Из толщ минувшего века 

В 1968-м комсомолу было пятьдесят. 2018-й казался немыслимой датой, прекрасным далеко. Но время движется неуклонно. В канун 100-летия в музее истории костромского края вскрыли капсулу с посланием комсомольцам нынешнего года. Примечательно, что вскрывали ее не комсомольцы, нет их уже сегодня, комсомол как всесоюзная организация 27 лет назад почил в бозе. Так что капсулу вскрыли музейщики, а послание воспринимается лишь как музейный экспонат, артефакт далекой комсомольской юности.

Капсулу, стальным корпусом напоминающую ракету, передали в музей еще в 1968-м, в ходе торжеств на Октябрьской площади. Но о ней, признались музейные работники, все забыли. Обнаружили почти случайно, когда подбирали экспонаты для выставки к 100-летию ВЛКСМ.

Какое же послание оставили наши предшественники, каким мечтали видеть будущее? Текст довольно пространный, отпечатан на пишущей машинке, которые сегодня тоже раритет. В письме о том, что сделали отцы и старшие братья в революцию, какую страну строят они сами для «создания материально-технической базы коммунизма, в котором предстоит жить вам».

«Старшие товарищи энтузиазмом своим и упорством прославляли комсомольские стройки: комбинат имени Зворыкина, железная дорога Кострома-Галич, завод «Строммашина» и десятки других строек, где комсомольский след незабываем. Нам доверила Родина возводить крупнейшую в мире Костромскую ГРЭС, завершить полную электрификацию области, вознести над рекой Волгой новую прекрасную Кострому».   «Борьба за высокую нравственность, коммунистическую мораль, с остатками религиозных пережитков – тоже дело нашего поколения», — говорится в послании. «Все еще большую часть земного шара занимает капиталистический мир. Мы глубоко уверены, что вам не нужно будет произносить этого ненавистного слова», — предполагают они. В письме – призыв свято следовать заветам Ленина, а заключительный аккорд патетичен: «Да здравствует марксизм-ленинизм, да здравствует Коммунистическая партия Советского Союза! Да здравствует Ленинский комсомол – боевой резерв и помощник Коммунистической партии! Да здравствует коммунизм!»

Костромское послание написано в духе официальной риторики той поры, помпезным языком лозунгов. А вот соседи-ярославцы отправили в 2018-й куда более живое послание: «Из толщ минувшего века комсомол шестидесятых годов протягивает тебе свою руку. Как живешь, друг? Любишь ли нашу землю, нашу колыбель так, как любим ее мы? Держишь ли на ладони камень с Марса?». Ни коммунизма, ни камня с Марса сегодня мы не наблюдаем. Как там в песне: «Мечты сбываются и не сбываются»? Эти – не сбылись… 

Клубились в клубах клубисты

Если в стране союз коммунистической молодежи появился 29 октября 1918 года, то в Костроме это случилось позднее – 18 марта 1919-го. Так что наш, региональный, юбилей впереди. Но работа с молодежью (и обработка юных умов) велись еще задолго до этого. Своего рода предвестниками комсомола стали клубы.

В госархиве Костромской области (ГАКО) хранится уникальная книга, рассказывающая о деятельности горсовета. Она издана через год после Октября, и в ней со всей революционной прямотой, без прикрас и цензуры, рассказывается о многотрудной работе новой власти с молодежью, с теми, кто через год-два составит костяк комсомола.

Молодежь Костромы росла, училась и трудилась под бдительным оком советской власти. Школы, библиотеки, клубы по интересам и многое другое предложили новые правители подрастающему поколению. «Рабочие клубы — типично пролетарское культурно-просветительское учреждение – размножаются в городе после Октябрьской революции, как грибы», — говорится в книге. Первый социалистический клуб находился на ул. Комсомольской, 36 (названа так в честь 5-летия комсомола), его возглавляла большевичка с 1904 года М.А. Растопчина. Работой этого клуба восхищался сподвижник Ленина А.В. Луначарский.

В 1918 году в Костроме насчитывалось 13 пролетарских клубов, объединяющих около 7000 человек, из них восемь — чисто рабочих и пять — красноармейских. Статистика потрясает: ежедневно эти заведения посещали примерно 1500 человек. Горячие завтраки для школьников, летний отдых и занятость молодежи в каникулы, физвоспитание, профессиональная подготовка, культурное образование, факультативы по интересам, широкая сеть библиотек. Клубы делегировали от имени горисполкома представителей в школьно-педагогические советы, через клубы производилась запись детей в детсады и Дома ребенка, клубные работники совместно с рабочими проводили соцобследования фабричного люда. В общем, жизнь кипела. В трех рабочих клубах успешно функционировали школы грамоты, конечно же, с уроками политического просвещения – идеология была во главе угла. «Занятия проходят столь интересно, — говорится в издании, — что почти никто из 280 учащихся не покинул занятий в течение первого месяца».

Не забывали новые правители и об идеологической опеке самых юных. В феврале 1918-го при библиотеке–читальне создается кружок рассказчиков – для «развития и воспитания эстетической стороны в детях». На каждом занятии было около 70 человек. 30 октября 1918 года горисполком постановил организовать три первых городских детских социалистических клуба с соответствующей финансовой поддержкой. В 1919 году в городе насчитывалось 11 детских клубов с 2500 посетителями от 8 до 18 лет. Работа основывалась на свободном влечении молодежи, управление клубом было в руках самих клубистов. При клубах работали мастерские: две сапожные, четыре переплетные, три столярные, одна токарная, две корзинного плетения и одна рукоделия. Почти все клубы издавали свои журналы.

костромские комсомольцы.JPG

 «А вы что? В старики записались?» 

Как вспоминал секретарь костромского губкома РКСМ 20-х годов П. Победоносцев, в декабре 18-го года его, Алексея Лясича и Николая Сорокина (все они были молодыми коммунистами) вызвал председатель губкома партии Николай Козлов. «Почему вы так отстаете? – спросил он. — В Москве съезд молодежи прошел. Организовался Союз Коммунистической молодежи. А вы что? В старики записались? Ведь много чудесных ребят и девушек сочувствуют нам. Им совсем не обязательно быть в партии, но они — наши…» 

Вскоре в бывшей частной гимназии на Муравьевке прошло первое большое собрание молодежи. А 18 марта 1919 года возникла Костромская городская организация Российского Коммунистического союза молодежи (РКСМ). Первым председателем горкома комсомола был избран Алексей Лясич. В 1919-м были созданы союзы молодежи в Буе, Галиче, Нерехте, в феврале 1920-го – в  Кологриве. 1 октября 1919 года состоялся первый губернский съезд рабоче-крестьянской молодежи. На нем был избран губернский комитет: председатель — П. Невский, секретарь — К. Писарев, члены — Н. Демме, П. Кирсак, В. Языков. 

«Я из школы-коммуны» 

Известный советский государственный деятель Клавдия Хотьян написала воспоминания о комсомоле 20-х годов «Я из школы-коммуны». Школа-коммуна была создана в бывшей гимназии на Муравьевке. До этого гимназия разбилась на два лагеря: одни — за новую школу, другие — за сохранение старой. «Разгорались горячие споры, — пишет К. Хотьян, — к нам приходили представители старого учительства и пели нам свои лебединые песни, говорили, что мы разрушим старую школу, но не сумеем создать новую, останемся недорослями. Словесные упорные бои иногда чуть не кончались рукопашными, в окна к нам бросали камни, руководителей комсомола не раз пытались избить. Но с каждым днем росло коммунистическое влияние на тех, кто проявлял колебания, неустойчивость, они переходили на сторону передовой молодежи».

В 1919-м в порядке опыта новой советской школы была создана школа-коммуна, где все строилось на самоуправлении. Школа имела особый учебный план и программу, желающих записаться туда было очень много. Работали здесь лучшие учителя города, также занятия вели члены губкома партии и губисполкома. Кроме общих предметов, была еще политэкономия, велась большая внешкольная работа. Нарком просвещения А. Луначарский, курировавший наш город, написал о школе-коммуне: «Впечатление вынес самое отрадное: эти мальчики и девочки охвачены замечательным энтузиазмом, вместе с тем они отдают себе полный отчет в трудностях взятой на себя задачи».

Многие учащиеся школы-коммуны ушли на фронт гражданской войны и не вернулись. «Большинство учащихся школы-коммуны впоследствии стали коммунистами, — вспоминала Хотьян, — многие работали на ответственных постах в партийных и советских органах. Н. Демме – научный работник и первая зимовщица в Арктике, П. Невский – на руководящей работе в химической промышленности, И. Семенов – генерал-лейтенант авиации, С. Морщихин – режиссер театра им. Ленинского комсомола в Ленинграде и др.» 

Ты свободна, иди, работай! 

Первоначально численность костромской организации была невелика – 180 человек. Еще меньше было комсомольцев в районах. В1920 году комитет Солигаличской организации РКСМ распространил «Воззвание к девушкам», в котором звал их в свои ряды. Документ представлен на выставке в ГАКО, посвященной 100-летию ВЛКСМ: «Сотни лет всеми силами навязывали нам, что женщина – раба и не может быть свободной, что весь удел ее заключается в браке, умении быть хорошей хозяйкой и только. Дальше этого женщине некуда было идти. В конце концов, и сама женщина привыкла смотреть на себя как на вечную рабу в начале семьи, в которой родилась, потом мужа, с которым должна была коротать свой век… И терпеливо несла женщина свой горький жребий. Но теперь та пора прошла. Октябрьская революция, сняв цепи рабства со всех порабощенных, сбила их с женщины… Женщине говорят: «Ты свободна от всяких уз — иди, работай!»

Составитель листовки сетует — к сожалению, Солигалич в этом отношении далеко отстал: « Но не хочется верить, что наши девушки еще не доросли до сознания своей свободы, что рабская кровь вращается еще в жилах каждой из них. Нет и нет! Этого не может быть!» 

первый секр а.а. конин облком влкс и перв секр горкомов и раойнокв 1959 год.jpg

«Ехать на фронт быстрее» 

Энтузиазм той поры кажется немыслимым, он просто зашкаливал. Комсомолец 20-х годов М.И. Рябов оставил воспоминания об участии костромичей в борьбе против белополяков. 1920 год, комсомол проводит очередную мобилизацию для борьбы с белополяками. В Костроме на губернском съезде РКСМ, который проходил под девизом «Все для фронта, все для победы!», председательствующий Павел Невский огласил телеграмму ЦК РКСМ о посылке 20 процентов членов комсомола на Западный фронт. «Делегаты и все присутствующие на съезде комсомольцы встали и с возгласами: «Ура! Бей белополяков! Да здравствует Красная Армия!» бросились к столу президиума съезда, требовали, чтобы их первыми внесли в списки добровольцев, уходящих на фронт, — пишет ветеран, — девчата не хотели отставать от ребят и, толпясь у стола президиума, также просили внести и их в списки добровольцев. Все делегаты съезда захотели ехать на фронт быстрее».

Вынуждены были провести отбор, в итоге мобилизовали 80 человек, в их числе П. Невский, К. Писарев, А. Троицкий и др. Девушкам в армию идти не разрешили. Был зачислен в бойцы и сам Рябов, хотя тому было всего шестнадцать, он был мал ростом и тщедушен. На выставке в ГАКО представлена фотография Миши Рябова – на ней сущий ребенок, если и брать в армию, так только сыном полка. А он воевал и воевал отважно. 

Гигиене — да, половой распущенности — нет 

Новый мир рождал новые правила. В ячейке губсовпартшколы было решено: «Не ругаться, не пить, семечек не грызть, за руку не здороваться». Тут же пять человек заявили, что бросают курить.

Самой удачной формой досуга молодежи в методичке для комактива назывался молодежный день в избе-читальне. Вы хотели б сегодня провести там день? Вожакам предлагалось «практиковать устройство семейных вечеров (без выпивки, без флирта). Этим самым вести борьбу с частными вечеринками». Кроме того, ячейки должны «упорно работать по внедрению в быт основных культурных навыков: за личную гигиену, за гигиену помещений (особенно на посиделках и в общественных местах), вести борьбу с неряшливостью, половой распущенностью и т.д.»

«Огромное значение, — говорится в резолюции 9-й Макарьевской уездной конференции ВЛКСМ, — имеет… борьба с извращениями мелочей быта, с матом, с другими нецензурными местными выражениями (дроля), с азиатскими религиозными обычаями (ряжение, гадание, бараба), молодежи надо понять сущность и вред выражений и обычаев».

Кужбальский волком ВЛКСМ в 27-м году докладывал в вышестоящую организацию о проведении конкурса гармонистов — сколько пионеров, комсомольцев, партийцев участвовало, сколько песен сыграно. А премиями были калоши, галстук с гарнитуром, ремень, кепка, отрез на рубаху. В то время – это ценные подарки. В 1959-м комсомольско-молодежные фермы, победившие в соцсоревновании, награждали телевизорами и гармонями…

Всё – рядом

Много славных дел на счету комсомола за его длинную и интересную историю. Восстановление народного хозяйства, участие в индустриализации страны, подготовка кадров в различных сферах деятельности, ликвидация неграмотности, героическая борьба с немецко-фашистскими захватчиками, освоение целинных и залежных земель, участие в комсомольских ударных стройках, трудовые свершения и настоящие героические подвиги в военное время… Не все однозначно в этой истории – серьезных ошибок и откровенных глупостей тоже хватало. Всё было рядом…   

Товарищ-поп — у Блока, а нам он — не товарищ

Комсомол вел непримиримую борьбу с религией, «разоблачая вредную сущность проповедей попов и их антисоветские действия». Судьба многих священнослужителей в 30-е годы была печальна… 

23-й год. В губернии «Комсомольская пасха» – на страстной неделе комсомолия устроила собрания с антирелигиозными докладами. В отчетах сказано: присутствовало около 3 тыс. человек, «провокационных выступлений не было». Прошли также вечера, концерты, спектакли атеистического содержания. В Буе, Галиче, Кологриве устроены ночные шествия с факелами, светящимися плакатами и ряжеными фигурами. 
На пасхальной неделе – антирелигиозные концерты были «повторены из-за большого интереса. Молодежь проявляла интерес, даже взрослое население, за исключением закоренелых мещан, кампанию встретило не враждебно».

Доставалось на орехи и другим «чуждым элементам». Как сообщал корреспондент тех лет, «в работе губернской молодежной организации рождалось много нового». В качестве примера: в марте 23-го года комсомольцы пришли в детскую скаутскую организацию, «явно пропагандирующую мелкобуржуазную идеологию», и ликвидировали ее. А в мае этого же года был создан первый большой отряд пионеров. В 24-м году в губернии уже было 5442 пионера… 

На смену старшим, в борьбе уставшим 

Архивные документы той поры с орфографическими и стилистическими особенностями авторов посланий рисуют эпоху так ярко, зримо, выпукло, что картина кажется живой. Вот воззвание комитета костромской организации РКСМ от 1 мая 1919 года ко всей молодежи с призывом стать на защиту завоеваний Октября: «В непосильной борьбе устает, изнемогает, падает много Старых Бойцов Революции. На их смену мы должны двинуть молодые силы, сердца и мозг которых горят огнем мщения. Юные товарищи! «Смерть или Победа». Не знать отступления. Вперед! На смену старшим, в борьбе уставшим… Молодость, энтузиазм – все, чем богата счастливая юность, — все на алтарь Республики, все на борьбу с врагом ее…»

Здесь и революционная романтика, пленившая тогда многие сердца, и юный пыл, и вдохновенный энтузиазм, и безграничная вера в правоту дела, ради которого люди были готовы на жертвы. Если сравнить с документами комсомольских организаций периода заката ВЛКСМ, то скулы сводит от скуки и штампов – жизнь ушла, свежие ветра, которые развевали знамена, остались в прошлом, такое ощущение, что все посыпали нафталином. От романтики энтузиазма, от прежнего боевого задора не осталось и следа, их заменили обязаловка, схоластика, формализм, работа «для галочки»… И всюду это — «с чувством глубокой гордости, в едином трудовом порыве, в обстановке высокого политического подъема, с наивысшей производительностью труда…» А спроси, какая она, наивысшая производительность труда, на вашем предприятии, в тупик встанут. В общем, прежнюю бешеную энергию сменили тусклые, затертые от бесконечных повторений слова, демагогия и пустая риторика, выхолостившие саму идею. А природа не терпит пустоты…

Зинаида НИКОЛАЕВА.

Фото Николая СУВОРОВА и из открытых источников.

Ваша новость успешно отправлена!
Это окно исчезнет самостоятельно через 3 секунды...