Одна из служб, занимающихся поиском пропавших людей, – это отделение координации деятельности УВД по розыску лиц Управления уголовного розыска УМВД России по Костромской области. Среди «подшефных» — сбежавшие, скрывшиеся от следствия уголовники, несовершеннолетние дети, которые самовольно уходят из семьи или различных учреждений. Кроме того, здесь разыскивают пропавших без вести и устанавливают личности неопознанных трупов.
Маленькие детки – маленькие бедки ?
«Дети – самая большая проблема», – рассказывает начальник отделения майор полиции Ирина Владиславовна Надеина. За последние десять с половиной месяцев этого года зарегистрировано 600 заявлений о пропавших без вести, и 61 процент из них – дети. С просьбой найти исчезнувших ребят обращаются родители, опекуны и администрация учреждений, где они находились.
Наиболее часто, по статистике, побеги совершались из специального профтехучилища в Бычихе. Там находятся малолетние преступники из различных регионов России. И если ребята бегут, то к себе домой – в Татарстан, Екатеринбург, Иваново, в Набережные Челны… Искать их, говорит Ирина Владиславовна, не просто. Несмотря на юный возраст, от 14 до 17 лет, они очень смышленые и даже наглые. И их находят уже на территории других областей. Недавний случай: 14-летний воспитанник был отпущен на побывку к родителям в Ивановскую область. По истечении срока родители привезли его в Кострому. Но на железнодорожном вокзале он сбежал. Был объявлен в розыск. Помогли родители, они предоставили адреса, по которым сын мог скрываться. Костромичи связались с ивановскими коллегами. Они-то и задержали беглеца в одном из указанных мест и передали в Кострому. Розыск продолжался в течение полутора суток. Этот случай произошел 1 сентября, и после этого никаких побегов из Бычихи не было. Майор Надеина говорит, что удалось наладить отношения с новым руководством спецучреждения.
Другой адрес тревоги – это социально-реабилитационный центр на ул. Сплавщиков. Здесь живут дети, у которых родители лишены родительских прав, или сироты. Созданы все условия, но побеги продолжаются. Один воспитатель отвечает за 5-10 воспитанников, и по инструкции должен их везде сопровождать. Но взрослые просто физически не успевают проследить за всеми ребятами.
На третьем месте – Ченцовский детский дом. Здесь есть двое подростков, которые «портят всю статистику». Один воспитанник за этот год … 15 раз убегал из учреждения. Его находили у дедушки с бабушкой, в других местах. Раз отыскали даже в гостинице, где он был с девушкой. Майор Надеина с тревогой отмечает, что, когда из детдомов и других учреждений убегают дети, администрация, как правило, заявляет о пропаже и «умывает руки». Вся ответственность перекладывается на полицейских, хотя в первую очередь, – это обязанность администрации следить за подростками. А дети сбегают через окна спален, во время прогулок… В августе из летнего загородного лагеря «Синие дали» в Красносельском районе, в 11 часов вечера, ушли шесть девочек в возрасте от 13 до 16 лет. Это было ЧП, на розыск подняли все силы. Четверых нашли меньше, чем за сутки. И только потому, что девочки пошли на контакт с правоохранительными органами. Воспитатель лагеря дал номера сотовых телефонов, и полицейским удалось с ними договориться о встрече в Костроме. Двоих искали дольше. Одну из них нашли через 2 дня в Парфеньевском районе, у родных. А другая все это время находилась в Костроме, где ее скрывала бабушка. Ирина Владиславовна говорит, что все дети были из малообеспеченных семей.
Но в практике полицейских есть побеги из вполне благополучных в материальном плане семей. Так, в Волгореченске ушла из дома 15-летняя девушка. Поругавшись с мамой, заявила, что хочет жить самостоятельно. И это притом, что она ни в чем не нуждалась, все у нее было. Беглянка не выходила на связь двое суток. Полицейские искала везде, даже опубликовали сообщения в социальных сетях… И почти случайно, при прочесывании заволжского района ее нашли в одной из квартир у знакомых. Она была счастлива, что фото показали по телевизору, и нисколько не сожалела о сделанном.
Убил жену и закопал в лесу
Пришлось сотрудникам отделения расследовать и нашумевший в Костроме случай. В Давыдовском районе с женой и двумя детьми проживал десантник. И в один из дней у него пропадает жена. Забеспокоились ее подруги – соседки. Спросили у мужа, он отмахнулся: «Да она в Москву укатила, у нее так бывает!». Но бдительных женщин провести было трудно: внезапно уехать, оставив малолетних детей, подруга не смогла бы. Тем более, накануне они переписывались с ней в социальных сетях. Женщины пришли в полицию. Их выслушали, сопоставили все детали и почувствовали неладное. Соседки рассказали, что слышали крики в квартире, затем ночью муж пропавшей грузил что-то тяжелое в багажник машины и куда-то отлучался. Женщины поставили мужу подруги ультиматум: или он пишет заявление о пропаже, или это сделают они. Он подал заявление… Но после разыскных мероприятий десантник сам признался, что убил жену, ночью вывез ее в Песочное, где закопал. Жестокое преступление раскрыли благодаря бдительности соседей. Но криминальных случаев в работе отделения, как говорят сотрудники, к счастью, немного. Особенно запомнился один, случившийся два года назад в Кадыйском районе. Там пропала 9-летняя девочка. Позднее ее обнаружили убитой в лесополосе. Сотрудники отдела выезжали в район. По установленным данным оказалось, что предполагаемый преступник – житель Пермского края. Присланную оттуда фотографию разместили в электронных СМИ, газетах, оповестили население. Через некоторое время бдительные граждане из Антроповского района сообщили, что видели на дороге человека с сумкой, очень похожего на разыскиваемого преступника. Его задержали, и он во всем сознался. Оказалось, что нелюдь даже жил в семье этой девочки. Он бродяжничал, люди его приютили.
Вообще в поиске пропавших многое зависит от отзывчивости людей. Жители дома в Березовой роще забеспокоились, что их одинокая соседка вторую ночь не ночует дома. Обратились в полицию, и соседку нашли в больнице. Оказалось, что она три дня назад легла на плановое лечение и никому об этом не сообщила. А соседи оказались такими внимательными… Но есть и случаи полного безразличия к судьбе человека. Так, в одном из районов области на берегу речки нашли труп пожилого мужчины в камуфляже. Его никто не искал. Установили личность умершего с большим трудом много позже. Приехал из Москвы его брат и заявил о пропавшем в полицию. А соседи даже не побеспокоились, что месяц не видят человека, живущего рядом.
Узнали по сколотому зубу
Непросто устанавливать личность пропавших, если находят уже только скелеты. В Заволжье, около моста в вагончике был обнаружен разложившийся труп повесившегося человека. Как рассказывает оперуполномоченный по особым делам УУР УМВД России по Костромской области Андрей Голубев, с опознанием пришлось поработать, из местных-то никто не пропадал. Лишь через полгода установили, что это гражданин Украины. Он приехал в Кострому на заработки, но у него здесь ничего не получилось. Кроме того, от врачей узнал о страшном диагнозе, и тогда-то, видимо, решил покончить с собой. Его опознали земляки, приехавшие вместе с ним на работу. Не искали, так как думали, что он вернулся на родину.
Очень сложно опознать утонувших людей. Время, проведенное в воде, меняет тело до неузнаваемости. Несколько лет назад был найден парень, сгинувший в Волге. На опознание вызывали его мать. Она узнала лишь «семейные» трусы, которые сама шила. Но про тело сказала, что это не ее сын. Тогда следователям пришлось искать друга покойного. Только он, оказалось, знал примету – у друга был сколот передний зуб. По этой особенности и определили личность погибшего.
Хочу найти бывшего любовника
Очень обидно бывает, говорят сотрудники, за бесполезные разыскные мероприятия. Особенно напрягают грибники в августе – сентябре. Обычно это пожилые люди после 70 лет. Они уверены, что с ними ничего не произойдет, потому что леса исхожены вдоль и поперек. Этой осенью нашли деда через сутки, он уже идти не мог. Его сразу доставили в больницу… А прихвати он с собой мобильный телефон – все было бы не так драматично. Другую старушку нашли на третьи сутки. За это время она успела «передислоцироваться» из Костромского района в Судиславский. В розыске пропавших в лесу задействовано много народу, собаки. Животные в кровь разбивают лапы, разыскивая нерадивых грибников. Осенью начальник кинологического центра даже взмолился, чтобы пожалели собак: « У меня собака вся изранена!» Четвероногих следопытов всего двое и каждый день их возили на розыскные мероприятия по всей области. А искали людей в Чухломском, Островском, Межевском и Кадыйском районах. В этот сезон собачки нашли семь заблудившихся грибников. Полицейские считают, что такие услуги давно надо сделать платными, тогда бы и собак лучше кормили. Немало заявлений о розыске люди подают просто так, из любопытства. Так, одна дама искала своего гражданского мужа, с которым рассталась 30 лет назад. Другой пенсионер потерял свою сестру, живущую в Казахстане. Когда ее нашли, оказалось, что они перезванивались месяц назад… А некоторые приходят и просят найти человека по координатам, которые предсказала гадалка. Но мистика не помогает – розыск пропавшего это кропотливая работа профессионалов.
Светлана ГАПОНЮК.