«Хочу по выделенной полосе»
— Андрей Васильевич, перед днем «Ч» в Костроме прошла «горячая линия»…
— Да. В конце июня мы начали принимать звонки от пассажиров по вопросам, которые касались проблем, возникающих во время ремонта моста. Работали в течение десяти дней, затем «горячую линию» продлевали. Тогда поступало 50-60 обращений в день. Сейчас же количество звонков составляет от 7 до 20 ежедневно, и мы продолжаем работать с ними.
— Что волновало костромичей, на что особенно они обращали внимание в первые дни ремонта моста через Волгу?
— Основные вопросы, которые задавали костромичи, касались непосредственно права проезда по выделенной полосе, общей организации дорожного движения. Мы объясняли, каким образом и как можно проехать. Очень многие жители хотели получить преимущество по свободному проезду через мост. Об этом говорили предприниматели и простые костромичи, ссылаясь на жизненные обстоятельства. Так, один мужчина работает в Ярославле и ежедневно на легковом автомобиле туда ездит. Он жаловался, что ему очень неудобно стоять в пробке: «Дайте разрешение!» Но мы такие документы не выдаем. Все регулируется исключительно на федеральном уровне. И исключения по правилам дорожного движения нет.
— А кто имеет право движения по выделенной полосе? Такси могут проехать по ней?
— Такси, в соответствии с требованиями правил дорожного движения, п.18.2, имеют право передвижения по выделенной полосе. При этом автомобиль такси должен иметь соответствующее цветографическое оформление, путевой лист, разрешение на осуществление деятельности, выданное департаментом транспорта и дорожного хозяйства Костромской области. А также выполнять ряд других требований, предусмотренных действующим законодательством, т.е. быть легальным таксистом, а не «бомбилой». «Нелегальных» таксистов сотрудники ГИБДД имеют полное право оштрафовать за нарушение правил дорожного движения. Правом проезда по выделенной полосе для маршрутных транспортных средств пользуются автомобили экстренных и специальных служб, оборудованные проблесковыми маячками и звуковыми сиренами. Кроме того, по ней могут ездить школьные автобусы и велосипедисты.
Предложения и жалобы
— Перевозчики на что-нибудь жалуются?
— Они, во-первых, хотят продления выделенных полос. Потому что до нее автобус стоит в общем потоке и двигается медленно. Но надо понимать, что в случае их удлинения начало пробки сдвинется на другой участок улицы, увеличатся заторы и на прилегающих улицах.
Кроме того, сейчас не хватает водителей и кондукторов. Почему? Основная причина – низкая зарплата. Кондуктор получает 12-14 тысяч рублей при 12-часовом рабочем дне, на ногах. Это тяжелый труд! Та же ситуация с водителями. Молодые люди не идут на небольшую зарплату. Поэтому средний возраст водительского состава перевалил за 50 лет… Эти одинаковые проблемы у муниципальных предприятий и частных перевозчиков. Сейчас, например, из-за нехватки водителей у частных перевозчиков стоит пять машин.
— Может, были какие-нибудь предложения от жителей, звонивших в управление?
— Большинству населения те изменения, что мы внесли в схему движения общественного транспорта, пришлись по вкусу. Надо сказать, что мы получили очень много благодарностей за введение этих выделенных полос. Люди, которые пользовались общественным транспортом до ремонта и продолжили ездить на нем сейчас, говорили, что стали добираться на работу быстрее. Автобусы сейчас в пробках не стоят, в отличие от частного транспорта, который везет одного, максимум двух человек.
Перед началом ремонта моста нам надо было выбирать приоритеты. Ведь у большинства населения нет автомобиля, и это, как правило, социально не защищенные слои населения. У нас государство социальное, и мы пошли на такие меры.
Пассажиры благодарили за увеличение количества автобусов на маршрутах заволжского направления. Жители обращались по поводу автобуса №15 и короткого маршрута, следующего до улицы Подлипаева. На 15-й маршрут мы выставили дополнительные автобусы, сконцентрировав их отправление на часы пик. И на короткий маршрут автобусы теперь выходят раньше. «Спасибо» говорили и за теплоход.
По воде и по рельсам
— Идея с перевозками по воде оказалась удачной?
— Что касается теплохода, то здесь есть один момент. Наполняемость его в утренние часы около 50%. В вечернее время (мы постоянно ситуацию отслеживаем, считаем по «головам») — 80-100%. Причина проста. Из-за того, что теплоход бесплатный, люди катаются, используют его в качестве прогулочного теплохода. Наверное, это тоже неплохо.
По обращениям жителей, руководителей предприятий мы поменяли расписание теплохода. Люди не успевали на работу, приплывали в центр, а оттуда надо было еще дальше добираться. Утром рейсы теперь раньше, вечером – позже. Были внесены изменения и в расписание автобусов №22, №76, №88, подвозящих пассажиров к причалу. Их закольцевали под теплоход.
— Электричкой костромичи пользуются?
— Здесь надо понимать, что в силу особенностей расположения платформы электричка не очень популярна. Как пользовались ею 100-150 человек в день, так они и продолжают ездить. От Малышково до платформы идти минут семь. Дорога до нее подсыпана асфальтовой крошкой, скошена трава, проведена акарицидная обработка. Вместимость электропоезда большая, за раз на ней может уехать 800 человек. И если бы был коллапс, люди бы сами туда пошли.
Но костромичам, живущим в районе Паново, полиграфического комбината, ехать к электричке нет смысла. Они спокойно уедут на автобусе по выделенной полосе из Паново. Из дома пять минут пройдут до остановки и через пятнадцать минут будут уже на улице Подлипаева.
Зимнее расписание
— Лето заканчивается, сезон отпусков – тоже, население вернется в Кострому, и все поедут на работу. Вы к этому готовы?
— Да. В сентябре пассажиропоток увеличится. Поэтому прорабатывается вопрос вывода дополнительных машин на маршруты, и концентрация времени отправления под час пик.
Летом время отправления у автобусов было более растянуто для того, чтобы обеспечить равномерный поток транспорта и пассажиров. Но с началом сентября жители снова будут концентрироваться на остановках в определенные часы. И на заволжские маршруты дополнительно выйдут еще 8-9 автобусов, по одной – две машины на каждый маршрут. В первую очередь это касается маршрутов №57 и №10. Мы ожидаем увеличение числа пассажиров по этому направлению, от магазина «Костромич» через Паново. И в час пик здесь будет увеличено число рейсов автобусов.
По нижнему Заволжью большого наплыва пассажиров не ждем, Тем не менее, предусмотрено определенное увеличение количества машин и в направление улиц Беленогова и Голубкова.
— А теплоход закончит навигацию в ноябре?
— Будем смотреть по погоде. У речников есть свои требования, и когда температура опускается ниже определенного предела, они не имеют право выходить в рейс. Мы плотно работаем с речниками и заранее предупредим жителей о конце навигации.
Постоянные транспортные карты в работе
— Костромичи очень интересуются, когда будут выдаваться постоянные транспортные карты?
— 22 августа определился победитель электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на изготовление персонифицированных микропроцессорных пластиковых карт. Было два претендента из Москвы и Подмосковья, Зеленограда. Выиграл Зеленоград. В течение десяти дней будет заключен контракт. И мы передадим первую партию на изготовление. Это списки граждан (2500 человек), у которых правильно оформлены заявления на изготовление персонифицированных пластиковых карт, приложены требуемые документы и подтверждены льготы на право льготного проезда в общественном транспорте города Костромы.
Постоянные электронные карты выполняются на бюджетные деньги. Первый контракт на 10 тысяч штук, потом будем заказывать еще. Стоимость одной карты составляет 43 рубля 90 копеек. Предполагается начать выдачу постоянных карт в конце сентября. Место и время выдачи будет сообщено дополнительно.
— Карты будут обменивать бесплатно?
— Карты меняются бесплатно. Деньги могут взять только если человек потерял свою карту. При выдаче персональных карт временные карты будут изыматься у граждан и блокироваться системой электронного учета количества льготных поездок.
Но замечу, что временные карты будут в обороте постоянно. Человек, вышедший на пенсию и получивший льготы, не сможет сразу получить постоянную транспортную карту. Ему сначала выдается временная карта. И только через некоторое время ее изготовят.
«Пазик» — это временно?
— Будет ли замена «пазиков» на городских маршрутах, ведь они часто выходят из строя?
— Мы не вправе заставлять перевозчиков покупать конкретные модели автобусов. Это было бы нарушением антимонопольного законодательства. Поэтому перевозчики сами выбирали подвижной состав. Надо понимать, что сейчас большая часть заводов-изготовителей работает под большие города. И заказы наших перевозчиков им не интересны. Одно дело 300-400 автобусов для обеспечения чемпионата мира по футболу. Или 30-40 машин для Костромы. Хотя сейчас на улицах города большая часть – новые автобусы. Лишь 25 процентов — б/у.
Что касается предстоящей замены. У «пазиков» — хорошая ремонтоспособность. Ремонтировать их гораздо легче, чем другие модели. Тем не менее перевозчики, которые закупили «пазики», уже хотят менять модель. – на ЛиАЗы и МАЗы. Эти автобусы служат 7-8 лет, а не три года, как ПАЗ. Сначала перевозчик экономит на стоимости транспорта, запчастей. Но со временем статистика отказов приводит к тому, что затраты на поддержку «пазиков» на «плаву» превысят затраты на закупку новой техники. Поэтому через полтора – три года пойдет процесс их естественного «вымывания». Так, уже сейчас на маршруте №83 нет ни одного «пазика», там работают «Векторы». И еще одно транспортное предприятие, работающее по Заволжью, закупает другие автобусы.
— Наши читатели спрашивают, почему «Костромагортранс» переехал в троллейбусный парк? Неужели троллейбусы перестанут работать и в Костроме останутся только автобусы?
— Это не так, троллейбусы продолжат обслуживать горожан. У нас в городе два муниципальных транспортных предприятия, которые выполняют аналогичные функции. МУП «Костромагортранс» имеет задолженность по налоговым платежам, находится в трудном финансовом положении. И содержание, например, двух баз нецелесообразно. МУП «Троллейбусное управление» выпускает на линию 20 машин. Большая часть производственных площадей не загружена. Поэтому сейчас на его территории размещен и подвижной состав «Костромагортранса». И управление автопредприятия находится там. Сделано это в целях оптимизации затрат обоих предприятий на содержание базы, оплату услуг охраны помещений и территории, выполнения требований транспортной безопасности.
В будущем мы предполагаем оптимизировать издержки таким образом, чтобы эти предприятия вышли на минимальный уровень рентабельности, или хотя бы стали безубыточными.
Светлана ГАПОНЮК.
Фото Николая Суворова.