Когда интересны сложности
— Сергей Юрьевич, почему вы выбрали именно эту профессию?
— Я не был уверен, что это – моя профессия, решил попробовать себя в ней, обучаясь заочно в колледже культуры. Мне надо было убедиться, что эта профессия для меня интересна и я подхожу для нее. Профессия своеобразная, требующая определенного способа мышления и других качеств, порой весьма противоречивых. О профессии режиссера у меня было представление, так сказать, внешнее. Но постепенно, втягиваясь в специфический мир театра, я понял, что мне это интересно, что язык театра мне близок. У тебя есть возможность вместе с артистами общаться с великими драматургами, погружаться в их миры и делиться своими открытиями с другими.
В конце концов, я решился и поступил в институт на театральный факультет, по окончании устроился в костромской театр. Теперь могу сказать, что эта профессия невероятно сложная, если делать ее честно, но, наверное, так можно сказать про любую профессию.
— Какие проекты в вашей творческой жизни были самыми сложными?
— Все спектакли по-своему сложные, но этим и интересные. Мне нравятся вопросы, которые задают авторы пьес, мне нравится искать ответы, строить предположения, фантазировать, удивляться. Это увлекательный процесс сам по себе, но еще увлекательнее втягивать в него других, сначала актеров, потом зрителя.
— По какому принципу вы отбираете пьесы?
— Здесь много факторов. Прежде всего – внутренний отклик. Если проблема, поднимаемая пьесой, откликается во мне, в других, значит, она своевременна, значит, она про нас. Кроме того, я обязательно учитываю качество драматургии и будут ли открываться новые грани наших артистов в ролях, предложенных пьесой.
Если приходит настоящая любовь
— Сергей Юрьевич, а почему вы выбрали нынче такую необычную пьесу Островского на открытие театрального сезона?
— Эта пьеса открывает нам неизвестного Островского. Она для меня во многом является драматургическим переложением романа Достоевского «Идиот».
— В чем же ее современность?
— Мы все совершаем ошибки, порой с серьезными последствиями. Можно ли с этим примириться и не грызть себя постоянно? Способна ли любовь изменить человека? Можно ли быть счастливым, но не за счет других?
— Пьесу «Богатые невесты» не ставили много лет на костромской сцене.
— Да, ее очень редко ставят. Хотя пьеса придумана и сделана великолепно. Просто ее не открывали. Может, время не приходило. Мне кажется, что сейчас эта история может иметь отклик. Все хотят быть богатыми, известными. И ради этого способны пойти на многое, о чем потом могут пожалеть.
— Говорят, главную роль исполняет молодая актриса, у которой больших ролей еще не было?
— Одну из главных ролей исполняет Яна Токарева, она второй год работает в нашем театре. Эта ее первая большая роль. И надо сказать, что у Яны все прекрасно получается. Уверен, что зрители ее полюбят.
Какая премьера запланирована на декабрь?
— Сергей Юрьевич, каким будет новый театральный сезон?
— Пока я могу поделиться планами только на половину сезона. Кроме премьеры спектакля «Богатые наследницы» у нас готовятся две сказки. Причем премьеры состоятся как на большой, так и на малой сцене. Это – «Иоланта – дочь короля» и «Корнейчуковина». Также мы начали репетиции «Маскарада» Лермонтова, премьера запланирована на декабрь.
— Планируете ли на фестивали выезжать?
— Мы участвуем в фестивале, который состоится в Рязани. Там мы покажем «Богатые невесты». Только что завершился наш фестиваль «Дни Островского в Костроме».
— Все ли вам понравилось в фестивальной программе?
— Все спектакли смотрелись с интересом и большим восторгом у нашего зрителя.
— А что вам больше всего запоминается?
— Запоминается живое общение, когда артисты играют с азартом и удовольствием.
— Есть ли у вас свой режиссерский почерк?
— Наверное, есть, но лучше спросить об этом других.
— Были ли у вас такие случаи, когда не складывались отношения с актерами в творческом плане?
— Если что-то не получается в репетициях у артиста, то это прекрасно. Значит, мы будем продолжать искать. А что может быть увлекательнее поисков. Было бы только время.
Кто подает надежды?
— Сергей Юрьевич, появились ли в труппе нынче новые артисты?
— В этом году пришло трое новых артистов, это Никита Шихов, Алена Голубева и Егор Кащеев. Они окончили театральный институт в Санкт-Петербурге. Сейчас они задействованы в сказке, дальше – примут участие в «Маскараде».
— А вам самому никогда не хотелось сыграть какую-нибудь роль?
— Мне достаточно своей профессии.
— Как вы считаете, вы на сцене – тиран или демократ?
— Если речь идет о каких-то организационных вопросах или дисциплине, то здесь должна быть достаточно жесткая позиция. В остальном же все демократично. Людей нельзя заставить делать что-то силовыми методами, их надо убедить, увлечь.
— Встречались ли вам люди, которые на вас повлияли как на профессионала?
— Встречались и встречаются. Например, Римас Туминас, художественный руководитель Вахтанговского театра. Несколько лет назад я у него проходил мастер-классы.
— Вы сами кому-нибудь рекомендовали профессию режиссера?
— Нет, не рекомендовал. Театр – это место повышенной искренности. Если человек к этому готов, то добро пожаловать.
Зритель любит классику
— Сергей Юрьевич, с какими мыслями должен уйти зритель из театра, увидев вашу постановку?
— Прежде всего, эмоционально задетым содержанием пьесы. Тогда и мысли будут хорошими.
— Вы нередко бываете на гастролях и фестивалях, как вы считаете, костромской зритель чем-то отличается?
— Костромской зритель любит больше классику. И это приятно. Может, это связано с тем, что театр, которому свыше двух столетий, должен ставить проверенную временем драматургию.
— Что считаете своим главным достижением в профессии?
— Надеюсь, качество спектаклей растет.
— Что, по-вашему, важнее – коммерческий успех или всенародное признание?
— Лучше, чтобы эти критерии не противопоставлялись.
Экспресс-опрос
— Чем занимаетесь в свободное время?
— Иногда делаю что-нибудь по дереву.
— Отпуск как проводите?
— Этим летом ездил на родину, в Казахстан.
— Кто по знаку зодиака?
— Весы.
— Какае у вас любимое блюдо?
— Вкусное.
Валентина ФАДЕЕВА.
Фото Николая Суворова.