— Да что вы говорите! Мы — герои? То-то нас так ругают, что мост перекрываем, — смеются рабочие, собравшиеся на площадке возле административного здания-времянки синего цвета, расположенного вместе с вагончиками-бытовками на Нижней Дебре неподалеку от моста.

 Смех смехом, но, похоже, наш репортаж со строящегося моста срывался: гражданским лицам туда запрещено. И лишь взявшееся невесть откуда наше красноречие, а главное — своевременное появление начальника участка — молодого симпатичного москвича Дмитрия Архипова, спасло ситуацию (несмотря на молодость, это у него уже третий серьёзный объект, раньше отвечал за строительство путепроводов). С его разрешения нам выдали белые строительные каски, жилеты салатового цвета с отражателями и позволили подняться на правоповоротный съезд и к началу моста. Сопровождал нас стропальщик из Калининграда Станислав Морозкин.
Первым делом подержаться за новенькие перила! Со стороны они кажутся такими воздушными и ненадёжными. Ан нет, стоят как монолит. И все-таки если сравнивать их со старыми, густо зарешеченными, то в новых ажурных слишком много «окошек», куда пройдёт не только рука. «Все вопросы к заказчику, архитектору и проектировщику. Нам дают бумагу — мы по ней работаем», — таков был ответ на наши сомнения. 
Оцинкованные перила красиво отливают серебром. Станислав показывает рукой, что надо остановиться: впереди клубится густая пыль. Это работает в противогазе рабочий-пескоструйщик — зачищает нижнюю металлическую часть под перилами для дальнейшей покраски. Из шланга под давлением в двенадцать атмосфер выходит песок и снимает ржавчину. Отсюда сверху хорошо видно, как трудятся внизу штукатуры — с подъемника машины осматривают, нет ли трещин и прочих дефектов на опорных строениях. А у начала моста электромонтажники производили, завершающие подключения опор освещения. Оторвать их от работы нам не разрешили.
На все ахи и охи по поводу бесстрашия работающих на опасной высоте получаем следующую информацию: без страховочных ремней на ремонтируемую тротуарную часть ни один рабочий не выходит. По словам Дмитрия Архипова, времена, когда человек выходил на высоту, ничем не защищённым, остались далеко в прошлом. Так что пусть костромичи не волнуются. Каждый рабочий, когда встаёт на свой участок, пристегивается к барьерным ограждениям либо к монтажным петлям на тротуарных плитках. Так вот оказывается, для чего предназначались эти металлические крючки по краю моста! А монтажные пояса обычно надеваются под куртку, поэтому и незаметны зрителям из автобусов и маршруток. Как бы то ни было, признаемся, что большинство из нас и с тремя страховками на мост, не имеющий перил, не рискнёт выйти.

DSC_2425.JPG
А были случаи, что у кого-то голова от высоты закружилась и пришлось прекратить работу?
— Нет, не было такого. Трудятся же профессионалы с опытом работы на аналогичных объектах.
Каких только специальностей работники не задействованы на ремонте нашей главной переправы через Волгу! Водители, крановщики, строгали, электрики, энергетики, водолазы, промышленные альпинисты, маляры, штукатуры, геодезисты, бетонщики, арматурщики, отдельный штат дорожных рабочих. И это еще не полный список. Народ отовсюду — из Центрального федерального округа, из Астрахани, Санкт-Петербурга, Калининграда… Немало работает и костромичей. Среди них сварщик Сергей Юрьевич Чистяков, которого мы ненадолго оторвали от сварки бортика под перила. Рассказал, что работает с самого начала. Сварщиков вообще здесь много, недавно ещё пополнение из шести человек пришло. «Качество сварки проверяют прорабы, мастера. Но ко мне замечаний ещё не было». И немудрено: как закончил Сергей Чистяков в 1979 году пятнадцатое ГПТУ, так с тех пор и верен специальности сварщика. Приходилось работать и в пятидесятиградусные морозы в Анадыре Ямало-Ненецкого округа. Фактом своего участия в ремонте моста через Волгу очень доволен. Мол, и заработки выше обычных костромских, и чувство удовлетворения от такого большого дела греет душу. «Надеюсь, мост долго и исправно послужит, мы старались», — резюмирует Сергей Юрьевич.
Получим ли мы к Новому году мост в «подарочной упаковке» — полностью отремонтированным?

Что будет точно сделано, рассказал прораб Илья Лабазников:

— Завершим установку перильной части моста и сборку трансбарьерного ограждения на правоповоротном съезде. Будет подключено освещение.

 — Когда же откроют движение на повертке?

 — Как только установят трансбарьерные ограждения. С точной уверенностью сейчас не скажу, возможно, и до Нового года.

 — А разве проезжая часть там готова?

 — Правоповоротный съезд заасфальтирован нижним слоем. Ездить зимой можно. С наступлением тепла заасфальтируем вторым слоем. 
Как живётся-работается труженикам моста? График работы у всех разный, у кого-то — пятидневная рабочая неделя, но у большинства — вахта. Пятнадцать- двадцать дней вкалывают и столько же отдыхают. Иногородние живут в хостелах (организация оплачивает), а кто-то снимает жильё. Кострому толком ещё никто не видел. Некогда! С семи утра до позднего вечера на объекте. Но все иногородние хотели бы увидеть город. Например, начальник участка Дмитрий Архипов мечтает спокойно побродить по исторической части Костромы, желательно в тёплое время года. Стропаля Станислава интересует музей Снегурочки и Ипатьевский монастырь. На мой взгляд, по завершении капитального ремонта моста неплохо бы организовать для рабочих интересную и познавательную экскурсию по костромским достопримечательностям — в знак благодарности.

DSC_2438.JPG

Что до обычных «бытовых» впечатлений, то представителям больших городов удивительно то, что у нас не чистятся дороги и тротуары, и что зачастую приходится пробираться тропинками среди сугробов, как в деревне. Калининградца Станислава Морозкина вообще сбила машина, когда он проходил на зелёный свет светофора, даже в больницу отвезли. Между тем, сам он спас в Костроме жизнь человеку. Как раз на мосту через Волгу, где работал. Успел схватить и снять с перил молодого мужчину, собиравшегося совершить суицид. «Он был нетрезв, просил, чтоб я его отпустил и дал спрыгнуть. Бормотал, что все достало: кредиты, зарплата маленькая, жить не на что. Подъехала машина, и я его передал с рук на руки. Жаль мужика. Надеюсь, все же нашёлся у него другой выход».
Вот такие люди ремонтируют наш мост. Будем же об этом почаще вспоминать в пробках, когда перекроют другую половину моста. В новом 2018 году капитальное строительство начнётся гораздо раньше — уже весной. И непременно, как нас заверили, завершится в ноябре. Согласно контракту.

А если не управитесь?

 — Управимся!

Что до новогодних каникул, то они у тружеников моста будут совсем короткими. Уже 3 января мы вновь увидим их из окон автобусов.


Алевтина НОВИКОВА.
Фото Николая Суворова.

Ваша новость успешно отправлена!
Это окно исчезнет самостоятельно через 3 секунды...