Во время своего недавнего визита в Костромскую область министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров озвучил фантастические цифры. По его сведениям, средний уровень интернетизации населения России в прошлом году перевалил за 50% и уверенно приближается к 60! Корреспондент «КНГ» решил оценить, насколько зависимы костромичи от социальных сетей и прочих интернет-штучек и какие безумства они творят в виртуальном пространстве.

Жизнь онлайн

На днях мне позвонила мама, которая преподаёт биологию в общеобразовательном лицее в Волгореченске, и поделилась радостной вестью. «Вчера я завела себе почтовый ящик на «Яндексе», теперь можешь посылать мне письма по электронной почте», – с гордостью рассказала она. Нет, не подумайте, что я считаю её какой-то древней или несовременной. Напротив, она уже несколько лет с удовольствием пользуется высокоскоростным Интернетом, применяет его в работе, зарегистрирована в нескольких социальных сетях, звонит родственникам по скайпу и так далее. Но на мысли, что глобальная сеть всё более существенно меняет нашу жизнь, я себя всё же поймал. У меня лично электронный почтовый ящик появился ещё лет 15 назад, на школьном уроке информатики, и с тех пор можно пересчитать по пальцам дни, когда я в него не заглядывал.

Конечно, то, что уже более половины россиян начали активно пользоваться Интернетом в разных целях, ещё ни о чём не говорит. Доля действительно зависимых от виртуального пространства пользователей, которые и часа не могут прожить, не заглянув на тот или иной сайт или в соцсеть, – пока ещё не столь велика. Но тенденция налицо. Кстати «Народная» газета также старается не отставать от тренда и уже больше года ведёт постоянную рубрику «Жизнь онлайн», в которой знакомит читателей с различными новостями, рассказанными костромичами в социальных сетях.

К тому же для этого сейчас созданы все условия, ведь Интернет и средства связи – это, пожалуй, единственная услуга, или, если угодно, товар, который год от года становится только дешевле, несмотря ни на какие кризисы в экономике. Да и найти в магазине техники мобильный телефон, который не имеет выхода в Интернет, уже практически невозможно. Тут волей-неволей попадёшь в зависимость.

Фирма веников не вяжет

На крупном мероприятии одного из мобильных операторов связи в прошлом году мне рассказали удивительную историю. Жил-был в глухой ярославской деревне мужик. Ни работы, ни денег, ни семьи, ни перспектив – оставалось только медленно спиваться и прозябать. Но всё поменялось, когда к ним провели Интернет. У деревенщины ни с того, ни с сего проснулась коммерческая жилка. Он отправился на соседнее поле, купил в местном СПК сноп сена за сущие копейки и начал вязать из него что-то вроде небольших букетов, а затем сфотографировал их и разместил в Интернете объявление о продаже.

Хотите – верьте, хотите – нет, но уже на следующий день он получил крупный заказ на свои, больше похожие на веники, поделки от какого-то ресторана. Собрал посылку, отправил по почте, а через некоторое время получил денежный перевод на круглую сумму и массу восторженных откликов. Оказалось, что этим ремеслом крайне заинтересовались владельцы крупной федеральной сети заведений общественного питания. Их интерьеры выполнены в старинном русском деревенском стиле, и эти самые снопики сена стали отличным его дополнением.

Словом, через пару месяцев виртуальный бизнес интернет-продаж икебаны из сушёной травы настолько развернулся, что тот мужик оформил ИП, нанял двух помощников из бывших односельчан-собутыльников и начал получать заказы даже из Китая. А учитывая мизерную себестоимость такого товара, прибыль от его продаж потекла рекой.

Постепенно учатся извлекать прибыль из виртуального пространства и костромичи. Одна моя знакомая, например, очень долго не могла найти себе работу по душе, да и образования у неё нет. И однажды на одном из сайтов она наткнулась на объявление о поиске человека для удалённой работы в Интернете. Крупная московская аудиторская компания искала в Костроме человека, который бы ездил по городу, фотографировал рекламные щиты и ежемесячно отправлял свои фотоотчёты. Ценник за такую непыльную работёнку предлагали немыслимый – 2000 рублей за шесть щитов, то есть почти по 350 рублей за одну фотографию.

Девушка поначалу сомневалась, но решила попробовать. Оказалось, что это ни какая-нибудь мошенническая схема, а вполне легальный и распространённый в больших городах способ заработка. В результате она нашла ещё с десяток подобных объявлений и теперь, работая всего пару дней в неделю, зарабатывает на этом сумму соизмеримую с доходом рабочего на заводе или офисного клерка, с графиком 5 через два и восьмичасовым рабочим днём.

И предложений подобных становится всё больше. Можно, например, точно также в Интернете найти работу тайного покупателя, проверяющего качество обслуживания в федеральных торговых сетях или местных компаниях, работающих по известным франшизам. Не брезгуют подобной подработкой даже звёзды, которые могут просто примерить платье или юбку известного бренда и опубликовать своё селфи в этом наряде в соцсети. Поскольку у большинства представителей шоу-бизнеса десятки, а то и сотни подписчиков из числа фанатов, – это становится отличным способом раскрутки товара или услуги. И на материальное поощрение рекламодатели не скупятся.

Шоппинг на диване

Разумеется, там, где можно зарабатывать деньги, можно их и тратить. Развитие интернет-торговли сейчас происходит немыслимыми темпами. Костромичи активно заказывают отечественные и импортные товары на сайтах совместных покупок, в интернет-магазинах, самостоятельно бронируют в виртуальном пространстве билеты на поезда и самолёты, номера в отелях и даже целые туры. Ассортимент предложений на подобных сервисах безграничен – от одежды, обуви и мягких игрушек до зубочисток, щёток для обуви, орехов, сухофруктов и вяленой рыбы.

Недавно я встретил в центре выдачи товаров, заказанных в Интернете двух молодых барышень, которые получали там полсотни пакетов с грунтом для рассады, по пять кило каждый. Бедняги еле смогли донести свои заказы до машины. Казалось, таким объёмом земли можно не то что ящики на подоконнике под перцы и помидоры – целый огород засыпать. А ещё одна юная особа, с многолетним опытом виртуальных приобретений, заказала в подарок своей маме на 8 Марта роскошный букет тюльпанов из самой Голландии. И вопреки всем опасениям, цветы доставили точно в срок, в целости, сохранности, будто только что срезали, и в разы дешевле, чем можно было бы приобрести в костромских магазинах.

Многие с развитием интернет-торговли и вовсе начали забывать об обычных походах по магазинам и заказывают в сети даже продукты питания. Бизнес на подобный спрос реагирует активно. Сейчас в Костроме можно не только заказать себе с доставкой на дом пиццу или роллы, но и полноценные завтраки, обеды и ужины из многих кафе и ресторанов или просто набор продуктов из любого универсама или супермаркета. Достаточно просто оформить в Интернете заявку со списком необходимого, указать дату, время и адрес доставки и оплатить приобретения с небольшой наценкой за сервис.

Человек – информ-агентство

Размышляя о влиянии Интернета на нашу жизнь, конечно, нельзя обойти стороной столь популярные сегодня социальные сети. Сейчас именно они, а не телефонные разговоры, личные встречи и уж тем более, почтовая переписка, становятся главной площадкой для общения. Причём, не важно, на каком расстоянии от вас находится человек, с которым вы переписываетесь, – за сотни километров, на другом континенте или в соседней комнате, за соседним столом в офисе.

Все используют в соцсети разное количество времени и в разных целях. Есть, например, в Костроме парень, со страницы которого его друзья и подписчики узнают местные, федеральные и даже мировые новости раньше, чем на информационных сайтах или из выпусков новостей по радио или телевидению. Никакой коммерческой выгоды он из этого не извлекает, просто многим интересуется, мониторит различные источники информации и делится тем, что считает важным и нужным. Что называется, блоггер для души.

Так поступают и многие пользователи знаменитого интернет-форума костромских джедаев, созданного ещё в начале нулевых. Объективность высказанных здесь мнений и правдивость фактов порой стоит на уровне «одна баба сказала», но очень часто пользователи ресурса оказываются правы и делятся очень любопытными наблюдениями.

Я пишу тебе в соцсети, рассказать, что солнце встало

Но все эти примеры, пока скорее исключение из правил. Большинство зарегистрированных в социальных сетях костромичей в основном занимаются откровенным графоманством. В рейтинге самых популярных тем для публикаций всё одно и то же: домашние питомцы, маленькие дети, гастрономические блюда перед употреблением, фотографии из путешествий и селфи себя любимых.

Как правило, никакой смысловой нагрузки все эти бесчисленные посты не несут и дублируют друг друга.

Иван САРАФАНОВ.

Ваша новость успешно отправлена!
Это окно исчезнет самостоятельно через 3 секунды...