится, что это обман, сделка расторгается и автомашина возвращается прежнему владельцу.
Необходимо также указывать реальную стоимость автомашины. Если она стоит миллион, то надо обозначать именно эту цифру. А не, к примеру, 300 тысяч. Тогда бывший владелец обязан будет вернуть реальную цену».
Светлана ГАПОНЮК.
Фото Николая Суворова.