Какое счастье попасть в путешествии к хорошему экскурсоводу, и какое несчастье – к плохому. Один наспех отбарабанит заученный текст и потащит группу дальше, а другой расскажет об архитектурных памятниках так, что глаза туриста округлятся, уши раскроются, а душа начнет ликовать. И в его жизнь навсегда войдет очередной необыкновенный город – Петербург, Рим, Мышкин… Навсегда влюбиться в Кострому заезжим туристам вот уже тридцать лет помогает экскурсовод Владимир Успенский. Потомственный костромич. Выпускник историко-педагогического факультета Костромского пединститута. Это о нем уже после короткого знакомства путешественники говорят: «Светоч вы наш». Кажется, знает о Костроме все, но ходячей энциклопедией не назовешь. Энциклопедии бесстрастны, экскурсии Успенского – вдохновенны, эмоциональны и чрезвычайно интересны.
Все началось с трофейной яхты
— Владимир, как-то в Царском Селе я услышала фразу: «Вам повезло – экскурсовод у вас еще из советской школы». Что имелось все-таки в виду?
— А то, что вам тогда попался хорошо подготовленный экскурсовод. И в нашей Костроме в прошлом существовала безупречно выстроенная система подготовки кадров, созданная на базе бюро путешествий и экскурсий. Молодые экскурсоводы сначала проходили курс теоретических основ (методика, история, культура речи), потом под руководством опытного экскурсовода разрабатывали индивидуальный текст, долго и мучительно его писали, обходили маршрут, на каждой точке – серьезный анализ. Словом, подготовка была замечательная.
— Почему в прошедшем времени?
— Все это стоит денег, а тратиться никто не хочет. Бюро путешествий в Костроме не пережило перестроечных времен, и теперь вместо него – десятки турфирм. Некоторые из них занимаются приемом экскурсий и, соответственно, испытывают потребность в экскурсоводах.
— Так вы теперь «свободный художник»?
— Совершенно верно.
— Скажите, а почему вы, истпедовец, пошли не в школу работать, не в комсомол, а стали экскурсоводом?
— Думаю, не случайно – костяк бюро путешествий и «Спутника» состоял тоже из выпускников истпеда. В комсомол же мне не хотелось, успел в армии в нем разочароваться. В городских школах вакансий не было. А туризм – это же здорово! Это я понял еще с семи лет, когда мама взяла меня в первый круиз по Волге. Был такой замечательный теплоход «Кузьма Минин» у клуба юных моряков – трофейная яхта (рассказывали, что чуть ли не Гитлеру раньше принадлежала), и вот мы плыли на нем… Плес, Ярославль, зеленые стоянки…
— Когда туризм был развит мощнее?
— Безусловно, раньше. Тогда же существовал туризм миллионов. Профсоюзные организации оплачивали поездки. В том числе и речные круизы. А если сейчас вы посидите на лавочке на высоком берегу, то, возможно, за день ни одного судна не увидите. А раньше до восьми теплоходов одновременно стояли у костромских причалов. Волга – наше богатство, но, увы, мы не используем его надлежащим образом.
Мечтаем о доходах, а туалетов нет
— Кострома имеет бездну достопримечательностей, почему же так и не стала туристической Меккой? Опять экономика виновата?
— Наше неудачное географическое положение. Ну, как к нам избалованному комфортом столичному туристу попасть? На машине по нашим дорогам? Это вариант. Но не все его выбирают. Скоростные речные суда остались в прошлом. Остается автобус. А это ранний подъем, многочасовые пробки на выезде из Москвы. В Кострому приезжают усталые к позднему обеду. Остается два-три часа, чтобы пробежаться по центру города, заглянуть в кафедральный собор к Федоровской иконе Божией Матери и в Ипатьевский монастырь. Дальше – размещение в гостинице, ужин и на следующее утро уже отъезд.
— Выходит, толком туристы Кострому-то и не видят.
— Некоторых водят на ювелирные заводы, на льняную мануфактуру. К сожалению, бума туристических маршрутов, как в Петербурге, других городах, у нас не наблюдается. Конечно, возможны маршруты «Кострома – колыбель династии Романовых», «Кострома литературная», но спроса не наблюдается.
— Может, потому что рекламы нет?
— И это тоже. Мечтаем получать большие доходы в бюджет от туризма, а даже привлекательного сайта о городе не создано. Да что там, не можем сделать элементарного – продлить в субботу рабочий день в музеях. Во многих городах турфирмы успешно осваивают маршрут выходного дня, и с Костромой есть немало желающих познакомиться. Суббота – вторая половина дня и воскресенье – это время, когда город на туристах может заработать деньги. Но музеи и магазины, интересующие туристов, у нас в выходные, за редким исключением, работают до шести часов вечера (зимой до пяти). Да, в Европе музеи тоже открыты до 18.00, но в субботу – до 20.00! А в воскресенье еще и на час раньше открываются.
— В чем есть острая нужда по части туристической инфраструктуры?
— В Костроме очень непросто припарковаться туристическому автобусу. Несколько специально отведенных мест есть, но у нас там – под запрещающим знаком! – стоят частные автомобили. И сотрудники ГИБДД их не штрафуют. Простите, но у нас большая проблема и с туалетами для туристов. Приличных туалетов для них просто не существует. Чиновники говорят: отведите их на рынок или в торговый центр, там туалеты есть. Но это же не профессиональный разговор! Как экскурсовод потом будет собирать свою группу, разбежавшуюся по лавочкам? Костроме, если мы хотим всерьез заниматься туризмом, необходим цивилизованный комплекс, где туристы смогли бы сходить в туалет, помыть руки, перекусить, купить самое необходимое. Все это возможно в рамках частно-государственного партнерства. И окупается! Ведь благодаря нашим раскрученным брендам Кострома туристически жива и зимой.
— Речь о Снегурочке?
— О ней. Снегурочке – спасибо, потому что начиная с декабря наша инфраструктура теперь загружена. Бренд растет и развивается. Коль речь зашла о брендах, то хотел бы упомянуть и не менее знаменитый – Сусанин. Это почти наше все, но проект угасает. В ожидании 400-летия династии Романовых по исуповскому болоту была проложена гать – не менее двух километров – к красной сосне, где по народной версии погиб Иван Сусанин. Поход туда пользовался у туристов спросом. И вот нашелся негодяй, который на квадроцикле проехал по этой тропе и уничтожил ее. Смогут ли восстановить – бог весть. Но есть и невосполнимые потери. Не стало Владимира, который много лет прекрасно доносил до нас образ Сусанина. Был он егерем, и болото сусанинское знал не хуже легендарного героя. Как его любили туристы! Увы, умер, когда ему только исполнилось 60.
Первым гидом был Сусанин
— Кстати, образ Ивана Сусанина у экскурсоводов на особом месте.
— А как же! Его мы называем первым гидом для туристов. Существовал даже соответствующий анекдот: во времена польско-советской дружбы гидам, которые работали с польскими туристами, запрещали показывать памятник Сусанину. Вот идет экскурсия по центру Костромы. Посмотрите направо, посмотрите налево. А один глазастый поляк памятник заметил и гида спрашивает: «Пан пилот, а цо то ест?» – «А пан, не обращайте внимания. То памятник первому сотруднику нашего экскурсионного бюро, да только экскурсия получилась не слишком удачной». Что до поляков, то я несчитанное количество раз проводил с ними экскурсии, про Сусанина, разумеется, рассказывал. Но с негативной реакцией ни разу не сталкивался.
— Что туристам больше всего нравится в Костроме?
— Общая атмосфера города. То, что мы никуда не бежим, не толкаемся и у нас нет фатальных пробок. Москвичей это приятно удивляет. Европейцам по душе наша некая монокультурность. Один турист после вечерней прогулки по городу сказал, что ему очень понравилась наша молодежь. Я поиронизировал насчет пива и сквернословия, а он парировал: «Они хотя бы славянской внешности». И, конечно, не может не очаровать сама Кострома. Нам прощаются даже плохие дороги, потому что город, несмотря на какие-то потери, сумел сохранить исторический центр и свою первозданность. Взять нашу Сусанинскую площадь – это же единственная губернская площадь в России, оставшаяся не перестроенной с 19-го века. В том же Ярославле, находящемся под эгидой ЮНЕСКО, на центральной площади ансамбля нет. Его нарушает железобетонное административное здание, построенное в восьмидесятые.
— К вам приедет дорогой человек – что вы ему покажете в Костроме, по каким улочкам проведете?
— Покажу нашу набережную, пусть она и сильно изменилась в последние годы. Особенно хорош вид с кремлевского холма – одна из лучших панорам Костромы. Обязательно прогуляемся по бульвару проспекта Мира. Этот уголок особенно хорош в вечернем антураже – при горящих фонарях, падающем снежке. Обязательно прогуляемся по торговым рядам (такого торгового ансамбля тоже нет ни в одном из городов) и по улицам первого полукольца – там масса интереснейших зданий. Сходим, конечно, и на Муравьевку, хотя она уже не та. Ради чего «обновили»? Ради ресторана?
— Владимир, счастливы ли вы, что свою жизнь посвятили работе экскурсовода?
— Счастлив! И скажу почему. Это не самое легкое дело и, естественно, не очень-то хорошо оплачиваемое. Но в моей профессии есть очень ценное: я общаюсь с лучшими людьми на земле. И не важно, пенсионер это, студент или олигарх. В любом случае для меня они – элита. Потому что им интересно жить, они не сидят в своей скорлупе, не участвуют в гонке за деньгами, материальными благами. Главное богатство, которое мы можем собрать в течение всей жизни, – это наши впечатления. Впечатления от людей, городов, путешествий. Деньги обесценятся и вещи выйдут из моды, а капитал впечатлений у нас никто не отнимет, пока разум с нами.
Алевтина НОВИКОВА.
Фото Николая Суворова.