Кострома
  • Лица
  • Афиша Костромы
  • Туризм
  • Актуально
  • Точка роста 2019
  • Абитуриент
  • Летний отдых
  • Костромской экономический форум
  • Вернуться назад / 19 Мая 2015, 14:15, K1NEWS.RU

    Как он был от нас далек

    О грандиозном параде Победы, кажется, известно все. Из телевизора. Но насколько плазменная картинка совпадает с реальной? Предлагаю по взмаху дирижерской палочки Эдуарда КЛЕЙНА преодолеть гладь экрана и перенестись на волнующе-волнистую брусчатку Красной площади. Благо, Эдуард Григорьевич вместе с оркестром военной академии, покинув пределы региона еще в марте, принимал непосредственное участие и в главном параде страны, и в долгой его подготовке. Так что же осталось за кадром?..

    О грандиозном параде Победы, кажется, известно все. Из телевизора. Но насколько плазменная картинка совпадает с реальной? Предлагаю по взмаху дирижерской палочки Эдуарда КЛЕЙНА преодолеть гладь экрана и перенестись на волнующе-волнистую брусчатку Красной площади. Благо, Эдуард Григорьевич вместе с оркестром военной академии, покинув пределы региона еще в марте, принимал непосредственное участие и в главном параде страны, и в долгой его подготовке. Так что же осталось за кадром?..

    ВЫХОДИЛИ НА БЕРЕГ КИТАЙЦЫ

    - Эдуард Григорьевич, когда отгремели салюты, я в полной тишине все равно не мог уснуть. В голове до утра гремели марши.

    - В этом году репертуар сводного оркестра был больше, чем обычно. Если на параде в 2010 году, где также участвовали костромские военные музыканты, мы исполняли 29 маршей, включая гимны, «Славься», фанфары, то в этот раз их уже было 36. То есть огромный репертуар, который приходилось запоминать наизусть. Буквально в процессе подготовки добавлялись произведения, делались инструментовки. В чем сложность? Дирижер разучивает, инструментовщик расписывает, и все мы с музыкантами должны запомнить.

    - Вам-то чего переживать? Маши палочкой, а подопечные и так все знают на зубок.

    - (Улыбается.) Понимаете, на параде существует четкий механизм. Есть главный дирижер, на него смотрят другие дирижеры, дублируют, поскольку одному невозможно все охватить. На флангах огромный оркестр рассыплется, начнет плавать темп. Мало того, приехав в Москву, каждый оркестр сдает репертуар.

    - Типа экзамена?

    - Так точно. Мы сдали с первого раза. А десять других оркестров сходу не смогли аттестоваться. Там очень строго принимают марши. А марш - это основа парада. В общем, у меня, как и у вас, мелодии до сих пор крутятся в голове.

    - Заметил, что вам даже медленные мотивы удалось превратить в бравурные.

    - Вот песня «От героев былых времен». Это неспешное лирическое произведение. Но на параде оно звучало в виде марша. Другой пример – «Синий платочек». Под него шли четким строем иностранные военнослужащие. Буквально в процессе подготовки мы сделали марш из песни «Подмосковные вечера». Первоначально планировалось, что под него пойдут китайцы. Но они пожелали идти под «Катюшу». Пришлось ее тоже обрабатывать.

    - Сколько было музыкантов в сводном оркестре?

    - Чуть больше девятисот. Это наиболее сбалансированное количество. Хотя пять лет назад сводный оркестр состоял из тысячи двухсот человек.

    - А может, набрать полсотни самых-самых и обставить их микрофонами?

    - Микрофонов для подзвучки оркестра на параде вообще нет. Звук абсолютно живой. Все в натуральном виде. А микрофоны усиливают только голос командующего парадом, министра обороны.

    КОЗЫРИ МИНИСТРА ОБОРОНЫ НЕ В РУКАВЕ

    - К слову, как ни пытался, так и не смог разглядеть, где у Шойгу спрятан микрофон.

    - В машине. Очень мощная, хорошая аппаратура. Она настраивается за несколько часов.

    - А отдавать честь так долго не напряжно? Может, у министра в рукаве какой-то потаенный каркас?

    - Да что вы?! Тяжело конечно, но приходится держать под козырек.

    - Как вам Красная площадь в плане акустики?

    - Очень хороший вопрос. Акустика там великолепная для духового оркестра. Причем, она разная. На ночной тренировке звук острый, яркий. Днем – немножко глуховатый. При всем при этом Красная площадь – одна из лучших площадок, где прекрасно звучит духовая музыка.

    - Неоднократно подчеркивалось, что это самый грандиозный парад. И, как бы между прочим, добавлялось: в современной российской истории. Сдается, что советские парады были еще круче.

    - (Оживленно.) Самый мощный Парад Победы состоялся 24 июня 1945 года. Во-первых, он шел более двух часов. Причем, без авиации. Самолеты не полетели, потому что дождь лил сильный. Во-вторых, оркестр состоял из 1300 человек. Количество войск – в разы больше. К тому параду мы вряд ли когда приблизимся. Да это и не нужно. Поскольку это были непосредственно победные торжества. А из современных вспоминается все тот же 2010 год. На нем также были иностранцы. Играли три коллектива из Америки, Англии, Франции. Правда, тогда шло меньше техники, летело меньше самолетов.

    - Заметил, на прежних парадах диктор, объявляя шествие колонны, делал многозначительную паузу, давая зрителям осмыслить величие каждого строя. А тут как-то все шло нон-стопом.

    - Те парады дикторы комментировали в процессе трансляции. А сейчас комментатор реально находится на Красной площади. И зрители у стен Кремля все слышат. Вот в чем разница. Другое дело, что когда маршировали курсанты нашей академии, сказали, что ее возглавляет полковник Игорь Кириллов, вспомнили количество выпускников - Героев Советского Союза. И все. А хотелось бы услышать большее. Про некоторых, правда, еще меньше сказали. В том числе и про сводный оркестр. Сообщили лишь, что его возглавляет народный артист России генерал-лейтенант Валерий Халилов.


    ПОД ЧЬЮ ДУДКУ ПЛЯСАЛ ЕЛЬЦИН?

    - Самым, слабым, на мой взгляд, был юбилейный ельцинский парад 1995 года. Прошли ветераны, а затем оркестр приблизился к августейшей трибуне и музыканты принялись... петь(!) Как бы заполняя паузу. Годом раньше вообще играли какие-то военные рожечники. Это все из-за немощи тогдашнего российского государства?

    - Дело в том, что техника тогда участия не принимала.

    - Клинтона не рискнули дразнить?

    - Возможно. Но изначально причина была еще в том, что на Красной площади

    восстановили когда-то снесенную часовню.

    - Справа от Исторического музея.

    - Абсолютно верно. Когда ее не было, техника ехала с двух сторон. А потом въезжать стало неудобно. Может быть, этот аргумент стал решающим? Поэтому при Борисе Николаевиче участвовали пешие колонны и что-то исполнял оркестр. Какое-то еще дефиле делали карабинеры.

    - Баланс между войсками и музыкантами необходим?

    - Наше творчество заключается в том, чтобы подать качественный репертуар и как следует озвучить каждую воинскую часть. Нужно не балансировать, а гармонично дополнять друг друга.

    - Вы участвовали в четырех кремлевских парадах. От костромских устроителей торжеств не приходилось слышать: «На кого вы нас покинули?!»

    - Мы люди военные. Нам приказали, мы едем. Это государственная задача. Она решается, в том числе, и за счет регионов. Главное – выполнить ее с честью.

    - А может, все проще? Для меня не секрет, что генерал Халилов – ваш друг.

    - Так вопросы у нас не решаются. Представители военной академии поехали на парад, соответственно, отправились и мы. Халилов мне не приятель, а наставник, старший товарищ. Валерий Михайлович был среди педагогов военно-дирижерского факультета при Московской государственной консерватории имени Чайковского, где я учился.

    - Помню, вы даже познакомили меня с Валерием Михайловичем в филармонии. Очень серьезный генерал.

    - Главный военный дирижер страны приезжал в костромскую филармонию в 2009 году. Мы с ним проводили творческий вечер, на котором он дирижировал нашим оркестром.

    - Вы Путина видели?

    - (Недоуменно.) Конечно. Оркестр же стоит напротив главной трибуны по центру. Видел всех и все. Чем отличается военный музыкант от остальных участников парада? Он приходит первым и уходит последним. То же самое и на репетициях. Все прошли, завтракают, успевают отдохнуть немножко и опять на плац. А оркестр...

    - На парад во сколько прибыли?

    - В 9 утра по специальным пропускам начали заходить на Красную площадь. Закончили через час двадцать.


    ПАРАДНЫЕ БУДНИ

    - Когда отправились в Москву?

    - Двадцатого марта.

    - Да ладно?!

    - А вы как думали? Подготовка – дело серьезное. Оркестр традиционно занимается на Ходынском поле. Отдельные репетиции проходят два раза в неделю. И три – в поселке Алабино вместе с войсками.

    - В гостинице жили?

    - Поселили нас в Раменском районе в батальоне Семеновского полка. Быт – достаточно аскетичный, армейский. Казарма, военная столовая.

    - Даже так?

    - Все строго и жестко. Дисциплина. Подъем в четыре утра, выезды ранние. А как иначе? Если проспишь, то опоздаешь на репетицию. Много времени проводили в автобусах.

    - А как вам более грозные виды транспорта? Танк «Армата», к примеру?

    - Конечно, видели и на параде, и на всех репетициях. Серьезная машина. Единственно, что до парада башни были задрапированы брезентом.

    - Вам форму обновили?

    - Да, выдали в Москве новую. Парадная форма претерпела небольшие изменения. Добавилась одна пуговица, еще что-то.

    - Поди, юдашкинские навороты?

    - Скорее стараются вернуться к старым советским традициям.

    - Когда я служил в несокрушимой и легендарной, муштра на плацу считалась сущим наказанием. Военному музыканту необходима строевая подготовка?

    - Безусловно! Как же, допустим, оркестру красиво уйти после окончания парада? Этот элемент отрабатывали очень долго. Далеко не с первого раза получилось красиво. Или выход вперед с песней. Он требует четких строевых приемов. Генерал Халилов этого от нас добивался постоянно.

    ОРКЕСТРОВЫЕ ЯМЫ БРУСЧАТКИ

    - Меня всегда смущала волнообразность главной площади страны. Ремонтируют вроде ее регулярно. Неужели нельзя сделать идеально ровной?

    - Конечно же, по Красной площади идти сложней, чем в Алабино во время тренировок. Но участники парада имеют запас прочности. Да и каждый бугорок изучен. Рельеф площади – исторический. Она должна оставаться такой, какой была всегда.

    - И тем не менее без рельефного ноу-хау не обошлось. Это я про телекартинку из-под земли.

    - В этом году сделаны специальные камеры, которые вмонтировали в брусчатку. Над ними установили сверхпрочное непробиваемое стекло. Даже машины выдерживает. Благодаря чему колонны смотрелись как бы изнутри.

    - Вы в Москву взяли всех своих музыкантов или только лучших?

    - Была поставлена задача – привезти 20 музыкантов. В нашем коллективе их 26. Хочу отметить, что у нас играл 14-летний воспитанник Александр Сергеев. Один подросток на весь сводный оркестр! Он учащийся первой костромской музыкальной школы. Был отмечен Первым каналом. Получил грамоту, подарок, медаль наравне со взрослыми «За участие в параде».

    - Как Александра заметили в общем «хоре»?!

    - Потому что он маленький. Мальчишка. И генерал Халилов тоже сразу это заметил. Плюс - Саша будет поступать в Суворовское военно-музыкальное училище.

    - Эдуард Григорьевич, с плюсами все ясно. Не поверю, что не было минусов.

    - Репетиции, включая генеральную, имели недочеты. Но на то они и репетиции, чтобы шлифовать шероховатости. Даже есть такая примета: если генеральная пройдет не очень хорошо, то парад - отлично. В этот раз вертолеты на генеральной кривовато пролетели. Бывало, в оркестре кто-то «выскакивал». Зато 9 Мая все было безупречно. Разве что белорусы чуть сбили ногу.

    - Но вы-то идеально дошли до Васильевского спуска.

    - И дальше через Москворецкий мост на Раушскую набережную.

    - Где ждали банкетные столы?

    - Где нас ждали автобусы. А вот после вышеупомянутого Парада Победы 1945 года промокших под дождем музыкантов – да, повели в рестораны. Мой учитель Константин Николаевич Бузин в то время был курсантом Высшего училища военных дирижеров. Он рассказывал, что их пригласили в гостиницу «Москва». Там накрыли стол, и все, за исключением воспитанников, выпили по стакану водки.

    Дмитрий ТИШИНКОВ.

    Фото из архива Э. Клейна.

    Не указан элемент инфоблока.



    Адрес редакции
    156000, г. Кострома, ул. Ленина, д. 10, оф. 37 "Г", тел.: (4942) 499-164, email: info@k1news.ru
    Copyright © 2017 K1NEWS.RU-Главный портал Костромы.
    Свидетельство о регистрации СМИ № ФС77-53438 от 29 марта 2013 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
    Главный редактор - Иван Дмитриевич Сарафанов.
    Учредитель: ООО "Медиа-Сеть"
    Отдельные публикации могут содержать информацию, не предназначенную для пользователей до 16 лет.
    Разработка, создание и продвижение сайта:
    агентство интернет-маркетинга
    Агентство Интернет-Маркетинга «Живая Сеть»
    Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных. Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на k1news.ru.