18 июня в драмтеатре закрывают очередной сезон. Из пяти показанных пьес только одна была написана позже, чем сто лет назад, так что этот сезон действительно можно назвать «годом классики». «Народная газета» попыталась разобраться, почему зрители уходили с середины «Ромео и Джульетты», спали на «Тартюфе» и почему мы, вероятно, больше не увидим «Бориса Годунова».

 

На «Неугомонном духе» вычисляли год

 

Закрываться в театре все-таки решили легкой летней комедией – Елена Сафонова поставила бродвейский хит «Неугомонный дух» о том, как писателя и его вторую жену преследует привидение первой супруги. Самое интересное в новом спектакле – это исполнительница главной роли Анна Заварихина. Дело в том, что «Неугомонный дух» у нас уже шел ….цать лет назад и это была первая роль госпожи Заварихиной на костромской сцене, она тогда играла эпизодическую роль горничной. Глядя сейчас на ослепительную актрису, театралы, которые помнят ту давнюю постановку, производили в уме лихорадочные математические подсчеты, явно пытаясь понять, сколько же лет прошло… и просто не верили своим глазам. Анна Заварихина выглядит чуть ли не моложе 32-летнего Ивана Полякова, который играет ее мужа-писателя.

 

Пикантности ситуации добавляло то, что из бельэтажа за игрой госпожи Заварихиной наблюдала Надежда Залесова – она …цать лет назад как раз играла эту же роль, второй жены, которую призрак первой сводит с ума. Говорят, для актрис настоящая пытка наблюдать, как кто-то играет роль, которую ты с блеском исполняла много лет назад. Однако госпожа Залесова вместе со своей подругой — актрисой Татьяной Никитиной смеялись, аплодировали и вообще всячески поддерживали актеров. Госпожа Никитина тоже порадовала поклонников своим великолепным внешним видом – актриса похудела, а также сделала новую прическу – и была в великолепном настроении. Возможно потому, что к своему солидному списку ролей из пьес Островского в этом сезоне прибавила еще одну, культовую — мать Ларисы из «Бесприданницы». Кстати, госпожа Никитина как-то откровенно рассказывала, что когда в 1970-х годах она играла в нашем театре саму Ларису в «Бесприданнице» — это был настоящий провал. Правда, может, актриса все-таки преувеличивает, но в любом случае, у нее есть повод радоваться – в этом сезоне в роли матери Ларисы, Хариты Игнатьевны, она просто блистает, хотя сама «Бесприданница», которую поставил Сергей Кузьмич, по мнению многих театралов, совсем не получилась.

 

Что касается «Неугомонного духа», то впервые зал хихикнул только на двадцать седьмой минуте, а захлопал – на тридцать пятой, да и то, потому что мудрая режиссер Елена Сафонова предусмотрела там такую бодрую музыку, под которую рука сама тянется к руке. Одна из зрительниц вопрошала у мужа: «Ну что, ты уже спишь?», а часть публики не выдержала первого действия комедии и позорно бежала с поля боя в антракте. Действительно, сюжет развивается, как спящая черепаха, герои ведут бесконечные разговоры, объясняющие кто, кому и как, первый акт затянут до невозможности. Казалось бы, дело – труба. Но во втором действии черепахе как будто вкололи возбуждающее: сюжет мчится вперед, актеры «вкусно» подают убойные шутки, зал покатывается со смеху. Начинает казаться, что смотришь одну из лучших комедий нашего театра за последние годы. В общем, сложно избавиться от ощущения, что надо просто сократить весь первый акт и получится почти идеально.

   

«Ромео и Джульетта»: «за гранью добра и зла»?

 

Увы, как минимум двум спектаклям, поставленным в этом году, не помогут никакие сокращения. С постановкой «Ромео», которую сделал режиссер Сергей Кузьмич, вообще произошел небывалый скандал. Дело в том, что обычно новые спектакли нашего театра пытаются критиковать — крайне сдержанно — только костромские журналисты, которые пишут о культуре. После «Ромео» прорвало зрителей. Посмотрев премьеру, некоторые театралы не поленились завести на одном из интернет-форумов отдельную тему для обсуждения. Самыми приличными характеристиками там были «гопник» и «запорол всю постановку» в адрес исполнителя роли Ромео, а также «за гранью добра и зла», «дешевый фильм ужасов», «бездарность» по поводу самого зрелища.

 

Сразу несколько знакомых поклонников нашего театра с трудом выдержали первый акт и сбежали сразу после антракта, а один, зайдя в известный бар неподалеку, даже напился вдрызг. В общем, не удивительно, что после таких аттестаций режиссер Сергей Кузьмич, как сплетничают, грустно жалуется, что костромская публика не доросла до его шедевра.

 

Возможно, зрителей возмутила неакадемичность постановки – Джульетта, например, выбегает на сцену, как на ринг – в боксерских перчатках, герои появляются в спортивных трусах и носят «ирокезы» на голове. Но, в принципе, главный режиссер Сергей Кузьмич всегда так и ставил у нас классику – в «Грозе» Катерину в конце пытаются реанимировать дефибриллятором, нечто похожее было в «Укрощении строптивой» и даже в давнем спектакле «На всякого мудреца довольно простоты» по Островскому гремели тамтамы и стоял запах восточных пряностей. Когда-то это для нашего театра было свежо, потом начало несколько смущать, но в «Ромео и Джульетте» стало ясно, что в такой режиссерской манере раздражает – в спектакле, где действие динамично, актеры танцуют и пляшут, декорации и костюмы – сияют красками, где саунд-трек – гениальные «Депеш мод», где все вроде бы бодро, даже фарсово – на самом-то деле ничегошеньки не происходит, а сама история рассыпается.

 

Можно, конечно, предъявлять претензии к Анастасии Красновой (Джульетта) и дебютанту нашей сцены Всеволоду Еремину (Ромео) — действительно, в то, что их герои любят друг друга, поверить сложно. Но, даже идеальным влюбленным было бы сложно в такой постановке Шекспира или Островского – ничего всерьез, все в шутку, со смешком, стебом, где детали оформления – важнее сюжета, с разными приколами типа смешащего весь театр дефибриллятора или боксерских перчаток. Как торт, который украшен вкусным кремом, роскошными узорами, птифурами и безе, а бисквит-то непропеченный.

 

Говорят, Сергей Кузьмич искренне влюблен в классические пьесы, на самом деле считает, что после Чехова никто ничего толкового и не написал. В этом случае желание ставить классику «по приколу», напоминает какую-то отчаянную страсть, когда человек не решается сказать простое-простое: «Я тебя люблю», а вместо этого от смущения начинает подшучивать и подхихикивать.

 

«Ромео и Джульетта» фигурируют в афише театра как «романтическая драма». На самом деле — это трагедия, настоящая трагедия – два с половиной часа, когда режиссеру нечего, совсем нечего сказать.

 

«Борис Годунов» поразил бюджетом

 

К счастью, в театре есть и другая классика — «Бориса Годунова» поставил известный режиссер Александр Кузин, которого наш театр уже несколько лет пытался пригласить сделать постановку. Говорят, гонорар господин Кузин получил более, чем солидный, но результат того стоил. Режиссер привез с собой свою команду: и художника-постановщика, и художника по свету – и такого качества света и таких декораций в нашем театре, кажется, вообще никогда не было. От оформления «Годунова» действительно захватывает дух, а саму постановку не стыдно показать где угодно – это, конечно, спектакль русского классического реалистичного театра, но он не похож на антиквариат. «Годунов» — это, что называется, «дорогая простота» и обязателен к просмотру.

 

Сцены Бориса Годунова (Валерий Корчанов) и его сына Федора, которого играет маленький сын актера Александра Кирпичева, Филипп, настолько трогательны, что ком в горле обеспечен даже циничному театралу, заметившему, что актрису Нину Маврину (Марина Мнишек) грим почему-то состарил на 10 лет.

 

Однако нашему театру фатально не везет со спектаклями, в которые вложен солидный бюджет. Достаточно вспомнить историю со «Снегурочкой», на которую потратили несколько миллионов рублей. Потом исполнительницы главной роли постоянно менялись, спектакль то шел, то нет, а закончилось все тем, что его прикрыли.

 

«Борис Годунов» поставлен в расчете на актера Валерия Корчанова, артиста с интеллигентной харизмой, которому удалось заполнить отчаянную нехватку у нас актеров «от 40 до 50 лет». Но, судя по упорным слухам, господин Корчанов наш театр решил покинуть. В этом случае «Борису Годунову» грозят проблемы, даже не потому, что новый исполнитель – это уже совсем не то. Сейчас у нас просто нет подходящего по возрасту артиста, который мог бы сыграть эту роль.

 

На «Тартюфе» дремали

 

Наш театр в постсоветское время, как огня, избегал какой бы то ни было политической актуальности, однако, когда Елена Сафонова решила в этом сезоне ставить «Тартюфа», казалось, это будет прорыв. Все-таки пьеса о религиозном ханже в тот момент, когда в России обострились споры о роли церкви и религии – это интересно. А уж финал, где все проблемы решает король – и ясно, что без сильного правителя ну просто никуда – это сейчас тоже актуально. К сожалению, пока прорыв «Тартюфа» только в одном – это спектакль, обозначенный как комедия, но на котором многие зрители вообще ни разу не смеются. Неизвестно, что было на премьере, но примерно на четвертом-пятом спектакле некоторые зрители просто спали, а некоторые даже и похрапывали. Госпожа Сафонова старательно уничтожила любые политические аллюзии, в результате получилась такая растянутая пьеса об обаятельном мошеннике.

 

Ситуацию усугубило то, что исполнитель эпизодической роли Всеволод Еремин ужасно похож на молодого Дмитрия Рябова – одного из ведущих актеров нашего драмтеатра. Публика долго гадала, кто все-таки на сцене, а тут добавилось еще одно испытание – актер Сергей Чайка в некоторых ракурсах до боли напоминает любимого костромичами актера Александра Кирпичева, а в «Тартюфе» они играют оба.

 

В общем, в «классическом» сезоне было много забавного, но все подпортило то, что в этом сезоне в Костроме на арт-площадке «Станция» гастролировал «Коляда-театр» — один из самых известных театров России, и, как многие считают, лучший театр России из провинции – он базируется в Ектеринбурге. В Костроме показали целую обойму классики – начиная от «Короля Лира» и заканчивая «Маскарадом». Это, конечно, игра на разрыв, это очень эмоциональный, даже грубый театр. И на первых спектаклях публики было не слишком много – наши зрители к такому явно не привыкли, зато поклонники театра приехали даже из Москвы. Но сарафанное радио свое дело делает – на последнем спектакле в Костроме был аншлаг. Оказалось, что у нас есть зрители, которым нравятся не только боксерские перчатки, дефибриллятор и бесконечные хиханьки и хаханьки.

 

На тех зрителях, кто считает дефибрилляторы гениальной находкой, можно ехать долго, бесконечно долго. Вот только, может получиться, что когда в театре захотят поставить по-настоящему искренний спектакль, то смотреть его будет просто некому.

 

Кирилл РУБАНКОВ,

 

редактор Главного интернет-портала K1NEWS.RU.

Ваша новость успешно отправлена!
Это окно исчезнет самостоятельно через 3 секунды...