В ямку – бух!

«По кочкам, по кочкам, по кривой дорожке… Бух! В ямку упали!» Как точно слова всем известной детской игровой потешки отражают сегодняшнюю ситуацию на… костромских дорогах. Хотя наши дороги вроде бы чинят-чинят, латают-латают, а толку никакого: все равно ездить страшно. Корреспонденты «КНГ» попытались разобраться в «дорожном вопросе».

Идеальные дороги…

…Существуют на бумагах! Изучение ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» и других нормативных документов позволило нарисовать приблизительный «портрет» идеальной дороги, на которой есть…

…разметка. Согласно ГОСТу дорожная разметка должна быть хорошо различима в любое время суток, при условии, если на дороге нет снега. Когда зима отступила, оголив асфальт, выяснилось, что разметки нет вообще. Ездить приходилось по памяти: тут, вроде, двойная сплошная, а тут, вроде, прерывистая. Некоторые делили дорогу на проезжие части на глаз.

Когда все немного подсохло, разметку нанесли. На свежие чистые белые, а главное, отчетливые линии приятно было смотреть. Но прошло, буквально, два месяца, и что? В прямом смысле этого слова, разметка начала сползать…

…пешеходные переходы. ГОСТ предписывает размещать пешеходные переходы там, где «есть массовая потребность в пересечении дороги». В «Строительных нормах и правилах (далее — СНиП) 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» сказано, что «на магистральных улицах и дорогах регулируемого движения в пределах застроенной территории следует предусматривать пешеходные переходы в одном уровне с интервалом 200-300 метров».

Сразу вспоминаются негативные отзывы водителей об улице Новополянской: «Да, там переходы через каждые 100 метров!» В народе ее уже так и называют – «улица пешеходных переходов». Однако переходы там не через каждые 100, а через каждые 200 метров, поэтому какие могут быть претензии? Все по закону.

А вот то, что, действительно, вызывает вопросы, так это… освещенность мест, по которым пешеходы должны переходить дорогу. В «СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение» сказано, что «освещение наземных пешеходных переходов должно обеспечивать людям безопасное пересечение проезжей части и возможность видеть препятствия и дефекты дорожного покрытия». Для этого СНиП предписывает зону перехода «высветлять», то есть устанавливать дополнительные или более мощные фонари, использовать осветленное покрытие и так далее. Освещенность пешеходного перехода должна быть в полтора раза больше освещенности остальных участков дороги. Также в документе рекомендуется в зоне перехода использовать освещение другого цвета для предупреждения водителя. Но это только рекомендация.

…искусственные неровности («лежачие полицейские»). Лежачие полицейские – это, вообще, отдельная интересная тема, которой можно посвятить диссертацию.

В ГОСТе Р 52605-2006 «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения» сказано, что высота лежачего полицейского не должна превышать 7 см (В ГОСТе – 0,07 метра). В принципе, это правило стараются соблюдать. Хотя вспоминаются многочисленные жалобы коллеги-автолюбительницы на полицейского, расположенного на улице Профсоюзной: «Там такой высоченный он, что, когда к нему подъезжаешь, думаешь не о пешеходах, которые по нему могут дорогу переходить, а о том, как проехать эту гору и не разбить при этом машину. Пешеход уходит на второй план, хотя так не должно быть. Я однажды там чуть бабушку не сбила, заметила ее, буквально, в последний момент!»

«Для обеспечения видимости в темное время суток на поверхность ИН (искусственная неровностьприм. авторов) должны быть нанесены световозвращающие элементы, ориентированные по направлению движения транспортных средств» – это также выдержка из государственного стандарта. Если нам не изменяет память, в Костроме лежачие полицейские с этими самыми элементами можно пересчитать по пальцам. Возможно, даже хватит одной руки. В лучшем случае, на искусственную неровность нанесена белая разметка пешеходного перехода. В худшем – это просто кусок серого асфальта, уже изрядно побитого, в трещинах и ямах. Худший вариант на городских дорогах встречается чаще. Кстати, «при обнаружении какого-либо дефекта ИН срок его устранения не должен превышать трех суток» (ГОСТ 52605-2006). Здесь без комментариев.

Часто водители задают вопрос: «На каком расстоянии друг от друга должны находится лежачие полицейские?» Однозначного ответа на него нет даже в ГОСТе, но вот, что там удалось обнаружить. В зоне действия знака «Дети» искусственные неровности устанавливается через каждые 50 метров. Далее: на участках дороги с ограниченной скоростью расстояние между лежачими полицейскими зависит от максимально допустимой скорости, однако в документе четко прописано, что на таком отрезке дороги ИН не должно быть больше пяти. Так, например, если максимальная разрешенная скорость равна 20 км/ч, то расстояние между лежачими полицейскими должно быть от 35 до 60 метров включительно. На участках с ограниченной скоростью движения в 40 км/ч, искусственные неровности должны быть установлены через каждые 80-125 метров.

…ямы. Многие, наверно, сейчас возмутятся: «Что это на нашей идеальной дороге делают ямы?! Не должно так быть! Долой!» Однако по ГОСТу наличие выбоин и просадок на дорогах не запрещается. Типично ГОСТовская яма – это впадина длиной 15 см, шириной 60 см и глубиной 5 см. Короче, ямка-то законом разрешена немаленькая: машину угробить хватит. Однако даже образцовая ГОСТовская яма должна быть устранена в течение 5-10 дней, что уж говорить о «котлованах» полтора на полтора? Кстати, 10 дней – это максимальный срок устранения любой ямы. Правда, «сроки ликвидации повреждений указаны для строительного сезона, определяемого погодно-климатическими условиями, приведенными в СНиП 3.06.03 по конкретным видам работ».

Здравствуй, яма! Прощай, подвеска…

dorogi-03.jpg

Или диски, или… Да мало ли что может сломаться в машине из-за ям! Именно в адрес выбоин, впадин и «котлованов» кидают самое большое количество нецензурных слов и выражений. У водителя нет-нет, да и сорвется какое-нибудь ругательство при очередном подскоке на вроде бы безобидной ямке. Знакомый сотрудник ГИБДД признался нам, что, в среднем, каждый день в Костроме происходит 8 ДТП, из них 3-4 аварии случаются из-за состояния дорожного покрытия.

Этой весной у костромича Руслана Анищука уже трижды случались поломки машины из-за ям. В первый раз молодому человеку пришлось выбросить «покалеченную» покрышку: она не подлежала ремонту. Во второй раз Руслан угодил в яму-ловушку, замаскированную под обычную лужу, выезжая на мост в микрорайоне Черноречье. Встреча с выбоиной закончилась пробитым колесом и погнутым диском. Сотрудники ГИБДД на место аварии приехали быстро. Замер «виновницы» показал, что она в три раза больше, чем разрешено государственным стандартом. «Сначала я хотел подать в суд на дорожную службу, – рассказывает Руслан, – однако мне юрист сказал, что это невыгодно будет. Вот, если б я полмашины разбил, тогда можно было бы судится. А так на юриста больше денег уйдет. В суде ущерб возмещают частично, так как покрышка имеет износ. Услуги адвоката также возмещают частично: допустим, ты заплатил 5 тысяч, а тебе возместят только полторы». В третий раз молодой человек также попал в яму-лужу на улице Шагова. Снова пробитое колесо и погнутые диски. Уже по самым скромным подсчетам этой весной Руслан потратил на ремонт машины около 10 тысяч рублей. Ему уже даже скидку в шиномонтаже дали – 20%, так часто он у них бывает.

«Буквально две недели назад в яме помяли новые диски. Еще кололи бампер, пробивали стойки, – прикидывают убытки от костромских дорог Виктория и Сергей Бачины. – Две стойки обошлись нам в 1200 рублей, замена их в сервисе – 1600. Итого – 2800 рублей только на стойки. Ремонт двух опор – 3000 рублей». Угодив в яму на улице Сенной, где был провален люк, раскололи бампер. Ремонт стоил супругам 2500 рублей. «Почти все поломки пришлось ремонтировать в сервисе и с заменой деталей. В целом, на ремонт мы уже потратили около 10 тысяч рублей, – подводят итог Виктория и Сергей. – Это если учитывать, что у нас «десятка», а не иномарка. Вообще очень обидно, когда из-за таких глупостей, как ямы, ломается что-то!» 10 тысяч – неплохой удар по семейному бюджету! Недавно, где-то 10 мая, семья Бачиных даже написала письмо президенту с просьбой отремонтировать костромские дороги! «В суд на дорожников мы не подавали, – рассказывает Виктория, – муж у меня не верит в торжество справедливости. Да и не та цена вопроса, все поломки же в разное время происходили. А вот, письмо президенту, может, как-то заставит пошевелиться наших чиновников!»

Испытано на себе

Контрольный замер

Помня о ГОСТовских ямах, мы вооружились 25-сантиметровой линейкой и пошли инспектировать ямы.

Ул. Профсоюзная. Мерить было трудно – очень оживленное движение. Поэтому мы выбрали «ямку» поближе к тротуару. Кстати, если приглядеться, то можно заметить, что эта выбоина похожа на силуэт какой-то птицы с длинным-предлинным клювом. Только вряд ли костромские водители любуются на это сомнительное украшение. Длина ямки составила почти 150 см (в три раза больше разрешенной длины по ГОСТу), ширина – 50 см (уложилась в ГОСТ) и глубина 10 см (в два раза больше ГОСТовской). Неудивительно, что автолюбители старательно объезжают эту «пташку».

Ул. Димитрова. Здесь движение даже оживленнее, чем на Профсоюзной. Пришлось выставить знак «Аварийной остановки», чтобы замерить все спокойно. Однако никто из проезжавших водителей нас не ругал за то, что мы перекрыли движение. Напротив, объезжали нас очень аккуратно и даже как-то уважительно. Видимо, поняли, что мы не ерундой занимаемся.

На Димитрова нас привлекли четыре ямы. Первая: длина около 150 см, ширина 75 см, глубина 25 см. Абсолютно не ГОСТовская яма. Вторая яма при глубине в 10 см разрослась на 230 см в длину и 150 см в ширину. Во время дождя эта яма превращается в опасный бассейн. Третья яма оказалась пропорциональной: два на два. Ее глубина составила 15 см. Четвертая яма по форме напомнила нам персонажа мультиков – собаку по имени Снупи. Хотя, наверно, только пешеходы могут находить радость в игре «На что похожа эта яма?». Водителям же не до смеха. Наш «снупи» оказался крупным «псом»: его длина составила 200 см, ширина 160 см, а глубина вообще 19 см.

Что ломается при «встрече» с ямой? Во сколько обойдется ремонт? Все эти вопросы мы задали Никите Майорову, автослесарю: «Как снег сошел, у нас в шиномонтаже работы прибавилось раза в три. Очень часто обращаются за правкой дисков, прокаткой литых дисков, ремонтом резины. Повреждения из-за ям могут быть самые разные. Самая дешевая поломка – это вырванный рычаг, в среднем, он обойдется в 1500 рублей, его замена – 500 рублей. При такой поломке ты автоматически попадаешь на ремонт колеса. Поклейка заплаты на резину – 1000 рублей, правка диска – 500 рублей. Дорого обойдется ремонт рулевой рейки, например, на «иномарку» она стоит около 25 тысяч рублей. Вообще, водители сильно ругаются на наши дороги. Я слышал, что многие подают в суд. Буквально неделю назад в Ребровке у знакомого машина просто провалилась под асфальт. Он вызвал ГИБДД, оформил это дело и подал в суд на дорожную службу. Я думаю, ему вернут деньги. Мы уже не первый раз сталкиваемся с тем, что в суде выигрывают дела со 100%-й отдачей».

Комментарий специалиста

Можно ли получить страховое возмещение на ремонт автомобиля, поврежденного из-за состояния дорожного покрытия? На этот вопрос нам ответил Игорь Николаевич Терлецкий, страховой брокер: «Есть два вида страховки автомобиля: это обязательная страховка (ОСАГО) и добровольное страхование (КАСКО). Водитель обязательно должен иметь ОСАГО, которое означает, что все, что водитель совершит, находясь за рулем, застраховано. Естественно, ямы к этому фактору не относятся. Второе страхование подразумевает страховку самой машины, как частной собственности (все, что произойдет с машиной, подлежит страхованию). К примеру, если человек столкнулся с другим автомобилем или кто-то процарапал гвоздем, например, царапину, это страховые случаи, которые возмещаются по КАСКО. А когда человек заезжает в яму, и у него что-то ломается, он может прийти в страховую компанию, и страховая компания озвучит ему самый главный принцип страхования, который заключается в следующем: «Если я застраховал машину или что-то еще, самое главное, я должен сделать все, для того, чтобы не произошло страхового случая. То есть, к примеру, я не должен пьяным садиться за руль. То есть я не должен совершать действия, которые приводят к ущербу имущества». Так вот, страховая компания скажет: «Ты ехал на автомобиле, но ты же не предпринял все меры, чтобы не попасть в эту яму. Поэтому случай страховой выплате не подлежит. Не положено. Ты должен был совершить маневр, объехать. Вот если бы эта яма была во всю дорогу, то в этом случае стоял бы знак».

Если же страховая компания все-таки взялась за этот вопрос, то человек идет в дорожную службу и берет там документ, подтверждающий наличие ямы, и справку в ГИБДД. Но дело в том, что ГИБДД нарисует эту справку, что да, машина была сломана в результате того, что она въехала в яму. А дорожная служба, вероятнее всего, скажет: «Знаете, мы ставили знак, стояла там табличка, на которой было нарисовано, что идет ремонт, но ее украли 20 минут назад. К нам вопросов никаких нет». А как ты докажешь, что знак не украли? У них даже может быть запись о том, что они поставили там знак. Поэтому практика показывает, что люди с такими случаями, как ДТП из-за ям на дорогах, обращаются редко. В основном в страховую компанию обращаются из-за повреждения кузовных частей, то есть разбитые фары, разбитое стекло, поцарапанный кузов. А если у водителя на этой выбоине отвалилось, например, колесо, то еще надо будет доказать, что именно на этой яме это произошло.

Так что эта практика очень редкая, как правило, вероятность выигрышных дел в суде по этим случаям минимальна. О них пишут в газетах и рассказывают по радио и ТВ. У меня, например, в практике таких дел вообще не было. Был случай, когда один товарищ на машине ехал ночью, а там проводили ремонтные работы, клали новую трубу в землю, и дорогу просто разобрали: то есть была дорога, потом десять метров не было, а потом опять была. И никаких знаков перед ремонтным участком поставлено не было. Они это признали. Этот парень пять метров пролетел, потом проехал по песку, помял диски на колесах. В общем, он на них заявил. Но это был настолько явный случай, когда все согласились: и дорожные службы, и полиция, и страховая компания.

Главный момент-то, в чем состоит, если страховая компания соглашается оплатить ущерб, она обращается в дорожную службу за теми деньгами, которые выплатила пострадавшему. И дорожники должны вернуть эти деньги или страховщикам, или клиенту. А дорожникам это неинтересно. Если они за каждую яму платить будут, им денег не хватит. Так что надо чинить дороги. Недавно прозвучало, что якобы в Костроме появилась компания, представляющая подрядчика из Ярославля, которая очень дешево делает дороги: там квадрат покрытия стоит 450 рублей. Подсчитаем, 10 тысяч км на 450 рублей… Это получится 4 с половиной миллиона. Это приличные деньги.

Парадокс

Мы обратились в костромские суды, чтобы узнать количество дел, касающихся ДТП из-за состояния дорожного покрытия. В Ленинском суде нам ответили, что у них дела, касающиеся области (область мы не рассматривали, только город). В Заволжском суде ответили, что подобное дело последний раз рассматривалось около 3-х лет назад. В Свердловском суде также не смогли вспомнить, были ли у них такие дела или нет, но посоветовали обратиться к мировым судьям. Обзвонив 7 участков, мы так и не получили ответа. Все говорили, что у них таких дел нет. Но ведь в суды водители обращаются и получают компенсации! Как же так?

Анжелика Черниго.

Фото автора и из архива Руслана Анищука.

Ваша новость успешно отправлена!
Это окно исчезнет самостоятельно через 3 секунды...