Сергей Чернышов: «Оценку удовлетворительно мы заслуживаем»
Разговор с начальником управления ГИБДД МВД России по Костромской области шел о неизбежных пробках на дорогах, о реверсивном движении на мосту, об очевидных успехах и грандиозных планах.
Ходил до работы пешком 18 километров
— Сергей Валентинович, помните, с чего начали свою работу в должности начальника управления ГИБДД МВД России по Костромской области?
— Я сделал все, чтобы навести порядок в оказании государственных услуг. Вот уже сегодня люди не стоят, как раньше, в очередях. Причем теперь регистрация транспорта организована в одном месте.
— Говорят, очереди по-прежнему сохранились.
— Да, пока эта проблема есть, но в основном – в Костроме. Знаете, количество транспорта растет с каждым годом, ежегодно число увеличивается на десятки тысяч. Так, в области около 250 тысяч автомобилей, причем в Костроме – порядка ста тысяч. Однако есть портал государственных услуг. Там можно любому желающему записаться на удобное время. Кроме того, можно записаться через терминалы, которые установлены как в областном, так и в районных центрах. Немаловажно, что сегодня есть возможность пройти регистрацию на территории любого региона и любого района.
— Хотелось бы узнать, а где вы учились?
— Сначала я окончил педагогический институт, работал учителем физкультуры в Кологривском районе. Ходил до работы пешком 18 километров. Потом работал в другой школе, расположенной в 26 километрах от Кологрива, там я ездил сначала на велосипеде, потом – на мотоцикле. Кроме того, четыре года учился на истпеде. Когда перешел в органы внутренних дел, то окончил юридический факультет в Иванове.
— Как же вы попали в Госавтоинспекцию?
— Знаете, меня давно звали на работу в органы внутренних дел, потому что я спортсмен. Играл в волейбол, настольный теннис и футбол, также занимался активно легкой атлетикой. Выступал за кологривскую команду на первенстве области. В 1993 году я принял очередное предложение о смене работы.
— Хорошую карьеру сделали.
— Я не считаю себя карьеристом, просто жизнь так сложилась. Мне сопутствовала удача, на моем пути встречались хорошие люди.
— Говорят, настоящий мужчина еще должен дом построить, дерево посадить и сына вырастить.
— Дом построил, когда в Кострому переехал, деревья сажал, сын – военный. Теперь баню сам строю.
— Как проводите свободное время?
— Занимаюсь спортом, играю в футбол. Также регулярно посещаю спортзал.
— Какие книги вам нравятся?
— Мне интересны исторические книги. Я люблю читать про индейцев. Однако чаще все-таки читаю специализированную литературу.
Жалобы будут всегда?
— Сергей Валентинович, говорят, с каждым годом ДТП становится все больше и больше, так ли это на самом деле?
— Если взять статистику по дорожно-транспортным происшествиям за последние четыре года, то количество ДТП, подлежащих государственной отчетности, снижается. Ежегодно количество ДТП уменьшается на несколько десятков – от пятидесяти до ста. Так, если четыре года назад зарегистрировано около тысячи ДТП, то сейчас – семьсот шестьдесят. Также уменьшается число погибших и раненых.
— В какое время суток и в какие дни недели ДТП бывают чаще?
— Днем чаще случаются дорожно-транспортные происшествия, в которых страдают исключительно транспортные средства, без пострадавших людей. Во второй половине дня нередко происходят наезды на пешеходов. Погодные условия тоже оказывают влияние на ДТП. Например, в дождь видимость на дорогах ухудшается. Причем почему-то чаще регистрируем ДТП во вторник, среду и четверг.
— Пьяных за рулем становится больше? Как с этим бороться?
— Я бы так не сказал! Понимаете, те нововведения, которые были приняты не так давно, дают свой результат. Так, в Уголовном кодексе появилась статья за повторное управление транспортом в состоянии опьянения. Это, безусловно, дало эффект. Многие водители, чувствуя ответственность, просто не выезжают, приняв на грудь. Да и штрафы за управление транспортом в состоянии опьянения дали свой результат.
— Со стороны водителей нередко бывают нарекания в адрес инспекторов ДПС.
— Сегодня основная задача Госавтоинспекции и органов внутренних дел – найти тот правильный подход к взаимоотношению сотрудников органов внутренних дел с участниками дорожного движения и с гражданами. Жалобы будут всегда, потому что мы все живые люди. Знаете, многие относятся к сотруднику ГИБДД агрессивно после остановки транспортного средства. Все неизменно спрашивают: а что я нарушил? Вовсе не обязательно останавливают, когда есть нарушение. Есть и другие основания для остановки транспорта. Например, могут остановить, чтобы узнать обстановку на дороге.
Если говорить об идеале…
— Сергей Валентинович, каким же должен быть идеальный гаишник?
— Идеальных сотрудников нет. Мы стараемся набирать в первую очередь порядочных сотрудников Госавтоинспекции. Также сотрудник дорожно-патрульной службы должен опрятно выглядеть. Он должен уметь правильно выбрать место для несения службы. Более того, еще и оказывать помощь всем участникам движения. Ну, и, разумеется, сотрудник должен быть компетентным во всех отношениях. Если говорить об идеале, то сотрудник должен быть чуть ли не кандидатом наук. Понимаете, сегодня наши сотрудники иной раз оказывают даже и медицинскую помощь. Кроме того, необходимо знание законодательной базы Российской Федерации. Он наделен полномочиями выявлять и пресекать нарушения на дороге.
— Как вы оцениваете уровень подготовки сотрудников?
— На сегодняшний день, если оценивать реально, то на твердую троечку, если по пятибалльной системе. Считаю, что на пятерку надо знать все! Кроме того, пока еще есть проблемы, да и нарекания в адрес некоторых сотрудников. Оценку удовлетворительно мы заслуживаем.
— На что вы в первую очередь обращаете внимание при отборе сотрудников?
— У нас набор сотрудников проходит специализированно – необходимо отменное здоровье. Знаете, сотрудник дорожно-патрульной службы должен быть заметен, в том числе и по росту. Отбор у нас достаточно жесткий, ведь важно и наличие интеллектуальных способностей. Стараемся брать с высшим образованием, желательно – профильным. Не буду скрывать, квалифицированных кадров нам не хватает. Специфика нашей службы подразумевает нахождение на улице. В любую погоду. Не каждый готов нести такую службу.
Основная проблема у нас – мост
— Сергей Валентинович, если говорить не об идеалах, а о реальности, то мздоимство до сих пор встречается?
— У нас не такой уж большой регион. Если сотрудник начал преступать закон, информация появляется об этом моментально! Да, иногда такое случается, но в последнее время взяточников стало меньше. Ведь у нас хорошо работает служба собственной безопасности. Кроме того, отслеживает подобные нарушения и федеральная служба безопасности. Стараемся с взятками бороться: и увольняем, и привлекаем к уголовной ответственности.
— Не могу не спросить, а можно ли купить «красивые» номера?
— Что такое «красивые» номера?
— Одинаковые цифры!
— Министерством внутренних дел установлена программа, очередь идет в электронном виде. Люди получают номерные знаки, которые выдает компьютер. Это я нередко объясняю людям, которые приходят на прием. Некоторые просят номера даже по фэн-шую.
— Есть мнение, что пробки на дорогах не только от переизбытка автомобилей, но и оттого, что нерационально организовано движение. Вы согласны?
— Не согласен! Госавтоинспекция – в первую очередь контрольно-надзорный орган. Однако мы работаем и над этой проблемой. Так, на многих улицах Костромы появилось одностороннее движение, чтобы разгрузить улицы в часы пик. Основная проблема у нас – мост.
— Реверсивное движение так и будет там применяться?
— Реверсивное движение у нас пока недоработано, то, что планировалось сделать. Пока как светофорное регулирование. Оно же должно в случае возникновения заторов своевременно перераспределять дорожные потоки. У нас это пока не сделано. Проблема в том, что нет ручного вмешательства в регулирование процесса. Нужен центр управления организации дорожного движения, который будет контролироваться специалистами. Это сделано во многих городах.
— Появятся ли штрафы за опасное вождение?
— Пока нет. Проблема в том, что это трудно реализовать на практике.
— Сколько в Костроме камер фиксаций?
— На сегодняшний день – 54 рубежа, не считая мобильных. Кроме того, две видеокамеры контролируют проезд на железнодорожных переездах. Плюс весогабаритный контроль.
Где основный очаг аварийности?
— Сергей Валентинович, назовите, пожалуйста, самые аварийные места в Костроме и в области, чтобы люди знали эти участки.
— На сегодняшний день в областном центре главный очаг аварийности – улица Советская. Именно здесь основной поток транспорта, плюс те развязки, которые у нас есть, не обеспечивают безопасный проезд. В нашей области ДТП чаще происходят на дороге федерального значения Кострома – Иваново. Там немало очагов аварийности. Нередко происходят дорожно-транспортные происшествия и на дороге Кострома – Красное-на-Волге. Там с 18-го по 22-й километр – наезды на животных. Поскольку самая протяженная дорога Кострома – Верхнеспасское, то и там ДТП немало.
— Часто говорят, что третьим участником ДТП являются ямы, ухабы и нечеткая разметка!
— За прошедший год в областном центре было много сделано, чтобы привести нашу улично-дорожную сеть к тем стандартам, которые предусмотрены.
— Мне кажется, в области дороги совсем не соответствуют стандартам.
— Да, на сегодняшний день районные центры как-то еще стараются поддерживать состояние дорог. Мы стараемся, чтобы главы сельских поселений приводили в надлежащее состояние технические средства организации дорожного движения. Это – дорожные знаки и ограждения. В том числе и разметка во многих районных центрах появилась.
— А дороги в глубинке совсем разбиты, например, до Вохмы.
— Чтобы были хорошие дороги, их надо беречь. По большому счету, никто для этого ничего и не делает. Сегодня те налоги, которые мы платим, не перекрывают затраты. Поэтому состояние дорожного полотна и ухудшается с каждым годом…
— Но ведь ГИБДД имеет полномочия наказывать за ненадлежащее состояние дорог.
— Да, мы составляем протоколы, выписываем немаленькие штрафы!
— Неужели не помогает?
— Честно признаюсь, проще заплатить несколько сотен тысяч рублей, чем найти несколько миллионов для реконструкции одного участка дорожного полотна.
— Ну, что-то ведь можно все-таки сделать?
— Необходимо строго контролировать качество отремонтированных дорог. Думаю, что мы со временем приведем в порядок все дороги. Я оптимист по натуре. Вот дорога Кострома – Верхнеспасское передана на федеральный баланс.
— Хотелось бы еще узнать о ваших планах?
— Планирую навести порядок, связанный со сдачей экзаменов на права. Необходимо уменьшить ту очередь, которая сегодня есть. Надо все правильно организовать. Возможно, что в один день люди будут сдавать теорию, а на другой – автодром, а на третий день уже – по городу. Принципиальный подход к приему экзаменов обязательно сохраним! Кроме того, хотелось бы внести изменения в нормативно-правовую базу. Учебные организации должны в большей мере отвечать за обучение и подготовку кандидатов в водители. Например, пока последний из группы не сдал экзамен, школа не имеет право набирать следующую группу.
Также в планах – организация музея Госавтоинспекции.
Из досье
Чернышов Сергей
Полковник полиции, начальник управления ГИБДД УМВД России по Костромской области. Родился 26 июля 1968 г. в Кологриве Костромской области. Женат. Двое детей. Областную ГИБДД возглавляет с июля 2013 г.
Валентина ФАДЕЕВА.
Фото Николая Суворова.