500 мальчишек и девчонок со всей области приехали в «Губернский» на губернаторскую елку. Такой праздник для отличников в учебе и спорте, детей из многодетных и малообеспеченных семей стал в области доброй традицией. В большом зале концертно-выставочного центра с большим успехом прошла премьера спектакля «Тайна золотого ключика». Главный новогодний спектакль области готовился в строжайшей тайне. Оно и понятно – эффектный сюрприз на губернаторской елке должен был сработать согласно таймеру. И сработал! Но нам удалось побывать на репетиции.

У режиссера-постановщика Александра Кирпичева свой взгляд на хрестоматийного Буратино и его друзей. Однако, похоже, до авангардных трактовок дело не дошло. По крайней мере ключик, на котором еще не высохла краска, не магнитный, не пластиковый.

Спектакль для всей семьи

— Александр, я давно заметил, что провожая деток первого сентября в школу, родители ностальгируют по своей юности. Новогодние утренники по гамме чувств из этой же оперы?

— Наверное, они нас куда-то возвращают. Честно говоря, не думал об этом. Ставлю спектакль не на возрастную аудиторию. Мне важно, как дети это воспримут, чтобы им было интересно. Ну и, конечно, всей семье.

— Спрошу по-другому. Ты работаешь, как гуру, знающий абсолютно все о детской душе, или как человек, который сам родом из детства?

— Я это поставлю, как поставил бы Буратино.

— ???

— Буратино – это я!

— Ну да, ну да… Буратино – тот еще актер. По сути, «Золотой ключик» – это театр в театре.

— Понимаешь, в чем дело. В этом, наверное, и заключается талант драматурга, что каждый считывает свой пласт. Ребенок одного возраста увидит забавных героев, страшного Карабаса, отважного Буратино. Дети постарше поймут, что он не просто так продал азбуку за билет в театр. У него есть определенное стремление к мечте и движение к чему-то. Кто-то придет к выводу, что ключик Буратино получил исключительно потому, что он добрый и хороший человек. Он становится человеком, если даже и деревянный. Ну а кому-то покажутся важными взаимоотношения режиссера и актера. Это все заложено в пьесе. Я даже знаю, что прототипом Карабаса Барабаса был Мейерхольд. Под него все писали. Но, конечно, не акцентирую на этом внимание. (Смеется.)

— Погоди, а в сказке про Пиноккио не было Карабаса?!

— Сказка про Пиноккио и сказка про Буратино отличаются разительно. Абсолютно! У Пиноккио нос рос от количества его вранья. И вырастал до невероятных размеров. У нашего героя нос изначально такой. И не потому, что он врет. Таким его сделали. И когда папа Карло хотел нос укоротить, сын не разрешил. Сказал: «Хочу ходить так!» И Буратино, действительно, нигде и никогда не врет. Это самый честный персонаж. Поэтому и удостоился в итоге ключика. Улавливаешь мысль?

— Улавливаю. Но ловлю себя на том: если бы я удостоился золотого ключика, сколько бы мне за него отвалили в ломбарде?..

— Ты прямо текст Дуремара сейчас повторил. Каждый найдет себе в сказке реплики по душе. Дуремар так и рассуждает: сколько веса в этом золотом ключике? Что там заработать на нем можно? Карабас ждет большего. Понимаешь, ключик – это универсальный символ счастья. Для меня оно одно, для тебя – другое. Возьми любого человека: у каждого свой рецепт движения к счастью. Каждый этим ключиком откроет свою дверцу. Не зря Буратино говорит Карабасу: «Если я отдам ключик тебе, то счастлив будешь только ты один. А если я отнесу папе Карло, то сделаю счастливыми его, себя и своих друзей». Счастьем нужно делиться! Для меня, наверное, вот это – сверхзадача спектакля. Если я вложу в маленькие головы эту истину, для кого-то, может быть, спорную, то выполню свое небольшое предназначение.

— Кому сложней – актеру или режиссеру?

— (Не задумываясь.) Трудней быть режиссером. Потому что ты отвечаешь за все и сразу. Даже если актер плохо сыграл, виноват ты. Либо лучше объясняй, либо не выпускай на площадку. Короче, режиссер – всегда крайний. Или берешь на себя всю ответственность, или идешь домой и не мешаешь другим работать.

Папа Карло поет голосом Дмитрия Рябова

— Есть куча песен, которые намертво прилипают к фильму про Буратино. В «Губернском» персонажи будут петь свои?

— Моя сказка не имеет ничего общего с тем прекрасным фильмом. Она даже в другой стилистике сделана. И если мне нечего было бы сказать, я бы просто включил детям кино, — пусть смотрят. Да, это можно назвать моим произведением. Я вложил свои мысли, душу, свое мироощущение. И через героев, повторюсь, транслирую обычные истины. В первую очередь своим детям, которых приведу на спектакль. Мало того, хочу, чтобы все это они перенесли на своих детей. А музыку к нашему спектаклю написала замечательный композитор Татьяна Попова. Раскрытия всех тайн ты от меня не добьешься, но по дружбе сообщаю: папа Карло будет петь голосом Дмитрия Рябова.

— К костюмам, смотрю, тоже подход профессиональный. Одни уши Артемона чего стоят! В такой шапочке хоть сейчас на дискотеку.

— Не один ты это заметил. Вот думаю, не наладить ли после премьеры производство головного убора под названием «артемонка».

— Закончим разговор про курицу и яйцо. Перед тобой изначально лежала книга Толстого?

— Есть инсценировка того же Толстого. Я ее прочел. Показалась тяжеловатой, ложась на наше время. В ней есть слова и выражения, которые не только сегодняшние дети, но и многие взрослые не знают. Поэтому переписал современным языком. Плюс – сократил пьесу. Теперь там нет даже некоторых персонажей. Например, друга папы Карло Джузеппе-сизого носа и Сверчка. Первого убрал потому, что он никак не двигает сюжет. Кстати, так проверяют лишнего персонажа. Мысленно убирают, и если ничего не поменялось, значит, на фига он нужен? Со Сверчком попрощался потому, что он показался излишним резонером, ментором.

— Очень понятные объяснения. Особенно для ребятни.

— Сверчок поучатель: «Жить надо правдой!» Такой герой есть у Фонвизина в «Недоросле». Мне кажется, что лобовое учение менее эффективно и правдиво.

— Но все спектакли по сути обман…

— (Отставляет кружку с чаем.) Спектакль – никакой вам не обман. Мы создаем иллюзию, в которую хочется верить.

— Простора на сцене «Губернского» хватает?

— Хватает. Я распределяюсь всегда по площадке. Была бы компактней, тоже ничего. Другое дело, что в отличие от областного театра, здесь меньше машинерии. Имелся бы движущийся круг, точно нашел бы ему применение. Прекрасно понимаю, что сцена КВЦ больше концертная, нежели театральная. Но, как говорится, нет предела совершенству.

Хочу возродить тех сказочных героев

— Почему именно «Золотой ключик», а допустим, не «Снежная королева»?

— Ставил бы «Снежную королеву», ты бы спросил: «А почему не «Золотой ключик?» Если серьезно, это, наверное, продолжение той серии, над которой получил возможность работать, когда начинал постановки. Первым был Незнайка. Мне кажется, что герои, которые формировали мое детство, сейчас становятся незаслуженно забытыми. Хочу их возродить, насколько это возможно.

— В труппе кто?

— В основном выпускники и студенты старших курсов Костромского колледжа культуры.

— Студентам за это будет зачет?

— Они работают официально. Им жизнь зачет поставит.

— У вас ежедневные трехчасовые репетиции. С массой отвлечений на организационные вопросы. Ты вообще успеешь к Новому году? Не упустишь этот момент?

— Новый год я давно упустил. Подготовка же к спектаклю идет по плану. Если что-то не вписывается, оно ломается и подстраивается под план. Не будет артиста, сам выйду на сцену. Матч состоится в любую погоду! Это мой девиз.

Ваша новость успешно отправлена!
Это окно исчезнет самостоятельно через 3 секунды...